г. Ростов-на-Дону
17 апреля 2021 02:59:56

«Газпром» забрал из Ростова одну из «дочек»

Входящее в пятерку крупнейших по выручке компаний Ростовской области ООО «ГЭС Розница», которое управляет сетью автозаправок «Газпром», сменив имя на «ГНП сеть», переехало из Ростова в Санкт-Петербург. В северной столице компания получила новое название — ООО «Газонефтепродукт сеть» («ГНП сеть»). На минувшей неделе в компании отказались прокомментировать причины переезда и сообщить число сотрудников, сокращенных в Ростове.
«Газпром» забрал из Ростова одну из «дочек» Ростовская область и «ГЭС Розница»: теперь не вместе.

Под названием «ГЭС Розница» компания в течение многих лет входила в рейтинг крупнейших компаний Ростовской области, по итогам 2019 года она заняла в нем 4-е место с выручкой 72,3 млрд рублей (рост 11,7%). Под её управлением находится 486 автозаправочных комплексов «Газпром» в 24 регионах России.

Хотя «ГНП сеть» является частью федеральной структуры и управляла сетью автозаправок по всей России, так исторически сложилось, что ее головной офис располагался в Ростове: в 2006 году ОАО «Газэнергосеть» (впоследствии — АО «Газпром газэнергосеть») приобрела активы ростовской компании «Инвестпром» и учредила для развития сети заправочных станций Южную нефтегазовую компанию. От нее управление перешло к ТД «Альфа-Трейд», а в апреле 2014 года — к ООО «Газэнергосеть розница». До покупки «Инвестпрома» АО «Газпром газэнергосеть» работало только с газовыми розничными активами. А с «Инвестпромом» начала развивать нефтяную розницу. На момент покупки «Инвестпрома» у ростовской ГК было 3 нефтебазы и 25 АЗС.

Любопытно, что до 2014 года компанией управлял Алексей Фролов, совладелец «Инвестпрома», стоявший у истоков автозаправочного бизнеса. В 2014 году он отошел от работы в «Газпроме», однако у руля оставался его давний партнер Фролова Анатолий Ващенко. В 2017 году Анатолий Ващенко в интервью N рассказывал: «Когда мы выстраивали сеть, концепция была довести ее хотя бы до Москвы. И не просто покупать участки. Мы понимали, что заправки на трассе должны находиться на расстоянии 250-300 км — примерно на столько рассчитан топливный бак дальнобойщика. В итоге мы дошли до Южного Урала». Он пояснял N, что руководство решило не переводить управление из Ростова в Москву.

В 2019 году г-на Ващенко сменил выходец ООО «Газэнергосеть Санкт-Петербург» Андрей Бандалетов.

С 2014 по 2019 годы прибыльным для «ГЭС Розницы» был только 2016 год, когда чистая прибыль общества приблизилось к миллиарду (937 млн рублей), в остальные годы компания терпела убытки в размере более 100 млн рублей. За этот период число автозаправок в сети существенно не менялось. В компании за это время трижды менялся гендиректор. Ранее N сообщал о том, что все участники рынка АЗС отмечают низкую маржинальность этого бизнеса. ВИНКи, в том числе «Газпром нефть», родственная «ГЭС Рознице», в этих условиях развивает франчайзинговые проекты, чтобы снизить затраты на содержание автозаправочных станций. В ростовской компании «Прогресс», развивающей сеть АЗС, отмечали, что прибыльность в этом бизнесе меняется непредсказуемо, он «не до конца прозрачен».

Один из работников «ГНП сеть» на условиях анонимности рассказал, что численность сотрудников офиса в Ростове составляла около 400 человек. Не всех устроили условия переезда компании, сейчас они ведут споры по поводу выходного пособия, сообщил он.

«ГНП сеть» не первая крупная компания, которая за последнее время сменила основное место прописки: в 2019 году головная фирма группы строительных компаний «Дон» — АО «Донаэродорстрой» сменило юрадрес на московский. Как поясняли N в компании, таким образом она решила заявить о своем федеральном статусе. В 2019 году выручка «Донаэродорстроя» составила 7 млрд рублей.

Переезд крупной компании — это не только потеря рейтинга N «Крупнейшие по выручке компании Ростовской области», бюджет региона теряет налоговые отчисления.

— Если компания зарегистрирована в нашем регионе, то в региональный бюджет поступают ее налог на имущество, транспортный налог, НДФЛ, страховые взносы в ПФР и ФСС, налог на прибыль. Земельный налог, например, платится в местный бюджет того муниципалитета, где расположен земельный участок. Эти же налоги платит в региональный бюджет расположенное в нашем регионе обособленное подразделение или филиал компании, если он имеет свой баланс. Если же компания переезжает и регистрируется в другом регионе, а обособленных подразделений, филиалов в Ростовской области у нее нет, то все региональные налоги поступят в регион по месту регистрации головного офиса, — пояснил N гендиректор ООО «Денисов-Аудит» Антон Денисов. — Причиной для смены места нахождения головного офиса чаще всего являются управленческие решения собственников бизнеса, а не особенности налогового администрирования. Каких-либо удобств в этом плане ни московские, ни питерские налоговые инспекции не предоставляют.

На запрос N об объемах налоговых поступлений в региональный бюджет от «ГНП сеть» в региональном минфине на минувшей неделе не ответили. Источник N в УФНС по Ростовской области сообщил N, что объем региональных налогов, уплаченных компанией в общей сумме доходов бюджета в 2020 году, составлял менее 1%. Значительного влияния на динамику консолидированного бюджета области смена местонахождения общества не оказала, считает источник.

В масштабе консолидированного бюджета целого региона оценка «меньше 1%» может означать как нечто, близкое к 1 рублю, так и довольно внушительную сумму. Не имея точных данных, мы можем опираться только на данные отчета о прибылях и убытках общества. С 2017 по 2019 годы «ГНП сеть» (тогда еще ООО «ГЭС Розница») была убыточной, налог на прибыль не платила. А вот в 2016 году чистая прибыль составила 937,4 млн рублей, а налог на прибыль — 179,9 млн рублей.

Упомянутый «Донаэродорстрой» в 2019 году (последний год, когда компания была зарегистрирована в Ростовской области) получил чистую прибыль 919,95 млн рублей.

По данным бухгалтерской отчетности, компания по итогам года заплатила налог на прибыль в размере 284,9 млн рублей.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Сделки
image
Ростовская «Ассоциация Прогресс», управляющая крупнейшей независимой сетью АЗС в Ростовской области, продала 5 своих автозаправок «ЛУКОЙЛу» и рассматривает возможность продажи еще трех. В компании оптимизацию заправочного бизнеса объясняют потребностью инвестировать в другие направления.
Инвестпроекты
image
До конца 2020 года шахтинское НПК «НИКА» планирует увеличить собственную сеть газовых автозаправок с трех до двадцати. Импортозамещающее оборудование для них компания производит самостоятельно, планируя существенно расширить его выпуск в ближайшие годы на фоне роста спроса на газомоторное топливо.
Инвестпроекты
image
ООО «ФЛЭШ ЭНЕРДЖИ» бизнесмена Алексея Фролова получило разрешение на подготовку проекта планировки территории площадью 14 Га в Левенцовском районе Ростова. В компании говорят, что планируют создать «объект транспортной инфраструктуры». По данным N , речь идет о строительстве автоматизированной мини-АЗС. До середины 2014 года компания г-на Фролова «Альфа-Трейд» управляла АЗС «Газпром» в разных регионах России. Сейчас предприниматель развивает собственную сеть заправочных станций под брендом Flash.
Практика бизнеса
image
Алексей Краевский, директор ООО «Омнитрейд», развивающего сети заправок Shell и «Башнефть» на юге России, уверен, что параллельная работа с российским и европейским брендами дает синергетический эффект. За год «Омнитрейд», лицензиат Shell на юге страны, провела ребрендинг 22 АЗС, прежде работавших под вывеской «Башнефти», и построила 4 новых комплекса на федеральных трассах.
Просмотров: 7120

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крупные компании
image
Созданный на волгодонском «Атоммаше» корпус атомного реактора сухопутным и водным путем переправят к месту установки — на Курскую АЭС-2.
Крупные компании
image
Рост выручки футбольного клуба «Ростов» по итогам 2020 года на 22% носит условный характер, так учитывает его будущие доходы. Отрицательный капитал компании близок к 1,8 млрд рублей.
Крупные компании
image
Снижение финансовых показателей Новошахтинского завода нефтепродуктов (НЗНП) в 2020 году эксперт объясняет сокращением спроса на нефть и нефтепродукты, снижением цен и маржи нефтепереработки.
Крупные компании
image
Выручка по итогам 2020 года увеличилась на 15,2% — до 32,8 млрд руб. OIBDA в 2020 году составила 9,7 млрд руб. и выросла на 136,2% по сравнению с показателем 2019 года (в 2019-м — 4,1 млрд руб.).