«Я сам мечтаю, чтобы все было понятно»
По словам гендиректора ОАО «ПО Водоканал г. Ростова-на-Дону» Александра Скрябина, компания совместно с городом и областью разрабатывает планировочный документ, который будет учитывать перспективы развития Ростова и агломерации. На его основе наконец-то может быть установлен единый тариф на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, о необходимости которого давно говорят застройщики.
В настоящее время, выполняя техусловия водоканала, застройщикам приходится за свой счет реконструировать городские сети водоснабжения и водоотведения, которые находятся в сложном техническом состоянии. Даже с учетом этих инвестиций в городе перекладывается только 35 км сетей в год, а чтобы их износ, достигший 70%, не увеличивался, надо реконструировать 100 км в год. Единого тарифа на подключение у компании нет. Гендиректор Водоканала Александр Скрябин заявляет, что после утверждения нового планировочного документа разрешения на строительство будут выдаваться только на тех участках, где намечено развитие инфраструктуры.
N: — Застройщики говорят о том, что нет прозрачной процедуры подключения объектов капстроительства к сетям водоканала. Планируете ли вы исправлять эту ситуацию?
А.С.: — Вопрос о процедуре подключения всегда актуальный, я это сам чувствую. Негатив, который мы слышим от строителей, вызван необходимостью перекладки сетей. Мы требуем этого от застройщиков. При этом сети не наши, а муниципальные, они включены в наш договор аренды. После перекладки застройщик должен передать их в муниципальную собственность. У застройщика же бытует другое представление: он переложил сети, затратил деньги, время, значит, они становятся его собственностью. Это недопонимание приводит к напряженности. Причем мы управляем только теми сетями, которые проинвентаризированы. Многие сети до сих пор остаются бесхозными — город постепенно берет их к себе на баланс, а потом передает нам в аренду, но до этого мы все равно их эксплуатируем. Все эти сети находятся в сложном техническом состоянии, подключать к ним новые объекты нежелательно. Застройка в центре города происходит на месте частного сектора. Иногда не физическое состояние сетей, а их сечение не позволяет подключить дома застройщиков. Теперь мы пришли к главному: что такое тариф Водоканала? Львиную долю в нем занимают эксплуатационные затраты. Хозяйство Водоканала — это почти 4000 км водопроводных и канализационных сетей, насосные станции, прочие объекты. Все это в тариф эксплуатации не помещается. Реконструкция и перекладка сетей в необходимом объеме в тарифе не предусмотрены.
N: — Застройщики говорят, что не знают, справедливо ли с них требуют прокладки тех или иных сетей, потому что им никто карты водоканала не показывает.
А.С.: — Действительно, мы их не показываем, потому что на картах сетей стоит гриф «Секретно». Но локально мы обосновываем свои требования, предоставляем гидравлический расчет по запросу, и они все равно не соглашаются. Говорят, что это ведет к удорожанию квадратного метра. Кстати, к застройщикам у нас самих много вопросов. Примерно 50–60% из них все время попадаются на «самоволках»: воруют у нас воду, самовольно врезаясь в сети. Правила игры и сейчас понятны. Строители не задают вопросы поставщикам газа, электричества, потому что там есть тариф на подключение.
N: — Почему же у вас нет?
А.С.: — Тот тариф на подключение, который у нас был рассчитан и утвержден постановлением мэра, мы опротестовали в суде. Этот тариф не покрывал фактических затрат на создание инфраструктуры. К моменту выхода постановления мэра № 718 стало очевидным, что объектный перечень, на основе которого принималась Инвестиционная программа, утратил свою актуальность. В 2011 году ни один из 66 включенных в нее объектов не был востребован, в то время как договоры на подключение с Водоканалом заключили 239 организаций застройщиков, объекты которых не вошли в Инвестиционную программу.
N: — А зачем вообще привязываться к конкретным адресам, если тариф получается огромный и Водоканал все равно не может с ним работать? У вас был тариф на подключение воды — 233 тыс. руб. за кубометр в час, канализации — более 406 тыс. руб. за кубометр в час, а, например, в Барнауле действующий тариф — лишь 12 тыс. руб. за кубометр в сутки, это данные Росводоканала, конкурента «Евразийского».
А.С.: — Давайте посчитаем. Говорите, в Барнауле 12 тыс. рублей за кубометр в сутки? Это получается 288 тыс. рублей за кубометр в час, так что говорить об огромности ростовских тарифов не приходится. А вообще-то, разница в тарифах зависит от многих вещей. Ростов развивается как агломерация. Воду из Ростова получают Батайск, Аксайский и Мясниковский районы. У них нет своей инфраструктуры, поэтому они присоединены к нашей. Я сам мечтаю, чтобы все было понятно, доступно и обоснованно.
N: — Какой вы видите выход из этой сложной ситуации? Что должны делать область, город, Водоканал?
А.С.: — Я вижу решение в создании совместного планировочного документа, где будут указаны реальные нагрузки. На его основе можно создать объективный тариф на подключение. Мы с городом и областью сейчас это делаем. Наша задача — вынести на октябрьское заседание Думы актуальную инвестпрограмму.
N: — То есть этот документ должен учитывать развитие города, агломерации, а все структуры потом должны действовать в соответствии с этим планом и не выдавать разрешения на строительство там, где это не предусмотрено?
А.С.: — Да, все именно так. Кстати, с этой точки зрения Левенцовка — самый красивый проект за всю историю Ростова, потому что там сначала была создана инфраструктура, а потом начали строить. Там сейчас есть все сети воды, канализации, ливневой канализации и застройщик комфортно выводит объекты и подсоединяет их к сетям. Муниципалитет за свой счет построил коммуникации, а потом выдал разрешение на строительство.
N: — Как исчисляется размер арендной платы Водоканала за использование основных средств, которые принадлежат муниципалитету?
А.С.: — Размер арендной платы установлен в соответствии с отчетами независимых оценщиков, аккредитованных при администрации Ростова. Расчет арендной платы производится для заключения договора между сторонами не в целях извлечения коммерческой прибыли, а для эффективного и бесперебойного оказания услуг потребителям города, а также для сохранения и непрерывной эксплуатации единой системы водоснабжения и канализации Ростова.
Размер арендной платы будет все время увеличиваться, потому что вводятся новые объекты. Например, построили в Левенцовке часть сетей, они передаются нам в аренду, происходит пересчет арендной платы. При реконструкции ветхих сетей размер арендной платы опять-таки увеличивается.
N: — Какую сумму арендной платы заплатил Водоканал муниципалитету в 2011 году? Почему в 2010 году сумма арендной платы уменьшилась до 53,1 млн рублей по сравнению с 77,7 млн рублей в 2009 году?
А.С.: — Суммарно арендные платежи за объекты инфраструктуры, землю в муниципальные бюджеты в 2011 году составили свыше 48 млн рублей. В 2010 г. — 45,9 млн, в 2009 г. — 42,4 млн рублей, так что информация о снижении платежей в бюджет недостоверна.
N: — За счет каких средств проводится реконструкция сетей?
А.С.: — Реконструкция финансируется из трех источников. Первый — это реконструкция сетей за счет производственной программы Водоканала. Это 550–600 млн рублей в год на ремонтные работы и реконструкцию. В этом году у нас резко увеличился объем реконструкции, потому что мы начали проводить еще и инновационные энергосберегающие мероприятия. Второй предусмотрен городской программой социально-экономического развития. Она предполагает реконструкцию и развитие сетей. У нас до сих пор 18% Ростова еще не канализовано. Планы есть, но денег в бюджете города недостаточно. Третий — это тот, который не нравится застройщикам. При строительстве объекта они выполняют необходимые мероприятия на сети.
N: — Почему, несмотря на это, продолжает расти износ сетей?
А.С.: — У нас ежегодно за счет всех источников финансирования перекладывается не более 35 км водопроводных сетей. Чтобы износ не увеличивался, надо перекладывать не менее 100 км в год.
N: — Насколько мне известно, ПО Водоканал как инвестор участвует в государственно-частном партнерстве по реализации Комплексной программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области стоимостью свыше 37 млрд рублей. Она рассчитана на создание новых магистральных водоводов, строительство нового комплекса очистных сооружений и т. д., но прекрасно очищенная вода будет поставляться в существующие дырявые сети. Кто будет заниматься их восстановлением?
А.С.: — Комплексная программа — это грамотно составленный план инфраструктурного развития города. Она включила в себя реконструкцию крупнейших насосных станций на водозаборе, новые технологии обеззараживания воды, реконструкцию и строительство водоводов, насосных станций на сетях города, автоматизированную систему управления. Раньше мы сетями не управляли. Сейчас у нас создана современная диспетчерская служба, позволяющая вести мониторинг гидравлических режимов и оперативно управлять происходящим на сетях. Принято технически обоснованное решение полностью автоматизировать насосные станции четвертого подъема. Но львиная доля аварийности — около 70% — это разводящая сеть города, трубопроводы диаметром до 300 мм. Это в Комплексной программе отсутствует. Программа в первую очередь направлена на обеспечение развития города, ликвидацию инфраструктурных ограничений для строительства нового жилого фонда и роста промышленного производства.
N: — Так кто же будет заниматься разводящей сетью?
А.С.: — Конечно, мы ею занимаемся. И свидетельство того — постоянно, год от года снижающаяся аварийность. Как удается добиваться этого? За счет регулирования гидравлических режимов. Благодаря поддержанию оптимального давления в трубопроводах, исключению гидроударов. Грамотное управление позволяет эксплуатировать даже ветхие сети. Как я уже говорил, возможность создать систему управления гидравликой дала Комплексная программа. Она позволила снизить аварийность, не перекладывая сети. Но это временно, вечно так быть не может.
N: — А что дальше?
А.С.: — Техническая политика Водоканала предусматривает комплексный подход к решению этих вопросов. Трубопроводы мы перекладываем с применением современных износостойких материалов с большим сроком службы. Раньше на сетях не было регулирующих и предохраняющих устройств — теперь Водоканал их повсеместно устанавливает. Город разбит на зоны водоснабжения, что позволяет избегать избыточного давления в сетях. Конечно, нужно увеличивать перекладку изношенных сетей. Для этого нужны немалые средства. В бюджете города надо предусматривать средства, искать еще какие-то источники. Всегда, еще с советских времен, любое предприятие коммунального комплекса было дотационным. В тарифе были заложены только эксплуатационные затраты. Второй момент — даже если найдутся деньги, мы не сможем физически переложить 100 км сетей в год в городе, где все испещрено коммуникациями, где интенсивное дорожное движение и пробки, при отсутствии дублирующей схемы водоснабжения. Даже регламентные работы на сетях мы выполняем с огромным трудом. Недавно в центре города мы запланировали замену пожарных гидрантов, запорной арматуры. Даже это не могли сделать, потому что только запланировали дату, а в «Дон-Плазе» мероприятие, потом в Ростов приезжает какая-то делегация и так далее. Только с восьмой попытки смогли отключить воду. Можно так работать? На аварийную ситуацию выезжаем — и не можем отключить воду, потому что в городе нет парковок и машины стоят на люках. Полиция отказала нам в эвакуаторах. Сейчас бригады ремонта канализационных сетей перевел на ночной режим работы, потому что в это время нет пробок.
N: — Как, на ваш взгляд, следует начинать решать накопившиеся проблемы, если уже сейчас износ сетей составляет 70%, скоро будет 100%?
А.С.: — Никто не допустит износа 100%, потому что, повторюсь, при реконструкции сетей мы сейчас монтируем трубопроводы с более высоким сроком эксплуатации — 50 лет — и ставим предохранительную арматуру. Проблемы надо решать комплексно. Например, мы с Департаментом автодорог достигли соглашения. Если они начинают реконструкцию дороги, то уведомляют нас, и мы тоже стараемся реконструировать этот участок. Здесь увязка с городом есть, но везде недостаток финансирования.
Последние два года применяем так называемый метод точечной перекладки. Когда мы нанесли на карту города зоны аварийности, то увидели точечные всплески. Мы меняем именно этот аварийный участок, а не всю трубу. Это принесло эффект. Сейчас мы точечно перекладываем сети. Это не снижает износ сетей, но значительно снижает аварийность. Есть износ амортизационный, а есть технический. По бухгалтерии износ сетей более 70%, а технический — ниже 60%, т. е. эксплуатировать эти ветхие сети еще можно, и мы это делаем.
В Европе улочки узенькие, но пробок нет. Порывов у них не меньше, но по улицам не течет, потому что у них сети расположены в каналах, коллекторах, устраняют аварийные ситуации там.
N: — Почему у нас так не делают?
А.С.: — Потому что изначально в городе не были созданы коллекторы.
N: — В Левенцовке проектировщики, по их же словам, хотели заложить в проект коллекторы, но чиновники им запретили, потому что дорого.
А.С.: — Да, все упирается в затраты. Мы, например, анализируем затраты на реконструкцию насосных станций. У нас есть срок окупаемости. Иногда комплексный подход, который на первый взгляд кажется дорогим, в период эксплуатации оказывается дешевле. Никто не мешает и застройщикам, и чиновникам рассчитывать так же.
N: — Недавно я была в Польше, где российских журналистов знакомили с опытом реформирования ЖКХ. Польский банкир рассказал, что у них муниципалитеты берут в банках длинные кредиты на реконструкцию водоканалов, но из-за этого растет тариф. «В городе, где проходит такая реконструкция, очень дорогая вода — 1 евро за кубометр», — сказал банкир. «А у нас кубометр стоит не намного дешевле — почти 1 доллар, при этом износ сетей 70%», — сообщила я. Он очень удивился и заметил, что в таком случае не знает, что нам может помочь. Вы можете прокомментировать, почему у нас такой высокий тариф?
А.С.: — Тариф рассчитывается индивидуально для каждого предприятия, потому что у каждого свои расходы, зависящие, например, от протяженности сетей, рельефа города, расположения водозабора. Наши затраты увеличиваются еще и потому, что частный сектор и застройщики крупных объектов несанкционированно врезаются ливневой канализацией в наши канализационные сети.
N: — И еще по поводу участия Водоканала в Комплексной программе. Чьей собственностью становятся новые объекты, вводимые в эксплуатацию в ее рамках?
А.С.: — Согласно условиям Инвестиционного соглашения № 33 от 04.12.2008 объекты, которые создаются или реконструируются за счет средств бюджета города, передаются в собственность Ростова-на-Дону, а объекты, создаваемые за счет средств инвестора (ОАО «ПО Водоканал»), передаются в собственность инвестору. Объекты, построенные в рамках комплексного инвестиционного проекта и являющиеся собственностью города, после сдачи в эксплуатацию и прохождения процедуры определения размера арендной платы передаются в аренду ОАО «ПО Водоканал» путем подписания дополнительного соглашения к договору аренды.