«Донскому табаку» прививают японскую философию
«Донской табак» впервые открыл двери для журналистов, после того как был присоединен к бизнесу JTI. По наблюдениям корреспондента N, за 11 месяцев с момента завершения сделки интерьеры фабрики стали более стильными, новый собственник сделал ставку на улучшение условий труда и внедрение принципов японской философии кайдзен (см. справку).
За 11 месяцев, прошедших с момента, как JTI приобрела «Донской табак», портфель брендов табачной фабрики остался прежним, при этом география продаж расширилась. Бренды «ДТ» дали возможность объединенной компании увеличить долю рынка с 33% до 39,1%. Судя по всему, остановки фабрики в ближайшее время не стоит опасаться, а вот судьба производства в Переславле-Залесском неясна.
На минувшей неделе «Донской табак» впервые, после того как перешел под флаг JTI, открыл свои двери для журналистов. Поводом стал запуск оборудования для цифровой маркировки блоков и пачек сигарет. По новым российским нормам этим летом все отечественные производители должны внедрить маркировку, а летом следующего года в рознице не должно остаться ни одной немаркированной пачки. Тогда любую коробку на легальность можно будет проверить, воспользовавшись приложением для смартфона. Табачники надеются, что маркировка приведет к сокращению количества дешевого контрафакта. В оборудование для маркировки «Донской табак» вложил 5 млн долларов. Для деловых журналистов этот повод был формальным, учитывая, что линия была запущена еще 1 июля, а об инвестициях в проект топ-менеджеры JTI рассказали еще раньше — в ходе Петербургского форума (подробнее см. N, № 1330). Куда интереснее было наконец познакомиться с топ-менеджментом, который воздерживается пока от интервью, узнать, какие изменения ждут ростовскую табачку, какая часть бизнеса «Донского табака» сохранится, а от какой откажутся. Напомним, что из-за серьезного сокращения табачного рынка в результате роста акцизов и последующего повышения цен на сигареты JTI закрыла в 2016 году свою московскую фабрику «Лиггетт-Дукат». При этом популярный бренд фабрики — LD — остался в портфеле транснационала. Что мешает ей пойти по этому же пути в Ростове?
Кризис табачного рынка уже отразился на «Донском табаке». В 2017 году выручка одного из крупнейших предприятий области снизилась на 40%, до 14,4 млрд рублей, чистая прибыль упала в 100 раз и составила 38,5 млн рублей.
Те из журналистов, кто бывал на фабрике при прежнем собственнике Иване Саввиди, отметили, что теперь она выглядит «моднее» — все свободные от производственных плакатов стены украшают философские надписи, посвященные миссии компании. В дизайне преобладают мятные цвета, рождая ощущение, что вы на производстве ароматических средств для спа-процедур.
Журналистов познакомили сразу с двумя топами — исполнительным директором Сергеем Лавриковым (на фото) и гендиректором Валерием Митрофановым. Г-н Лавриков встретил прессу на входе и отвечал за экскурсионную часть, делая упор на экологию, автоматизацию и принципы JTI. Принципы началась прямо на входе: группе предоставили возможность изучить содержание стеклянного панно с описанием системы кайдзен и изображением цветущей сакуры.
Справка N. Кайдзен — японская философия, фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. Цель кайдзен — производство без потерь. Впервые философия кайдзен была применена в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны. Синоним «кайдзен» в бизнесе — бережливое производство.
На складе гофрокартонных коробов для табака исполнительный директор рассказал, что после смены собственника короба стараются использовать повторно. На складе отгрузки товара сообщили, что, по непроверенным данным, это самый большой автоматизированный склад готовой табачной продукции в Европе. Склад выглядел почти пустым. Г-н Лавриков, видимо, уловив замешательство в экскурсионной группе, отметил, что пустота указывает на высокую скорость отгрузки товара.
С гендиректором Валерием Митрофановым журналистов познакомили в конференц-зале, расположенном напротив его кабинета. В той части фабрики, где сидит топ-менеджмент, часть идейных надписей была сделана на английском. И сами руководители предприятия в лексиконе то и дело использовали английские словечки. Пока шла презентация о системе маркировки, внимание корреспондента N привлек огромный флип-чарт на стене. Как солдатики на поле боя, все пачки сигарет, которые только производятся в России, были выстроены на нем по ценовым сегментам, брендам и владельцам. Бренды «Донского табака» стояли отдельно от брендов JTI, и было заметно, что в среднем ценовом сегменте у JTI нет продуктов, ориентированных на молодежную, женскую аудиторию, а у «Донского табака» есть (Kiss). И у остальных крупных игроков рынка — тоже есть.
Одним из первых г-ну Митрофанову задали вполне невинный вопрос о том, сохранится ли название фабрики — «Донской табак».
— Компания JTI — это customer centric company, — заявил он и тут же пояснил, что имеет в виду: — Мы всегда думаем об интересах нашего потребителя. «Донской табак» хорошо представлен на юге, его марки важны для потребителя, поэтому нам важно сохранить этот бренд. Тем более что это компания со 160-летней историей, одна из старейших фабрик в России!
Представитель JTI Дмитрий Сергеев поспешил уточнить, что подобные решения все же находятся в ведении центрального офиса. Г-н Митрофанов согласился с ним, но добавил:
— С момента заключения сделки прошло почти 11 месяцев, если бы мы планировали сделать изменения, о которых вы спрашиваете, это было бы удобно делать с самого начала. Компания вложила более 1,6 млрд долларов и планирует окупить вложения через оптимальное, грамотное использование возможностей фабрики и ее брендов. Такие деньги не вкладывают, чтобы что-то сократить.
Когда г-н Митрофанов начинал свой спич, корреспондент N думала, что он говорит о смене названия фабрики, но когда закончил, пришла к выводу, что речь шла о будущем фабрики в целом. Похоже, в ближайшее время судьба «Лиггетт-Дуката» «Донскому табаку» не грозит.
Журналистов интересовали итоги работы «Донского табака» в 2018 году. Но об этом топ-менеджеры говорили скупо: после того как «ДТ» стал частью компании, чьи акции котируются на бирже, его показатели выручки и объемы производства раскрываться не будут.
Одна из журналисток напомнила Валерию Митрофанову, что по итогам 2017 года выручка АО «Донской табак» значительно сократилась, и попросила уточнить хотя бы, остались ли дела на прежнем уровне или наметилась другая тенденция. Г-н Митрофанов поблагодарил ее за удачную формулировку и подтвердил: «Да, наметилась».
— Основным интересом сделки было получение синергии — мы ее получаем: «Донской табак» становится частью JTI. Марки «Донского табака» получили большую представленность. Если раньше «Донской табак» был силен в южной части страны, то сегодня мы говорим о национальной дистрибьюции. Таким образом, «Донской табак» дает увеличение доли рынка объединенной компании, — уточнил г-н Митрофанов.
По данным компании, с 31 июля 2018 года, когда была закрыта сделка, доля рынка JTI в России выросла с 33% до 39,1%. В 2018 году JTI, комментируя сделку, говорили, что ожидают в перспективе роста доли до 40%.
Гендиректор «Донского табака» уточнил, что за 11 месяцев JTI сохранила все бренды ростовской фабрики, при этом оптимизировала портфель, сократив количество позиций почти в два раза. В то же время на рынок была выпущена новая позиция в средненизком ценовом сегменте — сигареты с капсулой Play sunrise, планируется ввод других новинок.
Из последующего разговора корреспондент N сделала вывод, что в ближайшие два-три года одна из главных статей инвестиций в «Донской табак» — улучшение условий труда. Как сообщил Валерий Митрофанов, после смены собственника все работники обеспечены ДМС, средняя зарплата выросла на 15%.
— Не так давно у нас был визит г-на Гончарова, по его оценкам, «ДТ» — один из лидеров по уровню средней зарплаты в Ростовской области, — похвалился он.
Сергей Лавриков рассказал, что JTI вложила около 22 млн рублей в реконструкцию столовой, провела углубленный аудит систем очистки сточных вод, вложилась в асфальтовое покрытие и разметку для безопасности движения. В третью очередь г-н Лавриков упомянул об улучшении технологий и оптимизации затрат на производство продукции.
По данным компании, сегодня на «Донском табаке» работает около 1300 человек, около 800 из них — на производстве.
— За 11 месяцев мы произвели оптимизацию персонала, она затронула 45 человек из сети региональных продаж — они дублировали функции, которые уже выполняли сотрудники JTI, — рассказал Валерий Митрофанов. — Я говорю «оптимизация», потому что большинство нашли по нашему предложению работу в компании JTI, часть из них переквалифицировалась и осталась на «Донском табаке». Есть те, кто компанию покинули. Но у нас нет человека, который сказал бы, что компания обошлась с ним несправедливо.
Оба топ-менеджера неоднократно повторили: «JTI ставит во главу угла потребителя и персонал, а все остальное можно построить» (один раз г-н Митрофанов оговорился и вместо «персонал» сказал «бренды»).
В ходе мероприятия стало известно, что структура «Донского табака» изменилась: греческая фабрика Sekap теперь отошла в ведение подразделения JTI, которое занимается Западной Европой. А вот фабрика в Переславле-Залесском все еще является частью бизнеса «ДТ». Ситуацию на ней спикеры предпочли не комментировать. По отдельным репликам: «оборудование старое»; «все обязательства перед сотрудниками мы выполняем» — корреспондент N пришла к выводу, что перспективы этого предприятия не слишком оптимистичны. Но сотрудникам, видимо, беспокоиться не нужно, о них позаботятся.