«В работе с сетями нам нужно выйти на уровень страны»
По словам Константина Котова, нового исполнительного директора ростовской компании «ВЕК», специализирующейся на производстве полуфабрикатов и дистрибьюции замороженных продуктов питания, а также свежих грибов, перед ним стоит задача расширения сбыта собственной продукции компании до федерального масштаба.
Компанией «ВЕК» теперь руководит наемный топ-менеджер Константин Котов, а собственники сосредоточились на стратегическом развитии бизнеса. Ожидается, что в этом году компания вырастет на 20%, достигнув оборота 1,8 млрд рублей. В ближайших планах продвижение собственной продукции в Центрально-Черноземном регионе и Поволжье, а затем — освоение и других регионов России. Дистрибьюторский бизнес «ВЕКа» также активно развивается: теперь он приносит компании 30% выручки против 5% двумя годами ранее. N: — Какие задачи поставили перед вами собственники?
К.К.: — Основные задачи — это увеличение выручки, дальнейшее развитие компании, улучшение качества продукции, увеличение количества потребителей продуктов компании «ВЕК». Я буду выстраивать бизнес-процессы во всех подразделениях компании таким образом, чтобы они могли дать дополнительную прибыль. Мы планируем, что в этом году оборот компании вырастет на 20%, до 1,8 млрд рублей, в 2014-м — на 17%, до 2,1 млрд рублей.
N: — Прежний менеджмент в лице собственников с этими задачами самостоятельно не справлялся?
К.К.: — Успешно справлялся. Просто он довел компанию до определенного уровня. Компания работала в рамках ЮФО, особенно хорошо — в рамках Ростова, но для дальнейшего развития и входа на другие территории нужны новые достижения. Кроме того, я теперь буду выполнять около 90% работы, которой раньше занимались собственники. Они сосредоточатся на стратегическом развитии.
N: — На каком направлении сконцентрируете усилия?
К.К.: — В ЮФО мы активно работаем со всеми федеральными сетями. Здесь работа выполнена на 100%. Теперь в работе с сетями нам нужно выйти на уровень страны, т. е. отгружать товар через Москву и охватывать новые регионы. Мы находимся на этапе переговоров с дистрибьюторами из Центрально-Черноземного региона и Поволжья. В ближайший год мы планируем начать работу с ними и частью ЦФО. Полагаю, что годика через три наша продукция будет хорошо там представлена. Для этого нам потребуется перераспределить продукты внутри компании, пересмотреть объемы производства каждого из них, усилить позиции собственных марок. Если мы сразу подпишем федеральные контракты с сетями, то нам придется доставлять наши продукты в распределительные центры этих сетей. Не везде будет нужна крупная партия товаров. Отправлять одну «газель» в дальний регион экономически не выгодно. Намного выгоднее будет вести отгрузку через партнеров, которые будут иметь наш товар на складе в нужном объеме, формировать заказ как для сетей, так и для обычной розницы.
N: — Планируете вводить новые торговые марки компании?
К.К.: — Перед нами стоит важная задача — улучшение качества работы с торговыми марками. Мы дорабатываем существующие торговые марки и будем продвигать их на федеральном уровне. Произойдет ребрендинг некоторых марок. К примеру, сейчас есть торговая марка «ВЕК» во всех товарных категориях (пицца, пельмени, вареники и т. д.) и ценовых классах (эконом, средний, премиум). Для того чтобы качественно управлять торговыми марками, надо сгруппировать продукты в разных ценовых сегментах под разными марками. Сейчас в процессе разработки находятся несколько новых торговых марок. «ВЕК» будет не торговой маркой, а логотипом производителя, как значки Nestle, Danone, обозначающие принадлежность торговых марок одной компании. Одна марка будет использоваться только для одной товарной группы и только в одном ценовом сегменте.
N: — У вас появляются новые продукты?
К.К.: — В этом месяце мы выпустили пиццу «Эксклюзиано», относящуюся к высокому ценовому сегменту. По качеству она близка к свежеприготовленным пиццам из пиццерий, т. е. она еще лучше и дороже, чем пицца «Аплодисменто», которую мы начали продавать 2 года назад, и она уже хорошо представлена и в сетях и в розничных магазинах. Отпускная цена новой пиццы — 368 рублей за кг. Пока мы продаем ее предприятиям HoReCa — среди наших партнеров 700 точек в ЮФО. В этом сегменте немного сокращается удельный вес единичных компаний и растет влияние сетей HoReCa. Во всех товарных группах у нас будут недорогие продукты, средний сегмент — уникальное сочетание цены и качества, высокий ценовой сегмент — высочайшее качество.
N: — Компании удалось реализовать планы строительства нового цеха пиццы?
К.К.: — Мы только обновили технологические линии. Новый цех построили для производства вареников и пельменей. За счет этого с 2011 года удалось увеличить объем производства вареников на 20%, пельменей — на 500%.
N: — Как сейчас развивается самое молодое направление вашей компании — дистрибьюция?
К.К.: — Очень успешно. Даже компании мирового уровня начинают к нам обращаться. Например, мы поставляем продукцию компании Unilever. Если два года назад с нами работало более 10 поставщиков, то сейчас — более 15. Это крупные компании, дающие значительный объем работы. Раньше дистрибьюция давала 5% оборота компании, сейчас — 30%. В основном сотрудничаем с производителями мороженого, а также морепродуктов и деликатесов, картофеля фри, замороженных овощных смесей и ягод, свежих грибов. Продажи грибов в последнее время растут на 20% в год. Мы поставляем грибы во все сети федерального значения, ведем продажи оптом и в розницу.
N: — Ваша дистрибьюция развивается за счет вытеснения конкурентов?
К.К.: — Да. Компания активно работает и теснит других. В сегменте заморозки, на который приходятся основные объемы нашей дистрибьюции, в Ростовской области работают более 10 дистрибьюторов. По основным показателям компания «ВЕК» занимает первое место. Кроме того, мы продаем охлажденные продукты и бакалею, но доля этих товаров пока незначительна.
N: — Каковы, на ваш взгляд, конкурентные преимущества «ВЕКа»?
К.К.: — На сегодняшний день есть только одно конкурентное преимущество любой компании — сервис. Он заключается в понимании потребности клиента и качественной работе по всем параметрам: своевременность доставки, исполнительность при ведении документооборота, гарантированное качество продукции на всех этапах работы. Завоевание рынка происходит не за один день. Если кто-то допускает ошибки, то мы их допускаем меньше или вообще не допускаем, поэтому рынок начинает ориентироваться на нас. Нам удалось хорошо поставить работу на уровне отделов продаж, первичного взаимодействия с торговыми точками, на этапах принятия и обработки заказов внутри компании, управления товарными потоками с точки зрения логистики, важно и качество самой логистики. Это все происходит не революционно, а в результате качественного развития компании.