Дорожный рынок одного подрядчика
В ежегодном рейтинге N крупнейших донских подрядчиков дорожных работ по объему портфеля госконтрактов все более заметно расслоение. На рынке мощно доминирует ООО «Т-Транс» с 20,3 млрд рублей, еще две компании — ГУП РО «Ростовавтодор» и ООО «Дорстрой» — могут похвалиться контрактами в пределах нескольких миллиардов.
Как и ранее, пьедестал почета возглавляет ООО «Т-Транс», увеличившее портфель контрактов до 20,3 млрд рублей. Компания наращивает объемы работ завидными темпами (+20,6%) и все больше отрывается от других участников рейтинга. Ей удалось получить более половины как совокупного портфеля заказов первой десятки (см. таблицу), так и всего донского дорожного бюджета.
Заказчик абсолютного большинства из 37 полученных подрядов — минтранс Ростовской области. Компания участвует в строительстве важных для агломерации автодорог: Западной хорды (три контракта — 1,9 млрд, 1,6 млрд и 1,5 млрд рублей) и Северного радиуса (1,8 млрд и 1,7 млрд рублей).
Состав топ-10 практически не изменился, но произошло несколько заметных сдвигов. Например, ГК «Дорспецстрой» (в прежних рейтингах — Ростовское ДСУ), ранее занимавшая вторую строчку рейтинга, резко упала на дно, заключив всего 2 скромных госконтракта на 171 млн рублей. В эту группу (собственники — Л. Куц и др.) ранее входил вышеупомянутый «Т-Транс», основанный Ларисой Куц в декабре 2020 года, который сразу притянул почти все значительные подряды донского минтранса. Везение сопутствовало однофамилице действующего министра строительства области Сергея Куца, проработавшего в этой должности с июля 2018 года по январь 2022 года.
В 2021 году в «Дорспецстрое» начали происходить странные события. Г-жа Куц учредила несколько компаний, одноименных с прежними. Таганрогское ДСУ, Ростовское ДСУ, Тацинское ДСУ, Миллеровское ДСУ, «Магистраль», «Автобан» существуют в двух экземплярах. «Ростовавтодорстрой» продублирован в коротком названии — РАДС.
— Обычно компании-дублеры создают в нескольких целях, — пояснял в то время N гендиректор ООО «Денисов-Аудит» Антон Денисов. — Первая причина — корпоративная. Возможно, второй партнер ведет себя пассивно, а доходы делятся пополам. Это не устраивает первого партнера, он создает новое юрлицо. Вторая причина — участие в тендерах, имитация конкурентной среды. Третья причина может быть связана с необходимостью сохранить спецрежимы налогообложения.
Однако в этом случае все три причины выглядели не соответствующими ситуации. Затем Лариса Куц передала главный актив — «Т-Транс» — бывшему совладельцу фирм «Дорспецстроя» Павлу Рогачкину, своему зятю, по информации 161.ru. Теперь же оставшаяся группа «близнецов» лишается господрядов. Последнее достижение было в конце 2022 года, когда ООО «Ростовавтодорстрой» получило 4,7 млрд руб. на строительство участка Западной хорды. Похоже, что эту группу постепенно готовят к уходу с рынка, чтобы не мешать главному игроку.
«Т-Трансу» чудесным образом благоприятствовала и конъюнктура рынка. За год до его появления ослабло влияние многолетнего лидера рынка ГСК «Дон», чей ведущий актив — АО «Донаэродорстрой» — сменил прописку на московскую.
— Настало время из статуса региональной компании выйти на реальный федеральный масштаб, — объяснили тогда в пресс-службе ГСК «Дон».
Однако федеральный статус не дал компании больше контрактов (см. врез).
Интересы старого и нового лидеров пересеклись в 2022 году, когда ФАС по жалобе «Донаэродорстроя» отменила три конкурса на строительство Западной хорды (5,6 млрд руб.), выигранные «Т-Трансом». Однако удача снова улыбнулась «Т-Трансу» — он вернул себе право на заключение этих контрактов, предложив лучшую цену на новых торгах.
В прошлом году совокупный объем подрядов первой десятки сократился на 7,3% — до 33 млрд рублей, вернувшись на уровень 2020 года, когда фирмы топ-10 получили 32,2 млрд рублей. Однако тогда портфель контрактов десятки колебался от 363 млн до 9,4 млрд рублей, сейчас разрыв вырос от 167 млн до 20,3 млрд рублей. Раньше 5 компаний заручились несколькими миллиардными подрядами, сейчас — только тремя, причем одна из них — государственный «Ростовавтодор». Он, хотя и поднялся на второе место, за год сократил портфель заказов более чем на треть. Аналогично и с взявшим «бронзу» «Дорстроем». Вес в рейтинге ему обеспечили 2,5 млрд рублей за проектирование, изыскания и капремонт участка дороги Р-280 Ростов — Мариуполь.
«Ростовавтомост» теперь довольствуется 1,6 млрд рублей, а в 2020 году он выигрывал вдвое больше. Сейчас почти половину денег он заработал на двух контрактах в Адыгее, остальное — на Дону.
АО «СМУ-Дондорстрой» оказалось в списке за счет двух подрядов на ремонт и содержание дорог под Екатеринбургом и Великим Новгородом.
Стабильный бизнес разве что у ООО «МОП Комплекс 1», занимающегося разметкой и содержанием дорог. ГК «ДРСУ-Дон» держится за счет небольших подрядов на ремонт дорог и тротуаров в Ростове, Батайске и районах.
В первой десятке появились Зерноградское ДРСУ, которое всегда, кроме 2022 года, было в рейтинге N, а также ранее неизвестное на Дону ООО «ДСУ-38».
Последняя компания только с февраля 2023 года зарегистрирована в Ростове, ранее этот бизнес развивался в Иркутске, причем более успешно. В 2022 году у этой компании были контракты на сумму 1,34 млрд рублей, сейчас — на порядок меньше. Юрлицо сменило не только адрес, но и название, ранее это был «Стройдорхолдинг».
В феврале 2023 года портал «Иркутск онлайн» писал об уголовном деле, из-за которого прошли обыски в Дирекции автодорог Иркутской области — это касалось подряда на строительство дороги на Ольхоне, который в 2019 году получило ООО «Стройдорхолдинг». По разным причинам работы были сдвинуты, потом отменены, контракт расторгнут. Впрочем, идет ли речь о том же «Стройдорхолдинге», который стал «ДСУ-38» и переехал в Ростов, неизвестно. В данных «СПАРК-Интерфакса» такого контракта за «ДСУ-38» в 2019 году не значится. В прошлом же году компания, хотя и стала ростовской, выполняла заказы исключительно в Иркутской области и Бурятии.
Справка N. В 2023 году дорожный бюджет Ростовской области составлял 38,1 млрд рублей. На развитие дорожной инфраструктуры Ростовской области в 2024 году направят немногим более — 40,3 млрд рублей.
Справка
Расцвет «Донаэродорстроя» пришелся на 2017 год, когда его портфель контрактов составлял 9,9 млрд рублей, в 2018-м — 3,4 млрд рублей. В 2023 году он получил 4 млрд рублей за счет строек в разных регионах, из них есть и 1 млрд от донского минтранса на капремонт дороги Миллеровом— Вешенская. Как писал N, в 2022 году эта компания, будучи московской, впервые за последние 10 лет попала в разряд крупнейших налогоплательщиков Ростовской области. Донские компании этой группы не присутствуют в рейтинге N — 2023, хотя выручка у них неплохая по сравнению с остальными участниками. ООО «ПО “Дондорстрой”» (портфель контрактов в 2017 году — 16,65 млрд рублей) в последние два года не получает госконтрактов, выручка в 2022 году — 1,1 млрд рублей. ООО «НВА-Альянс» также существует без госконтрактов, выручка — 528 тыс. рублей.