г. Ростов-на-Дону
17 июня 2025 21:55:15
78.51
90.94

«Когда заполним торговый центр на 100%, проведем ротацию арендаторов»

Заполняемость ТРК «Золотой Вавилон», по словам его гендиректора Сергея Князева, выросла до 91%, хотя к началу прошлого года составляла 63%. Он отмечает, что ритейл постепенно восстанавливается после кризиса и, несмотря на то что многие говорят о втором его витке, товарообороты арендаторов растут.



Сегодня, по словам Сергея Князева, его основная задача — достичь 100-процентной заполняемости. После этого, примерно через год-полтора, планируется провести ротацию арендаторов и перевести часть магазинов с первого этажа на второй. Руководство «Золотого Вавилона» предоставляет арендаторам скидки, размер которых в среднем достигает 20%. Однако, по словам Сергея Князева, по мере восстановления рынка их размер постепенно сокращается. N: — Какие основные задачи ставите сегодня перед ТРК?

С.К.: — Основная задача — привлечь интересные бренды и достичь 100-процентной заполняемости. На сегодняшний день она составляет 91%, а к началу прошлого года была на уровне 63%. В этот период мы заполняли второй и цокольный этажи. В этом году у нас открылся крупный свадебный салон, супермаркет хозтоваров «Уютерра», готовятся к открытию отделение Сбербанка, DNS, а также книжный магазин. Первый этаж уже целиком заполнен и в ближайшие год-полтора, думаю, никаких изменений там не произойдет. Сегодня у нас есть свободные помещения только в цоколе и на втором этаже.

Вторая задача — выйти на запланированный уровень арендных ставок. Сейчас нам приходится предоставлять скидки на размещение в ТРК. Это связано с тем, что рынок еще полностью не восстановился после кризиса, а также с изменениями курсов валют и укреплением рубля. Ведь почти все закупки наши арендаторы совершают за рубежом.

За три года работы ТРК ротация арендаторов составила всего 1,5%. Это объясняется политикой предоставления скидок. Когда мы открылись, в ТРК работало всего 17 магазинов и нам нужно было привлекать арендаторов. Кому-то скидки предоставляем уже три года, для кого-то льготный период длится несколько месяцев. Впоследствии мы смотрим на товарооборот магазина и его посещаемость, постепенно уменьшаем размер скидок. В среднем они составляют 20%, для арендаторов второго этажа эта цифра может быть больше. Сейчас многие договоры заключаются с расчетом на то, что ставки постепенно будут меняться.

N: — По каким ставкам сдаете в аренду свободные помещения?

С.К.: — Их размер колеблется от 350 до 600 у. е. в мес. Цена аренды зависит от размера помещения, есть магазины площадью по 100 кв. м, а есть — по 450 кв. м. На первом этаже ставки, как правило, выше на 40%, но сегодня свободных площадей здесь нет. После того как заполним целиком торговый центр, планируем провести ротацию арендаторов. Будем предлагать тем, кто находится на первом этаже и отстает от других по размеру товарооборота, уйти на второй этаж. Мы, кстати, перевели туда уже несколько магазинов, и они не пожалели об этом. Там трафик меньше, но и цена аренды значительно ниже. В итоге эти арендаторы получают больше прибыли.

Некоторые партнеры, к примеру ZARA, выплачивают процент от товарооборота. Около 40% арендаторов работают по таким договорам, там также указаны и минимальные ставки. Пока все работают с их превышением, но мы вынуждены были выдвинуть такое условие в кризис, чтобы подстраховаться.

N: — Много ли у вас работает магазинов, которые вы хотели бы переместить на второй этаж?

С.К.: — Я бы так не сказал. Но после заполнения у всех немного меняется состав арендаторов. Кроме того, со временем мы уйдем от скидочной политики, и, думаю, не все это выдержат. Мы понимаем, что многим ритейлорам сегодня тяжело, и не собираемся пока никого закрывать. Сначала мы заполнимся, составим лист ожидания, а потом начнем ротацию.

N: — Каких арендаторов хотите привлечь в первую очередь?

С.К.: — Нам интересны именно магазины одежды. Обуви у нас, на мой взгляд, достаточно. Хотелось бы, конечно, привлечь крупные европейские бренды, но они пойдут только на первый этаж, а в настоящее время возможности разместить их там нет.

В будущем планируем также привлечь бренды более дорогого сегмента, поскольку среди наших покупателей есть спрос на такие магазины. Недалеко от нашего ТРК располагается своя «рублевка» — здесь немало богатых домов.

N: — Помимо крупных брендов в вашем торговом комплексе представлены и несетевые магазины местных предпринимателей. Вы будете работать с ними и в дальнейшем?

С.К.: — Почти во всех ТРК есть несетевые магазины. Правда, у «Горизонта» немного другая политика. Для нас важно то, чем торгует магазин и насколько успешно. С местными предпринимателями мы работаем на тех же условиях, что и с сетевыми. К нам, к слову, приходит очень много инвесторов, которые хотели бы арендовать площадь, но пока даже не представляют, чем будут торговать. Такой вариант нам не подходит.

N: — На какой срок обычно заключаете договоры?

С.К.: — Большинство договоров заключено на 10–15 лет. По коротким договорам у нас работают только киоски, располагающиеся на островных участках. Условия расторжения договоров у многих арендаторов отличаются. Некоторые не имеют права расторгнуть договор раньше чем через три года. Кого-то мы можем сами отпустить. Сейчас рассматривается вариант закрытия «Перекрестка», который находится в цоколе.

N: — С чем это связано?

С.К.: — Его открытие нам ничего не дало. Мы рассчитывали, что получим хоть какой-то дополнительный трафик. Но у супермаркета сейчас пустые прилавки. У нас уже есть желающие разместиться на его месте. Это не продуктовые операторы. С «О’Кеем» очень сложно соревноваться, но, думаю, это можно было бы сделать, предложив другой ассортимент. Изначально X5 планировала открыть «Зеленый Перекресток» с расширенным ассортиментом. На мой взгляд, это было бы лучше. Но планы компании изменились. По словам представителей X5, первую неделю и выручка была хорошей, и средний чек. Но потом они сами признали, что им тяжело реагировать на изменения спроса. На то, чтобы согласовать расширенный ассортимент, уходит месяц. К примеру, в День города, когда мы проводили на своей территории концерт со звездами эстрады, все напитки, не только спиртные, в «О’Кее» закончились уже в 9 часов вечера. В этот день к нам пришло 68 тыс. человек. Мы предупредили «Перекресток», что народу будет много. А они нам говорят: «Нам нужно месяца полтора, чтобы согласовать ассортимент».

N: — Не так давно открылся ТРК «РИО». Вы ощущаете сейчас рост конкуренции?

С.К.: — Открытие «РИО» на нас никак не отразилось, поскольку он находится в другом районе. Мы никак не конкурируем с торговыми центрами, располагающимися в центре города, больше конкурируем с «Талером». Не по брендам, конечно, поскольку к ним не пойдут наши покупатели. Просто он находится в густонаселенном микрорайоне и в какой-то степени забирает у нас посетителей. «Талер» планирует строительство второй очереди, но не думаю, что после ее ввода в эксплуатацию что-то существенно изменится. Может быть, нам будет даже лучше. Покупатель войдет там, а выйдет у нас. Через три года завершается строительство Левенцовского микрорайона — там будет проживать 110 тыс. жителей, сегодня он заполнен только на 20%. Советский район станет самым большим с населением 250 тыс. человек. Так что наш ТРК находится в хорошем месте. Правда, к сожалению, у нас нет возможности расширить площади.

N: — Девелоперы стараются развивать развлекательную составляющую своих торговых центров. «Горизонт», к примеру, строит океанариум и аквапарк. Вы работаете в этом направлении?

С.К.: — Вся развлекательная зона у нас сосредоточена на четвертом уровне, где располагаются «Люксор», фуд-корт и детский развлекательный центр. Также у нас есть картодром. Но, к сожалению, у нас нет возможности расширить зону развлечений. Периодически на своей территории проводим различные мероприятия и приглашаем артистов. Во время таких праздников, как правило, даются скидки, поэтому выручка магазинов значительно увеличивается.

N: — Что касается близлежащих гипермаркетов «О´Кей» и Castorama, у которых есть своя торговая галерея, а также ТЦ «Луч», вы не сотрудничаете с ними по подбору арендаторов? Ведь они создают определенный эффект синергии?

С.К.: — Нет. Но мы ощущаем у себя большой поток посетителей из «О’Кея». Через вход, который находится со стороны гипермаркета, к нам приходит 48% покупателей. Некоторые сразу ставят автомобиль у гипермаркета, идут в кинотеатр, а потом — за продуктами.

N: — Как сегодня изменяются товарообороты ваших арендаторов?

С.К.: — Многие говорят о втором витке кризиса, но обороты сегодня растут. В процентах мы подсчеты пока не вели. Посещаемость торгового центра увеличивается.

N: — То, что «Золотой Вавилон» — сетевой проект, упрощает вам работу по поиску арендаторов?

С.К.: — Сейчас нет, хотя до кризиса все было замечательно. Наши клиенты, как правило, раньше заходили сразу в несколько ТРК. Когда мы строили в Москве «Золотой Вавилон», который на тот момент был крупнейшим ТРК в черте города (240 тыс. кв. м), то говорили некоторым клиентам: «Хотите разместить свой магазин в проходном месте в Москве — открывайтесь тогда и в Ростове». В итоге кризис грянул, многие отказались даже от обеспечительных депозитов. Хотя у якорей они были довольно значительными. Сейчас эти сети начинают потихоньку проситься обратно. Правда, никакого активного движения со стороны крупных сетевиков пока не видно. В «Горизонт» они идут, поскольку у него сформировавшийся трафик. Но «Горизонт» тоже не бездонный. Те сетевики, которые уже вышли на ростовский рынок, постепенно развиваются, открывают новые магазины. Так что перспективы хорошие.

N: — «Золотой Вавилон» строился при помощи кредитов Сбербанка. Когда планируете выйти на точку окупаемости?

С.К.: — Думаю, это произойдет примерно через 2 года.

N: — А Сбербанк вмешивается в политику арендных ставок?

С.К.: — Нет, мы оговорили лишь минимальный порог ставок. В среднем это не меньше 300 у. е.

N: — Вы приехали управлять ростовским ТРК из Москвы. Сетевые компании часто применяют такую практику, но потом эти специалисты возвращаются обратно в столицу.

С.К.: — Я приехал в Ростов, когда ТРК только начали строить, после завершения строительства должен был вернуться обратно, но сейчас не хочу возвращаться. Год назад приобрел дом в Западном жилом массиве. В Москве я прожил 17 лет, но сейчас мне там некомфортно, в том числе и из-за пробок, а в Ростове мне очень нравится.

Просмотров: 5533

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крупные компании
«Когда заполним торговый центр на 100%, проведем ротацию арендаторов»
В ходе рабочей поездки в Зерноградский район врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь посетил молочно-товарную ферму ведущего агропредприятия региона — СЗАО «СКВО» в хуторе Путь Правды Зерноградского района.
Крупные компании
«Когда заполним торговый центр на 100%, проведем ротацию арендаторов»
Специалисты по экотехнологиям, входящие в состав жюри национальной экологической премии «Экотех-Лидер 2025», посетили Таганрогский металлургический завод (ТАГМЕТ). Их визит состоялся по приглашению Трубной Металлургической Компании (ТМК). Члены конкурсной комиссии оценили систему комплексного менеджмента водных ресурсов, внедренную на ТАГМЕТе.
Крупные компании
«Когда заполним торговый центр на 100%, проведем ротацию арендаторов»
Выручка АО «Тагмет» по итогам 2024 года снизилась на 8%, до 63,18 млрд рублей, компания получила убыток 4,8 млрд рублей против прибыли 134 тыс. рублей годом ранее.
Крупные компании
«Когда заполним торговый центр на 100%, проведем ротацию арендаторов»
Крупнейший донской дорожный подрядчик «Т-Транс» заключил контракты с Министерством транспорта Ростовской области на 1,8 млрд руб. За эти деньги он будет обслуживать региональные и межмуниципальные дороги. Если считать по километражу, это самый крупный подрядчик ростовского минтранса для данной категории магистралей. Он будет содержать и ремонтировать более половины дорог областного и межмуниципального значения.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.