Ростовчанки сделали одежду со вкусом молока
Дизайнер Елена Фейдер и хореограф Алина Кислякова из Ростова основали бренд спортивных костюмов на каждый день, наладили производство и открыли в одном из креативных пространств города собственный магазин. На двоих у девушек пятеро детей. N поговорил с основательницами бренда о том, как желание создать универсальную одежду для всей семьи привело к созданию собственного дела.
Алина и Елена встречают в спортивных костюмах собственного производства. Эта одежда стала для них уже повседневной. Основательницы бренда «Молкоstore» шутят, что носят костюмы почти каждый день с понедельника по пятницу и только в выходные делают перерывы.
Собственный бренд одежды подруги решили основать в апреле 2021 года. Елена — дизайнер одежды. В детстве училась в художественной школе, потом поступила в Академию архитектуры и искусств ЮФУ на отделение дизайна. После университета вместе со знакомой основала небольшое швейное производство, которое изготавливает одежду на заказ под разными брендами:
— Я познакомилась с человеком, который мыслил бизнес-идеями. Ее звали Лена. У меня было творческое мышление, у нее — предпринимательское. Вместе мы открыли швейный цех в Ростове. Я была дизайнером, а Лена отвечала за организационные вопросы. К сожалению, сейчас Лены нет, она разбилась на машине, но дело живет и развивается уже 12 лет. Мне пришлось взять всю ответственность за это производство на себя, учиться и включать оба полушария — творческое и рациональное.
На базе этого производства и появился бренд «Молокоstore». К изготовлению одежды на заказ добавилось и производство вещей под собственной маркой. Все получилось спонтанно. Алина Кислякова пришла работать в цех, когда была в декрете и искала подработку:
— По образованию я хореограф и всегда была далека от дизайна одежды. Пришла в цех, и затянуло. Начала учиться, узнавать, что такое бейка, пройма, какие есть ткани, швейные машинки. Влилась в дело и предложила Лене создать свой бренд. Она сразу согласилась. — Название придумывали месяца два. Каждый день появлялись варианты, но не могли прийти к компромиссу. Либо мне, либо Алине не нравилось, — рассказывает Елена. — «Молоко» понравилось всем. Такое название услышат и запомнят. Во-первых, практически в каждом холодильнике есть молоко. Это базовый продукт. Мы хотим захватить ваш гардероб и стать базой в вашем гардеробе. Во-вторых, молоко ассоциируется с мамой, теплом, семьей. Выстраивается ассоциативный ряд. В-третьих, русские слова в названии и поддержка отечественного производителя сейчас в моде.
Основательницы проекта рассказывают, что хотели создать одежду, которую можно было бы носить всей семьей. Алина — мама двоих детей, Елена — троих. Одной из целей было создать вещи, которых хватало бы на пару сезонов, и дети не вырастали бы из нее за полгода.
Ставку сделали на трикотажные оверсайз-костюмы спортивного типа и «фэмили луки». В палитре цветов в основном пастельные тона. Основательницы бренда придерживаются стиля «без наляпистостей и ярких принтов». Если вышивка, то совсем незначительная, в цвет костюма, говорит Алина. Дизайн костюмов универсален. Он подходит для мужчин, женщин и детей. Однажды пара даже купила один костюм на двоих, рассказывают собеседницы N. В ближайшее время ассортимент бренда планируют расширить. Весенняя коллекция пополнится брюками-карго и куртками.
На первых порах Алина и Лена развозили вещи покупателям самостоятельно. Своего магазина не было, а приглашать всех покупателей на производство было неудобно и некрасиво, говорят основательницы проекта. В какой-то момент желающих померить и купить одежду стало слишком много, сумки с костюмами перестали помещаться в багажник, и девушки решились на открытие магазина. В июне прошлого года, спустя чуть больше года после запуска бренда, арендовали небольшое помещение в креативном пространстве C52 в центре Ростова, своими силами сделали там ремонт. Сейчас помещения уже не хватает, говорит Елена. Помимо собственного магазина вещи продают на маркетах и в двух ростовских шоурумах.
К маркетплейсам основательницы бренда относятся скептично и делают акцент на традиционных продажах в офлайн-магазинах.
— Среди брендов, представленных на маркетплейсах, немало тех, кто делает ставку на дешевизну, и не всегда это вещи хорошего качества, — говорит Алина. — «Молокostore» рассчитывает на сегмент «средний+» и делает ставку на качество и долговечность материалов. Ткани закупаются в Турции напрямую или через поставщиков. Мы сами отбираем производителей, пробуем шить и носить, выбираем те материалы, которые хорошо себя ведут. Это наше главное конкурентное преимущество. Мы делаем продукт, который после нескольких стирок не превратится в тряпку, поэтому покупатели к нам возвращаются. У нас уже есть пул фанатов. Стоимость костюма для взрослого человека составляет 7–9 тысяч рублей, для ребенка — 3–6 тысяч рублей.
— У многих компаний, вышедших на маркетплейсы сегодня, основная цель — заработать деньги, — добавляет Елена. — Мы делаем свое дело по любви, не только ради заработка. Нам хочется создавать вокруг нашей одежды энергетику и атмосферу, формировать культуру покупки и потребления. Вы приходите в магазин, выбираете, смотрите, мерите. Это как зайти в кафе, выпить вина и поболтать с хозяином заведения о жизни. Вот у нас в магазине тоже можно поболтать с нами о жизни. Наша миссия — принести тепло и любовь вместе с одеждой. Маркетплейсы уничтожают эту атмосферу. Получаете бездушную кофту, которая неизвестно сколько валялась на складе и которую 10 раз мерили. Мы не исключаем, что когда-нибудь попробуем зайти на маркетплейсы, но пока не будем.
Комментируя финансовые показатели, Елена отмечает:
— В минусе мы не бываем. Постепенно растем. Выходим в плюс. Нам, конечно, всегда мало, но за счет снижения качества повышать прибыль не будем.
Коллекции цех шьет минимальными тиражами — примерно по 10 штук каждой модели: пять одного цвета, пять другого. Тот цвет, который пользуется большей популярностью, повторяют в более крупных тиражах. За январь цех пошил до 100 вещей «Молокоstore», это рекордный показатель для бренда.
Елена и Алина отмечают две основные сложности в развитии проекта — научиться совмещать бизнес с семьей и продвигать товар.
— Сейчас много продажников, но мало создателей. Мы умеем создавать, а продавать только учимся. Пробуем искать коллаборации, ведем «Инстаграм» (запрещен в РФ, компания-владелец Meta признана в РФ экстремистской организацией. — N). Делаем свой сайт, — говорит Елена.
— Но основная сложность все-таки в том, что нужно совмещать бизнес с маленькими детьми, чтобы хватало сил уделять им внимание. Помогают мужья, бабушки. Бывает, мы на маркетах с 6 утра до 11 вечера. Приезжаем — а дома уже все спят.