г. Ростов-на-Дону
13 июня 2021 11:38:21

«В прошлом году количество запросов в интернете о лекарственных препаратах удвоилось»

Антон Буздалин, основатель и гендиректор онлайн-сервиса «СБЕР ЕАПТЕКА», считает, что пандемия подстегнула потребителя, который уже готов покупать лекарства не в традиционной аптеке, а онлайн.
«В прошлом году количество запросов в интернете о лекарственных препаратах удвоилось»

На минувшей неделе в Ростове начал работу сервис «СБЕР ЕАПТЕКА». Компания открыла первый даркстор площадью около 500 кв. м в Западном микрорайоне города. Это первый аптечный проект в Ростовской области, который будет работать по большей части онлайн. До 2023 года «СБЕР ЕАПТЕКА» планирует открыть дополнительные дарксторы в Батайске, Волгодонске, Новочеркасске, Новошахтинске, Таганроге и Шахтах.

N: — Какую инфраструктуру вы планируете развернуть в Ростовской области в ближайшее время?

А.Б.: — Сейчас мы открыли первый хаб — это классический даркстор с небольшой аптекой общей площадью около 500 кв. м, с ассортиментом 12 тыс. SKU — это примерно в два раза больше, чем в обычной аптеке. В ближайший месяц ассортимент вырастет до 18 тыс. SKU. Этот хаб способен обеспечить доставку лекарств в течение часа в близлежащие районы в пределах 2-3 км от хаба. По всему городу доставить заказ смогут в удобный для клиента трехчасовой интервал, который можно выбрать при оформлении заказа.

До 2023 года планируем открыть дополнительные хабы в Батайске, Волгодонске, Новочеркасске, Новошахтинске, Таганроге и Шахтах.

N: — В Ростове будет работать только один?

А.Б.: — Мы ориентируемся на то, что через 3 месяца после достижения показателя 500 заказов в день мы откроем следующий хаб. Исходя из протяженности города, здесь может быть открыто от двух до четырех хабов — такое число позволит обеспечить доставку заказа за час по всему городу. При росте нагрузки мы будем увеличивать количество хабов.

N: — Служба доставки у вас собственная?

А.Б.: — Да, основные доставки будут осуществлять наши штатные курьеры. Однако мы планируем работать со «СберЛогистикой», с «Самокатом» и с другими партнерами экосистемы Сбербанка. Не все они присутствуют в Ростове, но как только появятся здесь, мы подключим их к работе.

N: — Почему вы открываете несколько хабов, а не используете один большой склад?

А.Б.: — Это позволяет ускорить доставку. Зачастую тем, кто обращается за покупкой онлайн, лекарства нужны сейчас, потому что именно сейчас болит голова или живот и скорость доставки играет решающее значение. Система больших складов у нас тоже есть — они обслуживают заказы с редким ассортиментом, которые мы выполняем на завтра или на вечер. Сейчас наш склад находится в Москве. В Ростове будет доступен ассортимент московского склада (70 тыс. наименований) через сутки, поскольку машина из столицы едет примерно 20 часов.

N: — В Ростове планируется открытие склада?

А.Б.: — Посмотрим, насколько сервис будет востребован у жителей города. Если мы будем хорошо работать здесь, то, естественно, будем открывать и большой склад тоже. Тогда широчайший ассортимент будет доступен для Ростова в тот же день, а для Ростовской области — на следующий день. Пока же будет шаг в сутки на доставку из Москвы, но это позволит нам экономить на затратах на содержание склада и предложить уникально низкие цены.

N: — Каких затрат требует открытие такого хаба, как в Ростове?

А.Б.: — Вложения в ремонт и оборудование минимальные — около 6-7 млн рублей, поскольку речь идет о классическом дарксторе с небольшой аптекой. Мы арендуем помещения вдали от большого трафика, поэтому экономим на арендной плате. Основные вложения идут в программное обеспечение и в товарный запас. Сейчас в ростовском хабе находится товара на 30 млн рублей, а через два месяца количество увеличится до 50-60 млн рублей активного ассортимента.

N: — Благодаря чему у вас ассортимент больше, чем в обычной аптеке?

А.Б.: — У нас на складе всегда есть уникальный ассортимент дорогостоящих товаров, которые обычной аптеке нерентабельно держать: спрос на них для одной локации очень маленький. Мы же через интернет можем предложить всему населению города и региона информацию о том, что у нас есть редкий препарат, и мы можем доставить его на дом или выдать в аптеках города.

N: — На какой ценовой сегмент вы ориентируетесь?

А.Б.: — Мы стараемся держать цены ниже, чем у конкурентов, постоянно отслеживаем, чтобы наше ценовое предложение было лучше. В дополнение к максимально широкому ассортименту это наше конкурентное преимущество.

N: — На ваш взгляд, местный потребитель готов к покупке лекарств онлайн?

А.Б.: — Я считаю, что сейчас клиент как никогда готов начать пользоваться этой услугой. В прошлом году количество запросов в интернете о лекарственных препаратах удвоилось. Очень сильно повлияла пандемия, но в целом рост онлайн-запросов — это тренд, который развивался много лет. Во всех других сегментах ретейла люди уже давно заказывают все в интернете, то есть привычка уже сформирована. Немаловажно и то, что наш акционер — Сбербанк, и мы входим в экосистему «Сбера», компании которой демонстрируют качество и надежность.

N: — Какие каналы продвижения вы будете использовать?

А.Б.: — Лучшая реклама — хороший сервис и широкий ассортимент. Но мы используем все каналы рекламы. Локальная реклама для нас тоже важна: мы стараемся сотрудничать с местными лидерами мнений. Помимо этого для продвижения нашего сервиса в Ростове в первые месяцы мы будем осуществлять бесплатную доставку вне зависимости от объема заказа.

N: — Как «СБЕР ЕАПТЕКА» осуществляет продажу рецептурных лекарств?

А.Б.: — За рецептурными препаратами придется прийти в аптеку. Они не доставляются на дом. Но мы очень надеемся, что в этом году государство запустит в тестовом режиме доставку препаратов по электронным рецептам.

Сейчас доля рецептурных препаратов в нашем объеме продаж лекарств занимает примерно 40%, мы ожидаем, что их доля вырастет, когда они станут доступны к доставке. И в продажах лекарств будет классическое распределение: 60% — рецептурные, 40% — безрецептурные.

N: — Вы будете работать только с частными клиентами?

А.Б.: — Не только, хотя они наши основные покупатели. На продажи юрлицам приходится примерно 10% наших продаж. Например, благодаря тому, что у нас широкий ассортимент лекарств, включая дорогие и редкие, с нами работают большинство благотворительных фондов страны. У нас даже реализована схема постоплаты: когда фонды, с которыми мы давно работаем, собирают деньги на какие-то препараты после того, как мы их продаем. Кроме того, мы очень много работаем со страховыми компаниями, практически со всеми частными клиниками, медкабинетами, которые закупают у нас все: от расходных материалов до обезболивающих и даже с организаторами массовых мероприятий, которые собирают свою аптечку.

В силу широчайшего ассортимента и благодаря индивидуальному подходу (мы умеем работать не только через сайт и приложение, у нас есть специальный отдел по работе с юрлицами), мы очень удобный подрядчик для юрлиц.

N: — Вы работаете как дистрибьютор, по оптовым ценам с большими объемами заказов?

А.Б.: — Подобные истории иногда бывают, но редко: у нас крайне низкая наценка, мы работаем на грани рентабельности. Мы можем себе это позволить, поскольку у нас очень мало постоянных расходов: крайне низкая аренда, нет большого штата сотрудников, большая часть операций максимально автоматизирована. Мы стараемся выравнивать цены для физических и оптовых клиентов.

N: — На какую долю местного фарм-рынка вы рассчитываете?

А.Б.: — Мы рассчитываем стать лидерами по уровню сервиса до конца этого года. Это наша главная цель. Наш рынок только формируется, пока рано говорить о каких-то значениях.

N: — Будете выводить на наш рынок новые услуги? Какие?

А.Б.: — Думаю, в ближайшее время новые услуги будут связаны с интеграцией с умными устройствами: колонками, ТВ-приставками и т. д. Скорость обучения позволяет спланировать, что через год-два именно девайсы «Сбера» будут лидерами рынка. И это направление изменит покупательское поведение. Например, девайсы смогут предоставлять пользователю информацию, основанную на оцифрованных знаниях из фармацевтики: о совместимости препаратов, дозировках. Напоминать о следующем приеме лекарства, рассчитывать, сколько и какого лекарства нужно купить, чтобы не потратить лишние деньги и не хранить дома избыточное количество препаратов. Человек сможет советоваться не с фармацевтом в аптеке, а у себя дома со своей колонкой. И с ее помощью осуществлять покупку.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Практика бизнеса
image
По словам руководителя акселератора Южного IT-парка Богдана Одарченко, выживаемость стартапов составляет около 10-20%. Инвестиции удается найти каждому десятому проекту.
Новые компании
image
Владелец салона плитки и ТЦ отделочных материалов Константин Петрунько запустил в Ростове онлайн-типографию сборных тиражей «Офсет.онлайн». Отличие проекта в том, что процесс принятия и обработки заказа создатели проекта постарались автоматизировать. Участники рынка говорят, что конкуренция высока, рентабельность низкая, попасть на рынок новичку будет сложно.
Личные деньги
МТС Банк изучил, как изменились предпочтения ростовчан при оплате товаров и услуг при помощи пластиковых карт и мобильной бесконтактной оплаты — pay-сервисов. Анализ собственных данных с 1 октября по 30 ноября 2020 года по сравнению с аналогичными периодами 2019 и 2018 годов показал, что за текущий год доля мобильных сервисов в общем денежном обороте операций по картам увеличилась до 25%, а доля транзакций — до 28%.
Телеком
image
Главная тенденция 2020 года практически на всех b2c-рынках — рост доли онлайн-продаж. Она затронула не только товары, но и услуги. На этом фоне в инструменты электронной торговли начали активно инвестировать малые и средние предприятия из консервативных отраслей, в которых до пандемии уровень цифровизации рос достаточно медленно.
Телеком
image
Рост потребления цифровых услуг в нынешнем году вызвал увеличение продаж мобильных устройств. Пользователи покупали новые модели, мощность которых позволяет комфортно использовать их для видеосвязи, онлайн-обучения и потребления «тяжелого» контента. Эти тенденции повлекли за собой рост объемов трафика в мобильных сетях, поэтому операторы активно работали над повышением их емкости и скорости передачи данных.
Просмотров: 5331

Справка

Антон Буздалин

Антон Буздалин, основатель и генеральный директор компании «СБЕР ЕАПТЕКА». Окончил факультет менеджмента НИУ Высшей школы экономики в 2008 году. С 2009-го по 2011 год работал в должности коммерческого директора сети «Социальные аптеки». В 2011-2015 гг. занимал аналогичную должность в сети аптек «А5». В 2015 году возглавил компанию «ЕАПТЕКА», которая в 2021 году была переименована в «СБЕР ЕАПТЕКА». Член общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Женат, воспитывает троих детей.

«СБЕР ЕАПТЕКА»

Сервис «СБЕР ЕАПТЕКА» был основан в 2000 году. По данным DSM Group, он занимает 2-е место среди сервисов дистанционного заказа лекарств после «Аптеки.ру». На сегодня сервис охватывает 61 регион, включая обе столицы. В управлении 100 собственных аптек. До апреля 2020 года заказ, сделанный онлайн, можно было забрать в «ЕАПТЕКЕ» или в любой из 1000 партнерских аптек сервиса. После выхода в апреле 2020 года федерального закона, разрешающего дистанционную продажу безрецептурных препаратов, «СБЕР ЕАПТЕКА» одной из первых наладила курьерскую доставку лекарств на дом и открыла онлайн-оплату заказа. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2019 году выручка ООО «ЕАПТЕКА» выросла на 10,8% — до 5 млрд рублей, убыток составил 293,7 млн рублей (годом ранее была прибыль 33 млн рублей). В ковидном 2020 году «ЕАПТЕКА» существенно нарастила объемы продаж. Выручка уже за 9 месяцев превысила показатель 2019 года и составила 6,9 млрд рублей. По собственным данным, рост продаж через мобильное приложение за 9 месяцев 2020 г. составил 158%. В начале 2021 года Сбербанк и группа компаний «Р-Фарм» приобрели по 45% акций компании, а Антон Буздалин сохранил за собой 10% акций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые компании
image
Предприниматели Николай Коваленко и Евгений Черников развивают сервис доставки свежего кофе по подписке. Зерна обжариваются на партнерской мануфактуре в Ростове, фасуются по пачкам и с определенной периодичностью оперативно отправляются клиентам на дом. Проект «Кофейная почта» географически охватил Ростов-на-Дону, Краснодарский край и выходит на Москву.
Новые компании
image
По словам представительницы известной в Ростове предпринимательской семьи, совладелицы фитнес-бутика BODIUM Яны Саввиди, здесь можно будет познакомиться с дизайном и творчеством современных художников, приобрести эксклюзивные арт-объекты, а тренировки будут проходить под плей-листы, собранные в коллаборации с популярными диджеями.
Новые компании
Донецкое ООО «Аль Пако» по итогам 2020 года увеличило выручку в 2,3 раза, до 151 млн рублей. Чистая прибыль компании при этом сократилась почти в 8 раз и составила 2,1 млн рублей. Информация об этом опубликована в «СПАРК-Интерфаксе».
Новые компании
image
Альтернативный садовод Сергей Яблоков решил превратить хобби по выращиванию экзотических растений в собственное дело и сделать Ростов более зеленым. У него растут несколько видов пальм, самшит, гранат, инжир и магнолии. Компания «Экзотические вечнозеленые растения в Ростове», по словам его создателя, «не имеет ни конкурентов, ни единомышленников». Компания «ЭВР» доказывает скептикам, среди которых немало ученых-биологов, что пальмы могут прекрасно расти в наших широтах в открытом грунте.