г. Ростов-на-Дону
01 Июня 2020 18:54:08

«Ростов ассоциируется с запахом рыбы, раскаленного воздуха и выхлопа»

В Театре 18+ прошла премьера гастрономического спектакля «Есть Ростов». Его зрители не проживают истории вместе с артистами, а прожевывают их, шутит автор спектакля. «Шеф-поваром» новой постановки выступила Элина Куликова, молодой московский режиссер. N встретился с ней накануне премьеры и узнал, как в театре собираются кормить зрителей.
«Ростов ассоциируется с запахом рыбы, раскаленного воздуха и выхлопа»
N: — Направление, в котором вы работаете, обозначается как «сенситивный театр». Что это такое?

Э.К.: — Этот термин я придумала для того, чтобы каким-то емким словом обозначать ту эстетику, в которой работаю. Искусство чаще всего аудиально и визуально. Оно настраивает нас на интеллектуальное осмысление увиденного. Для создания классического спектакля мы, как правило, используем текст, актерскую игру, музыку. Сенситивное произведение обращается не к зрению и слуху, а к тому, что мы чаще всего не задействуем — к физиологии. Я задалась вопросом: «А почему не использовать запахи, вкус, тактильность, температуру?» Они ведь тоже являются мощными инструментами, через которые мы воспринимаем мир. Запах и вкус открывают нам новые возможности для понимания того или иного явления.

В этой идее нет новаторства. Наверное, не существует художественной практики, которая не была бы опробована. Я ничего не открыла, просто дала этому направлению название, и оно прижилось. Недавно питерские коллеги назвали свой спектакль «сенситивным», и я поняла, что этот термин пошел в народ.

N: — Изначально вы задумывали сделать спектакль о Ростове ароматическим. Почему изменили решение и сделали его гастрономическим?

Э.К.: — Я приехала в Ростов и поняла, что здесь побеждает вкус, а запах просто сопутствует ему. Город можно описать словами или спеть о нем песню, а можно проделать ряд гастрономических экспериментов и получить массу впечатлений, из которых сложится его образ. Я мало знала о Ростове, но скоро мне стало очевидно, что это гастрономическая столица. Здесь есть культ еды. Все времяпрепровождение в Ростове складывалось через постоянное потребление пищи, поэтому я этот город понимаю скорее на вкус. Летом в рамках фестиваля «Трансформация» я должна была поставить сайт-специфик-спектакль про поэтику и историю города. Мне показали Центральный рынок и сказали, что есть возможность сделать там перформанс. Я не смогла отказаться от такого колоритного объекта. «Есть Ростов» стал продолжением фестивального спектакля.

N: — Если бы спектакль все-таки поставили, из каких запахов он бы состоял? Как пахнет Ростов?

Э.К.: — Он ассоциируется с запахом рыбы, раскаленного воздуха и выхлопа.

N: — Что в спектакле заменит текст, декорации, музыку и актерскую игру?

Э.К.: — Будет и текст, и музыка, и актерская игра. Еда не заменяет их, а служит одним из способов погружения в историю. Это инструмент, с помощью которого мы можем подключиться к рассказу и по-другому взглянуть на сюжет. Из вкуса складывается определенная партитура, последовательность впечатлений, эмоций и даже нарратив.

N: — Спектакль гастрономический. Чем и как будете кормить зрителей?

Э.К.: — Не буду рассказывать в деталях, иначе зрителю будет неинтересно. Жанр обозначен как спектакль-ужин. Это не спекулятивное название. Спектакль будет проходить в ресторане «Makaronoff». Зрителю будет предложена некая последовательность блюд. Он может угоститься, может отказаться. Одна драматургическая линия спектакля связана с историями, которые исполняют артисты, другая — с блюдами, которые эти истории сопровождают. Приведу простой пример. Героиня рассказывает, как в детстве приезжала к бабушке в Ростов и та все время поила ее молоком. В этот момент мы вносим молоко зрителю. Подчеркну, такого эпизода нет в спектакле, это не спойлер.

N: — Судя по названию, «Есть Ростов» — это спектакль о еде и Ростове.

Э.К.: — Это игра слов. Мы шутим, что зритель не проживает истории вместе с артистами, а прожевывает их. Два актера, которые сыграют условного мужчину и условную женщину, расскажут семь историй, разных по своему характеру, смысловому наполнению, жанру, но так или иначе связанных с Ростовом. Это новеллы про любовь, детство, забавные случаи, произошедшие в городе. Какие-то из них шуточные, какие-то грустные.

Еда очень мощный коммуникативный инструмент. Несмотря на разность вкусов, люди, когда едят что-то одно, испытывают общность объединяющего их действия и опыта, получают общие впечатления. Люди приходят в театр прежде всего за коммуникацией и обменом энергией. Мы убираем дистанцию между зрителем в зале и актером на сцене, которая есть в театральном пространстве. Создаем ситуацию приятной встречи и теплого разговора за ужином. Нашей задачей было сделать простой человечный спектакль.

N: — Истории выдуманные или настоящие?

Э.К.: — Мы работаем только с документальным материалом. Истории основаны на реальных событиях. В этом и есть смысл. У меня небольшой багаж знаний о жизни в Ростове, поэтому историями со мной поделились драматург Герман Греков, куратор арт-центра Makaronka Лейли Асланова и владелец барбершопа «Стриж» Борис Шеболдин. Текст писала я, но материал собирали все вместе.

N: — На спектакль лучше приходить сытым или голодным?

Э.К.: — Лучше обойтись без крайностей и прийти в меру голодным, чтобы была возможность сфокусироваться на вкусе и насладиться им.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Культура
image
Новая площадка, создание попечительского совета и постановки классики: в Театре 18+ рассказали, как планируют выходить из финансового кризиса.
Культура
image
С 23 по 31 мая в Ростове пройдет второй музыкальный фестиваль «МОСТ». Программа состоит из симфонической, камерной, театральной и образовательной частей. Гостей фестиваля ждут концерты, спектакли, лекции и выставки.
Культура
image
По словам Елены Левиной, соосновательницы первого в Ростове и на постсоветской территории России частного музея искусства, свой 15-летний юбилей Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской встречает в сложные времена — не хватает средств на крупные международные проекты, на рекламу. В то же время программа музея расписана на два года вперед.
Культура
image
На минувшей неделе художественный руководитель ростовского «Театра 18+» Юрий Муравицкий заявил о том, что театр находится на грани закрытия. Причиной, по его словам, является финансовый кризис. Коллектив «18+» надеялся, что после получения «Золотой маски» интерес к театру возрастет, но зрительского наплыва, к сожалению, не произошло. В театре при этом не отчаиваются и ставят камерную оперу о любви.
Просмотров: 2335

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Культура
image
Первую оперу в «Театре 18+» готовили более двух лет. Представить публике постановку «Это любовь» планировалось 25 апреля, но ограничительные меры вынудили коллектив театра отложить долгожданную премьеру на неопределенный срок. Сейчас работа над оперой продолжается. Три раза в неделю режиссер и художественный руководитель «Театра 18+» Юрий Муравицкий проводит репетиции в режиме онлайн.
Культура
image
Запись будет транслироваться 9 мая на youtube-канале и на экране здания учреждения.
Культура
Артисты филармонии остаются дома и поддерживают медиков
Культура
image
Архитектор VR-проектов из Нижнего Новгорода Дмитрий Кашканов рассказал N о том, как музейные залы переносят в сеть.
Реклама на сайте и в газете
Заказать