г. Ростов-на-Дону
22 декабря 2024 18:15:22
102.34
106.54

Дорожный рынок одного подрядчика

В ежегодном рейтинге N крупнейших донских подрядчиков дорожных работ по объему портфеля госконтрактов все более заметно расслоение. На рынке мощно доминирует ООО «Т-Транс» с 20,3 млрд рублей, еще две компании — ГУП РО «Ростовавтодор» и ООО «Дорстрой» — могут похвалиться контрактами в пределах нескольких миллиардов.

Как и ранее, пьедестал почета возглавляет ООО «Т-Транс», увеличившее портфель контрактов до 20,3 млрд рублей. Компания наращивает объемы работ завидными темпами (+20,6%) и все больше отрывается от других участников рейтинга. Ей удалось получить более половины как совокупного портфеля заказов первой десятки (см. таблицу), так и всего донского дорожного бюджета.

Заказчик абсолютного большинства из 37 полученных подрядов — минтранс Ростовской области. Компания участвует в строительстве важных для агломерации автодорог: Западной хорды (три контракта — 1,9 млрд, 1,6 млрд и 1,5 млрд рублей) и Северного радиуса (1,8 млрд и 1,7 млрд рублей).

Состав топ-10 практически не изменился, но произошло несколько заметных сдвигов. Например, ГК «Дорспецстрой» (в прежних рейтингах — Ростовское ДСУ), ранее занимавшая вторую строчку рейтинга, резко упала на дно, заключив всего 2 скромных госконтракта на 171 млн рублей. В эту группу (собственники — Л. Куц и др.) ранее входил вышеупомянутый «Т-Транс», основанный Ларисой Куц в декабре 2020 года, который сразу притянул почти все значительные подряды донского минтранса. Везение сопутствовало однофамилице действующего министра строительства области Сергея Куца, проработавшего в этой должности с июля 2018 года по январь 2022 года.

В 2021 году в «Дорспецстрое» начали происходить странные события. Г-жа Куц учредила несколько компаний, одноименных с прежними. Таганрогское ДСУ, Ростовское ДСУ, Тацинское ДСУ, Миллеровское ДСУ, «Магистраль», «Автобан» существуют в двух экземплярах. «Ростовавтодорстрой» продублирован в коротком названии — РАДС.

— Обычно компании-дублеры создают в нескольких целях, — пояснял в то время N гендиректор ООО «Денисов-Аудит» Антон Денисов. — Первая причина — корпоративная. Возможно, второй партнер ведет себя пассивно, а доходы делятся пополам. Это не устраивает первого партнера, он создает новое юрлицо. Вторая причина — участие в тендерах, имитация конкурентной среды. Третья причина может быть связана с необходимостью сохранить спецрежимы налогообложения.

Однако в этом случае все три причины выглядели не соответствующими ситуации. Затем Лариса Куц передала главный актив — «Т-Транс» — бывшему совладельцу фирм «Дорспецстроя» Павлу Рогачкину, своему зятю, по информации 161.ru. Теперь же оставшаяся группа «близнецов» лишается господрядов. Последнее достижение было в конце 2022 года, когда ООО «Ростовавтодорстрой» получило 4,7 млрд руб. на строительство участка Западной хорды. Похоже, что эту группу постепенно готовят к уходу с рынка, чтобы не мешать главному игроку.

«Т-Трансу» чудесным образом благоприятствовала и конъюнктура рынка. За год до его появления ослабло влияние многолетнего лидера рынка ГСК «Дон», чей ведущий актив — АО «Донаэродорстрой» — сменил прописку на московскую.

— Настало время из статуса региональной компании выйти на реальный федеральный масштаб, — объяснили тогда в пресс-службе ГСК «Дон».

Однако федеральный статус не дал компании больше контрактов (см. врез).

Интересы старого и нового лидеров пересеклись в 2022 году, когда ФАС по жалобе «Донаэродорстроя» отменила три конкурса на строительство Западной хорды (5,6 млрд руб.), выигранные «Т-Трансом». Однако удача снова улыбнулась «Т-Трансу» — он вернул себе право на заключение этих контрактов, предложив лучшую цену на новых торгах.

В прошлом году совокупный объем подрядов первой десятки сократился на 7,3% — до 33 млрд рублей, вернувшись на уровень 2020 года, когда фирмы топ-10 получили 32,2 млрд рублей. Однако тогда портфель контрактов десятки колебался от 363 млн до 9,4 млрд рублей, сейчас разрыв вырос от 167 млн до 20,3 млрд рублей. Раньше 5 компаний заручились несколькими миллиардными подрядами, сейчас — только тремя, причем одна из них — государственный «Ростовавтодор». Он, хотя и поднялся на второе место, за год сократил портфель заказов более чем на треть. Аналогично и с взявшим «бронзу» «Дорстроем». Вес в рейтинге ему обеспечили 2,5 млрд рублей за проектирование, изыскания и капремонт участка дороги Р-280 Ростов — Мариуполь.

«Ростовавтомост» теперь довольствуется 1,6 млрд рублей, а в 2020 году он выигрывал вдвое больше. Сейчас почти половину денег он заработал на двух контрактах в Адыгее, остальное — на Дону.

АО «СМУ-Дондорстрой» оказалось в списке за счет двух подрядов на ремонт и содержание дорог под Екатеринбургом и Великим Новгородом.

Стабильный бизнес разве что у ООО «МОП Комплекс 1», занимающегося разметкой и содержанием дорог. ГК «ДРСУ-Дон» держится за счет небольших подрядов на ремонт дорог и тротуаров в Ростове, Батайске и районах.

В первой десятке появились Зерноградское ДРСУ, которое всегда, кроме 2022 года, было в рейтинге N, а также ранее неизвестное на Дону ООО «ДСУ-38».

Последняя компания только с февраля 2023 года зарегистрирована в Ростове, ранее этот бизнес развивался в Иркутске, причем более успешно. В 2022 году у этой компании были контракты на сумму 1,34 млрд рублей, сейчас — на порядок меньше. Юрлицо сменило не только адрес, но и название, ранее это был «Стройдорхолдинг».

В феврале 2023 года портал «Иркутск онлайн» писал об уголовном деле, из-за которого прошли обыски в Дирекции автодорог Иркутской области — это касалось подряда на строительство дороги на Ольхоне, который в 2019 году получило ООО «Стройдорхолдинг». По разным причинам работы были сдвинуты, потом отменены, контракт расторгнут. Впрочем, идет ли речь о том же «Стройдорхолдинге», который стал «ДСУ-38» и переехал в Ростов, неизвестно. В данных «СПАРК-Интерфакса» такого контракта за «ДСУ-38» в 2019 году не значится. В прошлом же году компания, хотя и стала ростовской, выполняла заказы исключительно в Иркутской области и Бурятии.

Справка N. В 2023 году дорожный бюджет Ростовской области составлял 38,1 млрд рублей. На развитие дорожной инфраструктуры Ростовской области в 2024 году направят немногим более — 40,3 млрд рублей.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Крупные компании
Дорожный рынок одного подрядчика
Совокупный портфель топ-10 крупнейших донских подрядчиков дорожных и мостостроительных работ в 2022 году составил 35,6 млрд руб. Лидер рейтинга — компания «Т-Транс» заключила 37 контрактов на сумму 16,8 млрд руб., это почти половина совокупного объема заказов первой десятки. В этом году донские подрядчики имеют шанс увеличить портфель заказов. Расходы областного бюджета на дорожное хозяйство планируют увеличить, значительные средства направят на реализацию крупных проектов — Западной хорды и Северного радиуса ростовского автодорожного кольца.
Просмотров: 1279

Справка

ГСК «Дон»

Расцвет «Донаэродорстроя» пришелся на 2017 год, когда его портфель контрактов составлял 9,9 млрд рублей, в 2018-м — 3,4 млрд рублей. В 2023 году он получил 4 млрд рублей за счет строек в разных регионах, из них есть и 1 млрд от донского минтранса на капремонт дороги Миллеровом— Вешенская. Как писал N, в 2022 году эта компания, будучи московской, впервые за последние 10 лет попала в разряд крупнейших налогоплательщиков Ростовской области. Донские компании этой группы не присутствуют в рейтинге N — 2023, хотя выручка у них неплохая по сравнению с остальными участниками. ООО «ПО “Дондорстрой”» (портфель контрактов в 2017 году — 16,65 млрд рублей) в последние два года не получает госконтрактов, выручка в 2022 году — 1,1 млрд рублей. ООО «НВА-Альянс» также существует без госконтрактов, выручка — 528 тыс. рублей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крупные компании
Дорожный рынок одного подрядчика
Известный ростовский бизнесмен, председатель совета директоров АО «Агрохолдинг “СТЕПЬ”« Али Узденов получил орден Александра Невского. В тот же день звание Героя Труда было присвоено Петру Мотренко, гендиректору ПАО «Роствертол» имени Б. Н. Слюсаря.
Крупные компании
Дорожный рынок одного подрядчика
На Петербургском международном газовом форуме между Ростовской областью и «Газпром межрегионгазом» был подписан протокол, регулирующий в том числе передачу бесхозяйных объектов газовой инфраструктуры на баланс компании. По словам генерального директора компании «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» Владимира Ревенко, это позволит оптимизировать содержание групповых объектов газовой инфраструктуры, в частности в СНТ и ДНТ. При этом ряд вопросов, связанных с газоснабжением, все еще находится в процессе урегулирования с нормативной точки зрения.
Крупные компании
Дорожный рынок одного подрядчика
Один из ведущих застройщиков на юге России — ГК «ЮгСтройИнвест» ввела в эксплуатацию шестимиллионный квадратный метр жилья. Рекордная цифра пришлась на квартал у реки «Левобережье» в Ростове — дом Park Resident.
Крупные компании
Дорожный рынок одного подрядчика
Руководство Трубной металлургической компании (ТМК) назначило Виктора Новикова управляющим директором Таганрогского металлургического завода («Тагмет», входит в ТМК). На этом посту г-н Новиков сменил депутата Законодательного Собрания Ростовской области Сергея Билана, который, как сообщили в компании, стал вице-президентом ТМК. Г-н Билан руководил «Тагметом» с 2016 года.