«Нужно знать обычаи и народа, и отдельной семьи»
Ивент-компания ГК «Май» организовала Отдел национальных торжеств, который будет готовить торжественные мероприятия с учетом этнического колорита, народных традиций и ритуалов. Основу команды составили выходцы из разных национальных сред. О том, как встречаются ростовский колорит и традиции национальных диаспор, рассказал организатор национальных мероприятий Артур Егикян.
В ближайшие месяцы компания проведет три национальные свадьбы в соответствии с этническими канонами. Задача организаторов не только бережно и тщательно воссоздать те ритуалы, которые имеют особое значение для жениха, невесты и их близких, но и выступить медиатором, чтобы не допустить конфликта поколений или недопонимания в случае интернациональных союзов.
N: — Как появилась идея? Кто такой специалист по проведению национальных мероприятий?
А.Е.: — О необходимости подготовить специалистов, которые могут провести традиционную армянскую, корейскую, ассирийскую, русскую, любую другую свадьбу, говорилось давно. Фактически такие мероприятия готовят те же самые люди, которые занимаются и любым другим торжеством, но делают это с учетом определенных особенностей. Даже на самых ранних этапах подготовки таких свадеб уже есть отличия. Например, русские сейчас больше доверяют организаторам, хотят, чтобы кто-то подготовил торжество, а армяне привыкли все делать сами, все контролировать вплоть до самых мелких деталей.
У корейцев есть три главных праздника семьи, которые нельзя пропустить ни при каких обстоятельствах: даже войны не повод отменять свадьбу, первый день рождения ребенка и шестидесятилетний юбилей родителей. И все эти традиции тесно переплетены. Например, юбилей родителей должны организовать и оплатить дети, но лишь после того, как родители организуют и оплатят их свадьбу. У нас была ситуация, когда пора было начинать подготовку к юбилею отца, а сын все еще не был женат. Ситуация патовая. Но, чтобы соблюсти все обычаи, он все же решился жениться на своей избраннице, отец оплатил свадьбу, а сын с новоиспеченной супругой подготовили юбилей отца.
Чтобы понимать такие тонкости, видеть, что это не каприз, а действительно важные вещи, нужно досконально изучить не просто обычаи народа, но и традиции каждой отдельной семьи.
N: — А как вы решили стать организатором национальных свадеб?
А.Е.: — Я живу в Ростове с детства, но меня изначально воспитывали в армянских традициях, я наблюдал, как родственники звали маму помочь подготовить свадьбу. Я всегда знал, что буду заниматься чем-то по- добным, и моя мама меня в этом поддержала. Папа, правда, понял, чем я занимаюсь, только когда это стало приносить доход. Современные ведущие праздников, особенно свадеб, — это уже совсем не то, что десять лет назад. Сейчас никто не надевает смешную маску и не устраивает однотипные конкурсы. Современный ведущий — это уже бренд, определенный характер, стиль. Так как я изначально имел необходимые знания, заказов на свадьбы с учетом национального колорита было довольно много. Наша команда оказалась в выигрышном положении — каждый выходец из своей национальной среды знает традиции своего народа. Но этого недостаточно, нужно постоянно учиться, уточнять, вникать. Шаблона нет, самое важное — выяснить, как именно молодожены и их родители представляют правильную свадьбу, чего ждут. Нужно помочь бережно и тщательно воссоздать те ритуалы, которые имеют особое значение для жениха и невесты и их близких, и при этом очень аккуратно и тактично исключить те моменты, которые неуместны в городе.
Конечно, мы не можем подобрать в штат несколько сотен организаторов (для каждой ростовской национальности), но могу с уверенностью сказать, что основные правила справедливы для всех, и сейчас мы готовы провести свадьбу с соблюдением традиций для представителей любой национальности, включая африканские племена.
N: — Но если молодожены разных национальностей, то традиционная свадьба теряет смысл?
А.Е.: — В Ростове такое регулярно случается. Ничего непреодолимого, а тем более конфликтного в такой ситуации нет. Сначала сами молодожены должны определиться, какие именно традиции им особенно важны, а какими можно поступиться или в данной ситуации они не имеют смысла. Потом нужно донести эту информацию до родственников. Зачастую тут организатор свадьбы должен выступить медиатором и ни в коем случае не допустить трений или недопонимания. При этом не стоит говорить именно о межнациональных от- личиях, на самом деле в каждой отдельно взятой семье даже в рамках одной диаспоры обычаи могут существенно отличаться. Например, есть такой традиционный армянский обряд — хороватц, о нем, кажется, знают далеко за пределами Армении и армянских семей. Состоит он в том, что шашлык выносят под музыку. Все, больше никаких сложностей — просто шашлык и музыка. Но даже тут возникают разночтения, и я сталкивался с различными трактовками этого обряда.
N: — Есть ли возможность гарантировать, что свадьба пройдет точно так, как она должна проходить в соответствии с традициями?
А.Е.: — Если речь идет о традиционной свадьбе, куда съезжаются родственники разных возрастов, где несколько сотен гостей, угодить всем невозможно. Главное — чтобы какие-то мелкие недопонимания не перерастали в конфликты. Часто бывает так, что совершенно адекватные люди после определенного количества спиртного пытаются брать управление в свои руки, проявлять инициативу. Самое сложное, наверное, объяснить им, что сценарий торжества тщательно продуман молодыми и менять ничего не нужно. Это неизбежный процесс. Я ориентируюсь именно на видение молодых и их родителей — как они хотят отметить эту дату.
N: — Предусматривают ли ваши услуги соблюдение всех традиций? Приходилось ли в чем-то отказывать клиентам?
А.Е.: — Пока до такого не доходило, но возможность, скажем так, чрезмерного увлечения традициями мы с коллегами предусмотрели. Это касается не только кавказских народов, у многих есть традиции, которые неу- местны в большом многонациональном городе. Если клиенты будут настаивать на соблюдении каких-либо обычаев, которые могут идти в разрез с законом или общепринятыми моральными нормами, представлять опасность для окружающих, мы попробуем предложить какие-то компромиссные решения или будем вынуждены отказаться.
N: — Сколько стоит организовать традиционную свадьбу?
А.Е.: — Традиционная свадьба — это изначально дорого, у всех национальностей, живущих в Ростове, есть правило приглашать на свадьбу большое количество родственников. Затраты будут на богатый стол, ответные дары, наряд невесты. На этом фоне услуги организатора — это скорее экономия, чем затраты: во-первых, заказывая комплекс услуг, можно получить скидку, во-вторых, опытные организаторы всегда знают, на чем можно экономить, а на чем ни в коем случае нельзя. Ну, и нервное напряжение — молодым предстоит произвести впечатление на сотню новых родственников, встретиться с уже имеющимися. Так что возможность переложить на кого-то опытного часть этих сложностей бывает просто необходима.
N: — Насколько востребованы национальные свадьбы?
А.Е.: — Мы только начали развивать направление, на это лето я готовлю три торжества. Конечно, все больше в моду входят европейские свадьбы — это отмечают по всему миру. С одной стороны, это минимум стандартов — можно добавить или сократить любую часть, на многом сэкономить. Но при этом очень спорная мотивация — «чтобы как у всех», «чтобы много фото в соцсети» и «чтобы было круче, дороже, пышнее, чем у знакомых».
N: — По итогам переписи населения в Ростове живут эльфы, джедаи, гоблины. Устраивают ли они национальные свадьбы?
А.Е.: — К нам пока не обращались представители волшебных миров или галактических рас, но знаю, такая практика есть. Это не имеет отношения к традициям, это чистое веселье, понятное только молодым и их друзьям, разделяющим те же увлечения. Сейчас этим занимаются только очень увлеченные молодожены, которые вместе с друзьями шьют костюмы, продумывают антураж, сценарий и тому подобное. Я не удивлюсь, если лет этак через пять откроется агентство, которое будет специализироваться только на фрик-свадьбах.