В Китай — на утиных лапах
Производитель утки «Донстар» организовал продажи птичьих лап и язычков в Китай, где эти части считаются деликатесом. До сих пор производитель утилизировал их из-за отсутствия спроса внутри страны. В планах главы компании Вадима Ванеева — расширить ассортимент за счет переработанной продукции. Ежемесячные поставки каждого вида продукции составят от 10 до 30 тонн. По информации Минсельхоза, Россия активно наращивает экспорт мяса птицы и субпродуктов. Аналитики называют перспективными азиатский и африканский рынки.
Производитель утки «Донстар» организовал продажи птичьих лап и язычков в Китай, где эти части считаются деликатесом. До сих пор производитель утилизировал их из-за отсутствия спроса внутри страны. В планах компании — расширить ассортимент за счет переработанной продукции. Ежемесячные поставки каждого вида продукции составят от 10 до 30 тонн. По информации Минсельхоза, Россия активно наращивает экспорт мяса птицы и субпродуктов. Аналитики называют перспективными азиатский и африканский рынки.
Производитель утки «Донстар» с начала года отправил на экспорт более 100 тонн субпродуктов: лап и языков. Основным рынком сбыта стал Китай, где эти части птицы считаются ценными. Глава ГК «Евродон» Вадим Ванеев отмечает, что в России спроса на подобную продукцию нет — раньше она просто утилизировалась.
— Ассортимент отгрузок на 80% состоит из утиных лап, 20% — это язычки, — уточняет он. — Речь идет не о мясе как таковом — оно остается в России, — а о том, что для российского рынка не имеет потребительской ценности: о головах, лапах, крыльях, языках. В Китае другие традиции потребления.
По данным главы ГК, по итогам первого квартала года отгрузки на зарубежный рынок не превышают 2% в общем объеме продаж.
— Запросы мы получаем давно. Но во главе угла — задача накормить свою страну, потом уже можно будет думать о соседях. Однако раз рынок проявляет такую инициативу, то почему нет? — рассуждает г-н Ванеев. — Долгосрочные контракты предполагают ежемесячные отгрузки продукции объемами от 10 до 30 тонн по каждому направлению. Первые несколько месяцев продукция будет отправляться в виде полуфабрикатов, в дальнейшем планируется включить в перечень поставок и переработанную продукцию. К примеру, варено-копченые язычки и утиные головы, которые в китайской кухне издавна считаются деликатесом.
Финансовый директор челябинского производителя «Утиные фермы» (работает под ТМ «Уткино») Алексей Кетов согласен с тем, что экспорт невостребованных в России частей птицы — удачный ход.
— Если мы и продаем эту продукцию внутри страны, то цена не превышает 30 руб. за килограмм. В Китае лапы и головы — деликатес, там они ощутимо дороже, — объясняет он. — Наша компания также получала запросы на продажу утиных субпродуктов от китайских компаний, однако речь шла о поставках контейнерами — в объемах, которые нам пока сложно обеспечить. «Донстар» крупнее и, кроме того, находится в выгодном положении с точки зрения логистики: в Ростовской области есть выход в порт, а этот способ гораздо выгоднее сухопутных вариантов доставки.
Г-н Кетов добавил, что «Утиные фермы» также поставляют продукцию — через посредников — на внешний рынок: в Казахстан, расположенный примерно в 200 км от производства. Основу составляет утиное мясо. По словам собеседника N, перспектива ближайшего времени — начало продаж в другие страны ближнего зарубежья.
По информации Минсельхоза России, в 2015 году экспорт мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы составил 69 тыс. тонн, что на 20% больше показателей предыдущего года. Динамика за первые 2 месяца с начала этого года еще более заметная: продажи на внешний рынок выросли в 2,8 раза — до 15,8 тыс. тонн.
Прошлой осенью портал agroinvestor.ru со ссылкой на Росптицесоюз сообщал о том, что 75% мяса птицы, отправленного страной на экспорт, покупали Казахстан и Гонконг. Среди других рынков сбыта — Вьетнам, Габон, Гана, Южная Осетия, Грузия, Монголия — всего 22 страны. При этом больше 80% экспорта пришлось на куриные лапки. Получить комментарии Росптицесоюза N на минувшей неделе не удалось.
По данным опрошенных «Агроинвестором» аналитиков, девальвация рубля сделала экспорт птицы еще более перспективным. Среди главных направлений сбыта эксперты назвали страны Азии и Африки, отмечая, что основной интерес эти каналы продаж представляют для крупных российских производителей с объемом выпуска от 50 тыс. тонн продукции в год.
Летом 2015 года глава ГК «Евродон» Вадим Ванеев впервые широко заявил об экспортных планах: тогда он говорил о возможных поставках индюшиного мяса в Китай и Восточную Азию.
— Наша стратегическая цель — создание российского продукта с экспортным потенциалом. Думалось, что скорее проявит такой потенциал индейка, — отметил он в ответе на запрос издания. — Но у нас сейчас нет мяса для экспорта. Если бы у меня было 150 тысяч тонн мяса индейки, я бы давно экспортировал. Всему свое время. Пока мы выполняем первичные задачи. Научились работать с новым кроссом, наращиваем объемы, несмотря на множество кризисных обстоятельств.
В апреле на сайте Россельхознадзора появился список предприятий, прошедших ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требованиям Египта. Среди них также ООО «Донстар». Вадим Ванеев пояснил, что «это произошло автоматически».
— Инициативы нашей в этом не было. Россельхознадзор регулярно проводит ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требованиям экспортеров, в частности недавно засвидетельствовал соответствие стандартам для рынка Египта.