«В супермаркетах вы не найдете синекорого палтуса или шримс-медвежонка»
Предприниматель из Приморского края Евгений Кондаков до конца года планирует открыть в Ростове еще один магазин Seafood, увеличив собственную сеть до 6 торговых точек. Проект ориентирован на популяризацию дикорастущих морепродуктов среди разборчивых покупателей.
Во время самоизоляции спрос на продукцию Seafood со средним чеком более 1700 рублей оказался на уровне оптимистических показателей, в мае не было традиционного оттока клиентов, и выручка выросла на 40%. Магазины сети занимают в среднем около 35 кв. м, объем вложений в одну торговую точку составляет около 2,5 млн рублей. Три из пяти действующих магазинов сети расположены в «дорогих» местах Ростова — галерее «Астор», ТЦ на Текучева, в центре города рядом с Музтеатром.
N: — Охарактеризуйте спрос во время пандемии.
Е.К.: — Мы находимся в состоянии быстрых изменений. Могу сказать, что во время самоизоляции спрос оказался выше наших пессимистичных прогнозов. Выручка в марте и апреле была нестабильной, но в целом на уровне оптимистичных показателей. В мае выручка по сети оказалась выше почти на 40% в сравнении с маем 2019 года, потому как люди были дома, в отличие от шашлычно-дачного периода, когда мы наблюдали отток покупателей.
N: — Расскажите об истории сети Seafood, как возникла идея заняться этим проектом?
Е.К.: — Это была пятая попытка заработать деньги, занимаясь собственным бизнесом. Как-то в телефонном разговоре друзья из Владивостока предложили наладить поставки красной икры и копченой рыбы в Ростов. Это было в 2014 году, как раз во время скачка курса доллара. Я начал делать первые шаги в этом направлении, но кризис серьезно ударил по основному бизнесу друзей, и они отстранились от решения возникших проблем, в итоге я остался один на один с этой идеей. Так как я родом из Приморского края, то понимаю, какими на вкус должны быть креветка, краб, что такое вкусная красная икра и какой на вкус должен быть гребешок. В Ростове же в то время о морепродуктах знали немного: креветки бывают пивными или королевскими, икра бывает щучьей, красной или черной, а гребешки — это что-то белое и безвкусное. Я понял, что могу быть полезен в Ростове. Так появился магазин морепродуктов Seafood. А вскоре появилось и еще одно направление бизнеса: сервис по доставке суши из камчатских морепродуктов Seafood Sushi.
N: — В чем преимущество ваших магазинов перед рыбными отделами в супермаркетах, гипермаркетах, перед ресторанами, которые тоже предлагают суши с доставкой на дом?
Е.К.: — В супермаркетах вы не найдете синекорого палтуса или шримс-медвежонка (такая креветка). А у нас — пожалуйста. Наши продавцы доступным языком расскажут, чем отличается промысловая креветка, сваренная и замороженная на борту рыболовного траулера, от выращенной на антибиотиках и гормонах роста королевской креветки; в чем отличие красной икры, добытой из рыбы в устье реки, которая легко лопается во рту, сухая с приятным сливочным послевкусием, от той, которая жидкая, горчит и катается во рту. Знакомо такое? Продукция отбирается исходя из всех вариантов от поставщиков и добытчиков по лучшим органолептическим свойствам (вид, вкус, запах, цвет, консистенция, состав), я лично участвую в этом процессе. Для нас забота о покупателях не пустой звук. Мы не продаем, мы помогаем покупать.
N: — В Ростове действуют специализированные сети похожего профиля. Кого считаете своими прямыми конкурентами?
Е.К.: — Я не фокусируюсь на конкурентах. Моя цель — популяризировать потребление натуральных (дикорастущих) морепродуктов, добытых в естественной природе. Чтобы каждая семья выбирала для себя треску, а не пангасиуса, северную креветку, а не королевскую и т. д. И это не дороже, сравните. Если мои конкуренты ставят похожие цели, тогда мы больше единомышленники. Я вообще предлагаю чаще коммуницировать, искать точки, где мы можем быть полезны друг другу, чем конкурировать. Желаю им оставаться на плаву в это непростое время.
N: — Почему дикорастущая рыба стоит не дороже, чем массовый продукт — пангасиус? И почему вам пангасиус не нравится?
Е.К.: — Дикорастущая рыба по цене сравнима с тилапией и пангасиусом, потому что последние на отечественном рынке имеют серьезную маркетинговую поддержку. Видели, как красиво выглядит филе телапии? А это рыба сорная. Как и пангасиус, который растет в загрязненной пресной воде. Дикая рыба, добытая российскими рыболовецкими судами в море, может быть, даже выглядит менее аппетитно, но по своим характеристикам она качественнее и полезнее.
N: — Для развития проекта вы пользуетесь заемными средствами? Оцените качество предложения: как вы считаете, кредитные средства сейчас доступны?
Е.К.: — На старте я инвестировал в бизнес 50 тыс. рублей, которые мне одолжили родные. Когда бизнес стал набирать обороты, мне сделал предложение банк ВТБ24, и я взял кредит 1 млн рублей для открытия второго магазина в ТЦ на Текучева. Правда, под высокую ставку. С открытием каждого следующего магазина частично использовал собственные средства, частично заемные. Сейчас кредитуюсь в Сбербанке, ставки очень выгодные по сравнению с теми, что были раньше, — на уровне 11%, тем более что кредит теперь выдают без залогов, так как есть хорошая кредитная история.
N: — Три ваших магазина расположены в «дорогих» местах — галерее «Астор», ТЦ на Текучева, в центре города рядом с Музтеатром. Почему?
Е.К.: — В этих местах мы находим свою целевую аудиторию — все просто.
N: — Кого вы считаете своими клиентами?
Е.К.: — Ориентируемся на покупателей, которые ответственно подходят к выбору продуктов. Например, купить промысловые креветки сухой заморозки без корки льда и не расстраиваться, что после разморозки креветки потеряли почти полкилограмма веса.
N: — Каков средний чек в ваших магазинах?
Е.К.: — По итогам ноября — 1705 рублей.
N: — Сейчас в сети 5 магазинов, планируете расширяться?
Е.К.: — Мы откроем в Ростове еще минимум 2 магазина, один из них появится в СЖМ уже в декабре в фуд-молле «Новый базар» на Космонавтов, 2/2. Про второй пока не расскажу, так как есть только устные договоренности.
N: — Оцените объем затрат на открытие одной точки, каковы сроки ее окупаемости?
Е.К.: — До 2,5 млн рублей — с учетом ремонта и декора помещения со средней площадью 30 кв. м, оборудования и товарного остатка. На операционную прибыль мы выходим в первый месяц, окупаемость — до года.
N: — Какие способы продвижения используете? Какие считаете самыми действенными?
Е.К.: — Лучший способ продвижения — качество услуг или товаров. «Качество — это делать что-либо хорошо, даже когда никто не смотрит» — моя любимая цитата Генри Форда. А вообще, я в 2014 году одним из первых начал использовать продвижение в Instagram, в эпоху фотографий еды и котиков. Визуальный слой восприятия отлично работает в нашем сегменте, поэтому упор делаем именно на эту соцсеть. Хотя, разумеется, присматриваемся к TikTok.
N: — Назовите на сегодня основные риски проекта.
Е.К.: — Не угадать с локацией. Открыться там, где не будет целевой аудитории. Мы открываемся, как правило, всегда в прикассовых зонах супермаркетов, там, куда люди приходят тратить деньги на еду. Но у нас был неудачный опыт, когда мы начали работать в Левенцовке, в одноименном ТЦ, он был новый, и люди туда не пошли. Пришлось закрыть наш магазин.
N: — Сложно ли доставлять и хранить продукцию, сохраняя качество?
Е.К.: — Такой проблемы нет. Икра летит к нам с Камчатки в термокоробах, которые идеально сохраняют температурный режим, во время ожидания стыковочного рейса короба хранятся в холодильных камерах аэропорта. Замороженная и охлажденная продукция к нам приходит в реф-контейнерах транспортных компаний, которые соблюдают температурный режим: –18 0С для замороженной и 0–4 0С — для охлажденной продукции.
Справка
Сеть морепродуктов Seafood была основана в 2014 году. Специализируется на продажах морепродуктов. На сегодня насчитывает 5 магазинов. Параллельно действует сервис доставки суши из камчатских морепродуктов Seafood Sushi.
Евгений Кондаков — основатель сети магазинов камчатских морепродуктов Seafood и сервиса по доставке суши Seafood Sushi. Родился в 1987 году в Приморском крае в поселке Дунай. Окончил ДВФУ, факультет прикладной информатики в экономике. Работал торговым представителем в компаниях «Балтика» и «Империал Тобакко». Затем решил попробовать себя в бизнесе: занимался грузоперевозками, шиномонтажом, продажей и производством сухих строительных смесей, продажей услуг корпоративной сотовой связи для частных лиц. В 2014 году в Ростове открыл первый магазин морепродуктов Seafood и продолжает развитие этого направления до сих пор.