«Глория Джинс» готовит склад для онлайна
Новый логистический комплекс вертикально интегрированного одежного бренда «Глория Джинс» в Подмосковье площадью 50 тыс. кв. м будет обслуживать не только собственную розницу, но и растущие интернет-продажи компании.
Новый склад, который обойдется компании в 5,1 млрд рублей, позволит снизить затраты «Глории Джинс» на обработку e-com-заказов и увеличить скорость и качество операций в e-com и в магазинах. По итогам 2021 года «Глория Джинс» увеличит объем онлайн-продаж в 2,5 раза — до 5 млрд рублей, по подсчетам N, это примерно 9% выручки. Эксперты отмечают, что флагманами восстановления на fashion-рынке в текущем году стали маркетплейсы и крупные сетевые компании-лидеры массового и бюджетного рынка. Покупка складских площадей в Подмосковье логична, позволит компании полностью контролировать свой бизнес и не зависеть от собственника склада, а в случае непредвиденных обстоятельств такой склад можно продать.
«Глория Джинс» займет 50 тыс. кв. м в логистическом комплексе «Ориентир Юг» в Подольском районе Московской области, который возводит столичный девелопер складов ГК «Ориентир». Строительство ведется по модели BTS-покупка (от англ. build-to-suit, застройщик строит здание под требования заказчика, который оплачивает строительные работы и заключает договор долгосрочной аренды либо купли-продажи). Складской комплекс планируется запустить в сентябре следующего года. Он будет заточен не только под нужды собственной розницы, но и e-commerce. По данным компании, на первом этапе его мощность составит 30 млн единиц отбора для e-com и маркетплейсов и 50 млн единиц пополнения для розничных магазинов «Глории Джинс» в год. Консультантом по проекту является немецкая Pierau Planung, специализирующаяся на логистическом проектировании, организации фулфилмента, цепочек поставок и т. д. Оборудование поставит международная компания TGW.
— Новый логистический комплекс позволит существенно снизить затраты на обработку e-com-заказов и увеличить скорость и качество операций не только в e-com, но и в магазинах, — отмечает старший операционный директор «Глории Джинс» Лилия Булатова. — Помимо этого новый комплекс снизит зависимость от роста цен на услуги 3PL-операторов, а также даст возможность обслуживать заказы маркетплейсов.
Объем инвестиций в проект логистического комплекса составит 5,1 млрд рублей, планируется, что они окупятся за 4-5 лет.
Сейчас компания управляет складскими комплексами в Новошахтинске (общая площадь — 65 тыс. кв. м, мощность — 350 млн отправлений в год) и в Новосибирске (50 тыс. кв. м, 200 млн изделий в год), они обслуживают растущую розницу «Глории Джинс», за 9 месяцев она выросла до 635 магазинов (общая торговая площадь выросла на 8,2% к 2020 году).
В прошлом году федеральный ретейлер с ростовскими корнями сделал рывок в развитии онлайн-продаж, увеличив их в 12 раз, до 2 млрд рублей. Основатель компании Владимир Мельников ставил цель в ближайшие годы довести долю реализации через интернет до 30% (по итогам 2020 года — 5-6%). Как сообщила Лилия Булатова, за 9 месяцев 2021 года онлайн-продажи «Глории Джинс» выросли на 97% — до 2,8 млрд руб. Прогноз продаж на 12 месяцев — 5 млрд рублей. По итогам 9 месяцев текущего года компания выручила 42,7 млрд рублей, рост составил 40,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если темпы роста сохранятся, то за 12 месяцев компания может выручить 56 млрд рублей, а значит, доля интернет-продаж составит почти 9% от объема выручки.
По данным столичной Fashion Consulting Group (FCG), сегодня бренд представлен в собственном магазине и на всех крупных маркетплейсах: Wildberries, Lamoda, Ozon, «Aliexpress Россия».
По подсчетам FCG, из-за пандемии и самоизоляции объем всего fashion-рынка в 2020 году сократился на 17%, до 1,9 трлн рублей, 60% из которых приходится на одежду (1,1 трлн рублей).
— Рынок моды моментально реагирует на кризисы быстрым и резким падением спроса. Но, с другой стороны, по мере нормализации ситуации и появления сигналов улучшения экономического климата (например, к позитивным факторам можно отнести высокие темпы роста ВВП, который прогнозируется на уровне 4,2%) именно fashion-сегмент на потребительском рынке восстанавливается опережающими темпами. Покупками одежды, обуви, аксессуаров люди как бы награждают себя и тратят на одежду бюджеты, сэкономленные на развлечениях, — отмечает Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group. — На данном этапе индустрия моды идет по ускоренному сценарию восстановления, разрыв между показателями 2019 года и текущим состоянием рынка быстро сокращается. Прогнозируется, что прирост рынка 2020/2021 будет в коридоре 8-10% и в 2022 г. рынок одежды и обуви вернется к допандемическим показателям 2019 года.
Г-жа Лебсак-Клейманс отмечает, что есть форматы бизнеса внутри модной индустрии, которые опережают среднеарифметические темпы роста рынка. Во-первых, продажи категории fashion значительно выросли на всех маркеплейсах. В частности, на Wildberries за 9 месяцев они выросли на 49%, на Lamoda — +34%. Во-вторых, опережающими темпами восстанавливается бизнес международных лидеров люксового сегмента. В-третьих, флагманами восстановления являются крупные сетевые компании — лидеры массового и бюджетного рынка. В том числе «Глория Джинс».
Тренд роста объемов самого бюджетного сегмента объясняется среди прочего тем, что покупатели с разным уровнем дохода в период кризиса обращаются за покупками в магазины известных брендов бюджетного сегмента с целью рационализации и сокращения расходов на одежду. Тренд masstige — смешение в гардеробе брендов из разных ценовых сегментов (mass + prestige) — становится все более популярен, особенно у молодых покупателей.
Виктор Афанасенко, региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers, считает, что для «Глории Джинс» логично иметь собственные, а не арендуемые складские мощности, так как это позволит ей полностью контролировать свой бизнес и не зависеть от собственника склада каждые 3-5 лет (средний срок договора аренды):
— Арендный рынок отличается высокой волатильностью и рисками, и те компании, у которых долгосрочные стратегии развития (7-10 лет) и они не боятся изменений, между арендой и покупкой выбирают владение. С одной стороны, да, это дороже, но, с другой стороны, менее рискованно для бизнеса: собственный склад в случае непредвиденных обстоятельств можно продать, заложить, сдать, а в случае с арендой иногда бывают договоры с очень жесткими условиями выхода из сделки, поэтому, повторю еще раз, для компании это вполне оправданная и логичная мера.
По данным отчета Colliers, в Московской области продолжаются рост спроса на складские помещения и рост стоимости складских услуг. По данным III квартала текущего года, доля вакантных площадей опустилась до уровня 1,5%, что на 1,3 п. п. ниже результата за первое полугодие 2021 г. На фоне низкого объема доступных к аренде спекулятивных площадей на складском рынке продолжают активно закрываться сделки по строительству складских объектов по схеме built-to-suit в долгосрочную аренду.