Лопасти улетают
ПАО «Роствертол» может лишиться нескольких своих производств — лопастного, литейного и др. — из-за их перевода на Казанский вертолетный завод. Неофициально об этом N рассказали несколько источников, близких к руководству завода и правительству области. Официальные запросы на «Роствертол» и в «Вертолеты России» о причинах переноса и количестве уволенных работников остались без ответа. По мнению экспертов, если завод действительно лишится лопастного производства, то его производственный комплекс существенно утратит свою ценность.
Информацию о том, что на «Роствертоле» продолжаются сокращения работников, при этом часть производств, а именно производство лопастей и литейное, может быть переведена на другие заводы холдинга «Вертолеты России», в том числе в Казань, сообщили N несколько источников. Это подтвердил в телефонном разговоре с корреспондентом N и лидер фракции коммунистов в областном Законодательном Собрании Евгений Бессонов. Он упоминал об этом в недавнем интервью изданию «АиФ Ростов».
Официальные запросы N о том, соответствует ли действительности эта информация, с чем связано подобное решение, сколько работников предприятия в результате могут потерять работу, остались без ответа и со стороны «Роствертола», и со стороны «Вертолетов России» (холдинг, объединяющий ведущие конструкторские и производственные вертолетостроительные компании страны, входит в структуру госкорпорации «Ростех»).
По словам работников «Роствертола», опрошенных N, в конце декабря на предприятии вывесили приказы о закрытии нескольких цехов завода.
— Закрывают литейный цех (состоящий из участков цветного и стального литья), завод оргстекла, цех гидравлики, инструментальный цех, — сообщил специалист из отдела главного конструктора, попросивший об анонимности. — Но и без этого число работников стало меньше. Три волны сокращения (по нескольку десятков человек в отдельных цехах) прошли в 2018 году, еще одна — в этом январе. Кроме того, многие работники увольняются самостоятельно, поскольку сократили сверхурочные работы, на чем зарабатывали многие рабочие и инженеры. Например, высокооплачиваемые рабочие, получавшие 100 тыс. рублей в месяц, теперь зарабатывают 50 тыс. рублей. С предприятия уходят специалисты, которые что-то умеют делать, а балласт остается.
Другой работник предприятия уточнил, что уволили тех, кого три года назад массово набирали для возобновления производства вертолетов Ми-26.
Как могут закрыть, например, инструментальный цех, специалисты не понимают и предполагают, что, возможно, цех разобьют на несколько участков. В противном случае производство не сможет функционировать.
— Сейчас, если сломалась, например, фреза, за новой обращались в инструментальный цех, а если его не будет, придется ждать полгода, пока ее изготовят на другом предприятии, — пояснил работник «Роствертола».
В августе 2018 года N писал о том, что «Роствертол» — крупнейшее по объему выручки и прибыли местное предприятие, растущее последние пять лет невероятными темпами, — объявил своим сотрудникам о предстоящем сокращении кадров. Как сообщили тогда в пресс-службе компании, в первом полугодии 2018 года было высвобождено 1,3% работников «в связи с внедрением новых технологий». Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев тогда обращал внимание на то, что сокращения на «Роствертоле» начались в 2017 году, когда завод покинули 283 человека (3,2%). В первом квартале 2018 года были сокращены еще 84 человека (1%), численность опустилась до 8459 человек.
Необъяснимо выглядят инициативы по частичному переносу лопастного производства в Казань.
Как пояснил руководитель конструкторского бюро действующей вертолетостроительной компании, пожелавший остаться неназванным, для Ми-24 и Ми-28 выпускают небольшие лопасти (диаметром 17,3 м) с композитным и дюралевым лонжероном, а для Ми-26 — огромные лопасти (диаметр 33 м) со стальным лонжероном, для этого используются разные технологии.
— Лопасти на Ми-26 самые большие в мире и, скорее всего, единственные в мире лопасти со стальным лонжероном (несущая часть лопасти. — N), — сообщил собеседник N. — Для освоения их производства нужен высокий уровень квалификации как инженеров, так и рабочих. Из существующих в России вертолетных производств, на мой взгляд, только завод в Казани, теоретически, мог бы за это взяться.
В любом случае Ростов от такого переноса однозначно проиграет.
— Из того, что есть на «Роствертоле», лопастное производство — это самый высокотехнологичный вид работ, — пояснил собеседник N. — Если завод его лишится, то производственный комплекс существенно утратит свою ценность.
10 лет назад на «Роствертол», наоборот, переносилось производство лопастей с ОАО «Московский машиностроительный завод “Вперед”». В 2009 году, как писал «КоммерсантЪ», на «Роствертол» переносилась часть мощностей по производству лопастей и рулевых винтов для авиатехники этого предприятия. Проект реализовывали в рамках редевелопмента столичного предприятия. Инвестиции в проект составляли $ 70 млн. Аналитики и эксперты рынка тогда заявляли, что этот шаг позволит оптимизировать логистическую цепочку поставок комплектующих для выпуска вертолетов и в конечном счете удешевить их производство.
Планы по созданию вертолетного кластера под Батайском, куда могут быть перенесены сборочные мощности «Роствертола», пока откладываются. После старта в 2014 году было заявлено, что кластер сможет заработать в 2020 году. Общая территория нового комплекса в Батайске составит 800 гектаров, планируемая стоимость проекта — 20 млрд рублей.
В прошлом году ввод кластера продлили уже до 2024 года.
В сентябре 2018 года «Российская газета» в материале о кластере писала: «Изначально планировалось, что федеральное финансирование при формировании кластера получат два проекта: строительство летно-испытательной станции и производственной площадки. Однако позже в результате корректировки финансирования проект производственной площадки был исключен. Сейчас под Батайском завершается строительство вертолетодрома для испытаний новой техники. На это из федерального бюджета было выделено 4,6 миллиарда рублей. А вот вопрос дальнейшего строительства на территории кластера заводов, в том числе по производству перспективного среднего скоростного вертолета и специальных изделий из композиционных материалов, повис в воздухе». Издание утверждало, что губернатор Василий Голубев предложил вернуться к первоначальным планам и включить создание такой площадки в госпрограмму «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2018–2027 годы», и министр промышленности и торговли России Денис Мантуров якобы поддержал инициативу донского губернатора.