История Моцарта, рассказанная Сальери
Молодежный театр закрыл сезон премьерой спектакля «Амадей». Как полагает исполнитель роли Сальери Сергей Беланов, это история Моцарта, которую Сальери рассказывает от себя.
В 1979 году британский драматург Питер Шеффер, вдохновившись одной из «Маленьких трагедий» — «Моцарт и Сальери» Пушкина и одноименной оперой Римского-Корсакова, написал пьесу «Амадей». Она быстро полюбилась западному зрителю. За неполные сорок лет существования ее несколько раз ставили в Национальном театре Великобритании и два раза на Бродвее. Фильм, снятый по пьесе Шеффера чешским режиссером Милошем Форманом, получил две статуэтки «Оскар». Российский зритель с западной трактовкой истории Моцарта и Сальери знаком мало. Постановки «Амадея» в России можно пересчитать по пальцам одной руки. Поставить в Ростове пьесу из списка мировой драматургии взялся режиссер из Санкт-Петербурга Александр Баргман.
За событиями XVIII века зрители наблюдают глазами Сальери. На склоне лет, будучи семидесятилетним стариком, он решает рассказать о том, как когда-то объявил войну Богу в лице Моцарта. В воспоминаниях Сальери перед зрителем проходят последние десять лет жизни молодого гения: приезд в Вену, сочинение опер, рождение сыновей и написание реквиема. На протяжении десяти лет Сальери медленно убивает Моцарта. Но не ядом. Он выбирает другой способ: строит козни молодому композитору, не дает занять должность при дворе, срывает премьеры, закрывает спектакли и тем самым лишает заработка. Это история скорее морального, психологического убийства.
У актеров Евгения Овчинникова, Александра Хотенова (Моцарт, спектакль играют двумя составами) и Сергея Беланова (Сальери) получилось создать очень мощные дуэты и показать на сцене силу столкновения двух противоположностей. При этом Моцарт только догадывается о том, что против него ведется необъявленная война, и ответных ударов не наносит. Здесь драматург следует пушкинской концепции — «Гений и злодейство — две вещи несовместные».
— У Моцарта точно нет соперников. У Сальери есть, а у Моцарта нет. Моцарт в себе уверен и понимает, что он гений, — говорит исполнитель роли Моцарта Александр Хотенов.
Герои не прячутся под масками характерных черт гения и злодея. В них совмещаются разные чувства и слабости. У сосредоточенного, сдержанного на публике в эмоциях Сальери это зависть и любовь к сладкому. Моцарт раскован, остер на язык, нахален. Интересно наблюдать, как уживаются на небольшой сцене две большие личности.
Постановка хоть и называется «Амадей», но спектакль заставляет задать вопрос: кто же все-таки главный герой — Моцарт или Сальери?
— Здесь все пополам. В первом акте Сальери становится на путь грешника и осознает это. Во втором мы видим трагедию Моцарта. Сальери намеренно вредит ему, делает так, чтобы от Моцарта все отвернулись, постепенно его добивает, «обесточивает». Остановиться он уже не может, потому что Моцарт даже в таком состоянии из своих переживаний продолжает создавать великую музыку. Сальери же понимает, что пишет мертворожденную музыку. Это его наказание. В целом это история Моцарта, которую Сальери рассказывает через себя, — говорит исполнитель роли Сальери Сергей Беланов.
Образы второго плана — императорской элиты — получились с выпуклыми, несколько утрированными характерами: недалекий император, издающий указ, который запрещает балет в опере, бегающий за ним гофмейстер, высокомерный масон. Режиссерской находкой стала Светлана Лысенкова в роли директора Императорского оперного театра графа Розенберга. Второстепенными эти роли назвать нельзя. Действуя именно через этих персонажей, Сальери «обесточивает» Моцарта.
Художник-постановщик спектакля Илья Кутянский создал на сцене художественное пространство в темных тонах, которое по ходу действия легко превращается в концертный зал, дворец, комнату Моцарта или Сальери. Разбросанные по полу скомканные нотные листы создают атмосферу беспорядка и небрежности по отношению к таланту.