г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 07:26:10
102.58
107.43

Иван Саввиди близок к покупке еще одного порта в Греции

Хозяин донской «ГРУППЫ АГРОКОМ» Иван Саввиди выиграл тендер на покупку контрольного пакета (67%) акций греческого порта Волос, предложив за него 51 млн евро. Основные характеристики объекта: компактность, скромный (в европейском и мировом масштабах) грузооборот и удачное расположение для легкой работы в индустрии отдыха. Если сделка состоится, у г-на Саввиди будет два греческих порта (он уже контролирует Салоники). По мнению эксперта, новый инвестор вряд ли рассчитывает на ощутимый финансовый результат от вложений. Скорее, интерес представляет стабильность такого бизнеса.

Ситуацию описывают греческие и некоторые другие европейские СМИ. Фонд развития активов Греческой Республики (государственный приватизационный фонд Греции) в рамках тендера предложил купить контрольный пакет акций (не менее 67%) порта Волос. У принадлежащей Ивану Саввиди компании «Администрация порта Салоники» (Thessaloniki Port Authority SA, ThPA) было три конкурента: греческий, израильский и австралийский. Финансовое предложение ThPA оказалось самым крупным — 51 млн евро, или 54 млн долларов. Ее ближайший конкурент давал почти вдвое меньше. Так компания Ивана Саввиди стала главным претендентом на актив. Греческие контролирующие структуры должны одобрить сделку. По условиям контракта при переходе права собственности нужно будет сразу выплатить всю сумму. Если по каким-то причинам контракт не подпишут, акции отдадут тому, кто занял 2-е место. По данным немецкой газеты «Хандельсблатт», это греческая группа «Гольдейр», которая представляет интересы США. Источник отмечает, что на решение греческих властей может повлиять геополитика. Окажется ли она сильнее весомой финансовой выгоды? Этот вопрос издание считает главной интригой процедуры одобрения приватизации порта Волос.

«Хандельсблатт» — ежедневная деловая газета Германии. Сотрудничает с американским издательством «Доу Джонс», которое выпускает «Уолл-стрит джорнал». В 2016 году брала интервью у Дмитрия Медведева, в 2017-м опубликовала статью Владимира Путина. В роли ее авторов часто выступают мировые лидеры, видные государственные деятели.

«Первоначально Саввиди выразил заинтересованность в приватизации северного греческого порта Александруполис, которая началась в прошлом году, — пишет “Хандельсблатт”. — Правительство Греции остановило приватизацию в последнюю минуту из-за большого стратегического значения Александруполиса. Это важный центр военных операций США и НАТО на Балканах и в Черноморском регионе».

В «ГРУППЕ АГРОКОМ» не комментируют публикации европейских СМИ.

Судя по материалам греческих изданий, получив новый актив, ThPA укрепит свои позиции на севере Греции и на Балканах. Волос находится примерно на полпути между Афинами и Салониками. Расстояние между Волосом и Салониками — чуть больше 200 км, налажено автомобильное и железнодорожное сообщение. В 26 км от центра Волоса — региональный аэропорт. Есть сведения о возможном росте автотрафика и развитии судостроения.

Волос — центр условной греческой административной единицы (нома) Магнисии площадью 2,4 тыс. кв. км. Номы упразднили, но понятие осталось. Примерно соответствует «префектуре». Магнисия — это одноименный полуостров и острова Скиатос, Скопелос и Алонисос. Население — около 200 тыс. человек. Магнисия — часть региона Фессалия.

Комментируя итоги тендера, в котором победила ThPA, государственный приватизационный фонд Греции отмечал: «Событие, произошедшее в критический момент для всего региона Фессалии, доказывает веру сообщества инвесторов в перспективы развития порта Волос, Магнисии и греческой экономики в целом. Это также вотум доверия процедурам [приватизационного госфонда], который работает прозрачно, быстро и эффективно, для использования важнейших активов на благо общественных интересов, местного общества и экономики».

СМИ, которые пишут о греческом бизнесе, отмечают не столько торговый, логистический, сколько туристический потенциал Волоса. Здесь оборудованы 133 швартовочных места для яхт и мегаяхт длиной до 60 метров. Есть вся инфраструктура и охрана. По запросу «порт Волос» на русском и английском языках поисковики выдают обширную, разнообразную информацию, адресованную туристам, яхтсменам и организаторам круизов. Почти нет данных о логистической и торговой деятельности порта.

В октябре 2022 года, готовясь к приватизации Волоса, государственный приватизационный фонд выпустил брошюру для потенциальных инвесторов. В ней упоминается экспорт стали, зерна и семян, сухих и наливных грузов, импорт металлолома, работа с генеральными грузами (лес, бумага, хлопок, военная техника). В порту Волос пять обычных причалов и три пирса (суда могут становиться с двух сторон). Назначение пирсов — погрузка судов, которые идут к ближайшим островам, швартовка яхт, рыбалка (есть планы по строительству рыбного рынка). В 2021 году здесь обработали 1,3 млн тонн генеральных грузов, обслужили 21 круиз и 272,5 тыс. пассажиров. К моменту публикации брошюры у приватизационного госфонда не было окончательных финансовых результатов за 2021 год. Доходы порта предварительно оценили в 5,3 млн евро, валовую прибыль — 1,5 млн евро. Отмечается также, что Греческая Республика, министерства морской политики и финансов выступают как концеденты. Срок концессии — до 2062 года. Ежегодный концессионный сбор — до 3,5% валового дохода.

— Актив должен стоить 20–25 млн евро, — говорит гендиректор агентства «Инфраньюс» (Infranews, портовая и логистическая аналитика) Алексей Безбородов, и его оценка совпадает с суммой, которую, по данным СМИ, предложил ближайший конкурент компании Ивана Саввиди.

По словам эксперта, договариваясь о цене такого объекта, продавец и покупатель по сложившейся практике могут учитывать обязательства по инвестициям. В данном случае 20–25 млн евро умножаются примерно на два, но это не может быть единовременная выплата, как заявлено в условиях тендера.

Алексей Безбородов не нашел подходящего примера, чтобы в сравнении показать деятельность маленького порта Волос.

— Только один стивидор порта Азов — ООО «Азовский морской порт» выручило в прошлом году около 3 млн долларов (примерно 2,8 млн евро. — N), а в Азове 14 стивидоров, — отмечает эксперт. — По этому примерно можно судить, насколько итоговый финансовый результат перекрывает 5,3 млн евро Волоса.

Алексей Безбородов подчеркивает, что в ближайшее время Волос не будет, например, значимым узлом в поставках зерна и других грузов, которые стимулируют развитие портовой инфраструктуры.

Как сообщают профильные СМИ, по итогам 2022 года грузооборот Азовского порта превысил 8 млн тонн. Если учитывать транзитные грузы, показатель близок к 9,5 млн тонн. Но с круизными судами Азов не работает.

Как отметил Алексей Безбородов, покупая Волос за 51 млн евро, никто не будет рассчитывать на финансовый результат. Однако это «бизнес навсегда», понятный, стабильный и предсказуемый. Из слов г-на Безбородова следует, что если цель — получить «тихую гавань», не так важно, сколько платить. Публикация «Хандельсблатт» подводит к мысли, что двойная цена может быть аргументом в пользу инвестора, если греческие контролирующие органы увидят в сделке определенный геополитический аспект. Кроме того, издание считает объект экономически и стратегически интересным. «В 2022 году Волос занял четвертое место среди греческих портов по грузообороту после Пирея, Салоников и Ираклиона, — пишет “Хандельсблатт”. — Порт является важным перевалочным пунктом из-за его автомобильного и железнодорожного сообщения с Балканским регионом и близости к портам Турции и Ближнего Востока».

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Сделки
Иван Саввиди близок к покупке еще одного порта в Греции
Бывший владелец «Донского табка» Иван Саввиди купил в Греции курорт Porto Carras за 205 млн евро.
Просмотров: 3179

Справка

Греческие активы Ивана Саввиди

Летом 2021 года компания «Администрация порта Салоники» (Thessaloniki Port Authority SA, ThPA, управляет греческим портом Салоники) перешла под контроль Ивана Саввиди. Салоники — второй по величине греческий морской порт после Пирейского. По данным ресурса neftianka.ru, его годовой грузооборот — более 20 млн тонн. Половина этого объема — наливные грузы. Имеет право беспошлинного ввоза и вывоза товаров для Сербии, Северной Македонии, Албании, Черногории и Болгарии. Общая складская площадь грузовых терминалов — 1 млн кв. м. Специализируется на обработке генеральных и насыпных грузов — металлопроката, руды, химической продукции, леса и продуктов питания. Другие греческие активы г-на Саввиди: курорт Порто-Каррас (Porto Carras) и футбольный клуб «ПАОК». Европейские СМИ утверждают, что в Греции у Ивана Саввиди есть также компания по производству продуктов питания и напитков, историческая недвижимость в Салониках, канал «Открытое ТВ», ежедневная газета «Этнос» и бизнес-портал «Имерисия».

Иван Саввиди

В 2023 году «Форбс» оценил состояние Ивана Саввиди в 1,7 млрд долларов (+100 млн к прошлому году). Активы: ростовский холдинг «Агроком» и греческая «Димера груп» (Dimera Group). Завод «Тавр» ежегодно выпускает 50 тыс. тонн мясной и колбасной продукции. Два предприятия занимаются производством барьерной пленки. Компании г-на Саввиди работают в агробизнесе и управляют отелями. Самый известный из них — открытый в 2022 году «Хаятт Ридженси Ростов — Дон-Плаза» (Hyatt Regency Rostov-Don Plaza) на Большой Садовой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сделки
Иван Саввиди близок к покупке еще одного порта в Греции
Компании Эдуарда Вартаняна, которым принадлежит ростовский торговый центр «Континенталь», заключили мировое соглашение с кредиторами. Большую часть требований выкупил Эдгар Вартанян.
Сделки
Иван Саввиди близок к покупке еще одного порта в Греции
Бывший совладелец водочного завода «Регата», а ныне звезда рунета Николай Василенко стал лицом акции Сбера «Расплатитесь улыбкой». Пиар-специалисты отмечают удачную идею использования «лавандового рафа» Сбером, оценивая гонорар г-на Василенко в диапозоне от 2 до 10 млн руб.
Сделки
Иван Саввиди близок к покупке еще одного порта в Греции
Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) заложил два станка общей стоимостью около 90 млн руб. Залогодержатель — Фонд развития промышленности (ФРП) РФ, который кредитует мероприятия НЭВЗа, связанные с выпуском импортозамещающей продукции.
Сделки
Иван Саввиди близок к покупке еще одного порта в Греции
АО «Фирма “Агрокомплекс имени Н. И. Ткачева”» Александра Ткачева установила контроль над сельхозпредприятиями Андрея Шейкина. Г-н Шейкин купил их у агрохолдинга «Юг Руси» Сергея Кислова в сентябре 2022 года. Такая опосредованная продажа, вероятно, потребовалась, чтобы избежать обвинений в сотрудничестве с подсанкционным лицом.