За «Горизонт» ответите
ООО «ТК “Горизонт”», управляющая одноименным донским торгово-развлекательным комплексом, требует в судах запрета использовать слово «Горизонт» в названии ростовских ЖК и кубанского торгового центра и взыскивает компенсации с компаний, использующих его товарный знак на вывесках.
Меньше чем за год ТК «Горизонт» подал три иска к компаниям из Хабаровска, Краснодара и Ростова, использующим его товарный знак в названии. Иски к крупному ростовскому застройщику «ЮгСпецСтрой» и хозяину кубанского торгового центра Виталию Мартынову находятся в процессе рассмотрения. Один иск — к владелице ТРЦ в Хабаровске — ростовский «Горизонт» уже выиграл. Юрист отмечает, что число судебных споров о товарных знаках растет, правда, суды часто склонны снижать размер компенсации.
ООО «ТК “Горизонт”», управляющее одноименным ТРК в Ростове, подал иск к строительной компании ООО «СЗ “ЮгСпецСтрой”», которая ведет строительство двух жилых комплексов — «Новый горизонт» и «Горизонт». Как пояснили в секретариате Арбитражного суда Ростовской области, истец считает эти обозначения сходными до степени смешения с его товарным знаком «Горизонт», и требует запретить ответчику использовать перечисленные названия, удалить со всех страниц официального сайта информацию об этом, демонтировать вывески, содержащие спорные наименования, а также взыскать с ответчика компенсацию в размере почти 2,5 млн рублей.
Стройплощадки этих ЖК расположены в начале проспекта Нагибина, на территории бывшего завода «Электроаппарат». В 2021 году N сообщал о том, что группа строительных компаний «ЮгСпецСтрой» получила долгосрочные разрешения на застройку площади около 25 га, совокупная площадь квартир в двух гигантских комплексах должна составить 414 тыс. кв. м. Сегодня на сайте застройщика как одно из преимуществ ЖК «Горизонт» и «Новый горизонт» обозначается близость ТРЦ «Горизонт».
В ГК «ЮгСпецСтрой» отказались от комментариев. В ГК «Горизонт» сообщили, что не смогут предоставить комментарий до выхода публикации.
По данным «СПАРК-Интерфакс», ТК «Горизонт» обладает правом единолично использовать товарный знак «Мегацентр Горизонт» не только для обозначения торгового центра, но и при проведении строительных работ, для управления недвижимостью и жилым фондом. Видимо это и стало основанием для подачи иска к застройщику.
По наблюдениям N, меньше чем за год ТК «Горизонт» подал три иска к компаниям, которые использовали слово «Горизонт» на вывеске. В частности, к начале этого года Арбитражный суд Краснодарского края приступил к рассмотрению иска к владельцу крупного (22 тыс. кв. м) краснодарского ТРЦ «Новый горизонт» Виталию Мартынову, а также трем компаниям: ООО «УК “Горизонт”», зарегистрированной по тому же адресу, что и «Новый горизонт», аптечной сети ООО «Юг-Биосфера» и АО «Тандер», управляющей сетью «Магнит». Как уточнили в пресс-службе кубанского суда, ростовский «Горизонт» требует запрета для ответчиков использовать обозначения, сходные до степени смешения с его товарным знаком и компенсации в размере 3,5 млн рублей. Судя по данным официального сайта «Нового горизонта», гипермаркет «Магнит» — один из его якорных арендаторов, «Юг-Биосфера» управляет ветаптекой на территории ТРЦ. Скорее всего, они использовали обозначение «Новый горизонт» в своей рекламе.
Один судебный спор ТК «Горизонт» уже выиграл. В начале этого года Арбитражный суд Хабаровского края обязал предпринимательницу Анжеллу Джабарову, хозяйку ТРЦ в Хабаровске общей площадью 12 тыс. кв. м, убрать название «Горизонт» с вывески, из соцсетей и сайта. И выплатить компенсацию за нарушение исключительного права на товарный знак в размере 800 тыс. рублей. Решение первой инстанции было подтверждено апелляцией, и сейчас г-жа Джабарова пытается оспорить его в кассации. Отметим, что ее довод о том, что торговые центры под одним названием осуществляют деятельность в разных регионах, суд признал несостоятельным, сославшись на статью 1479 ГК РФ, согласно которой исключительное право на товарный знак охраняется на всей территории России. В то же время суд снизил размер компенсации в 4,4 раза (ТК «Горизонт» требовал взыскать 3,5 млн рублей). Суд обосновал это тем, что компании работают в разных регионах, хабаровцы не знают о ростовском ТРЦ, и предпринимательница не могла использовать в своих интересах «раскрученность» ростовского бренда.
В выступлении главы Роспатента Юрия Зубова, размещенном на официальном сайте ведомства, говорится: «Защита исключительного права на товарный знак осуществляется, как правило, в судебном порядке. Правообладатель вправе потребовать от нарушителя выплату компенсации в размере до 5 млн рублей».
Анастасия Охрименко, юрист судебной практики АБ «Аксюк», отмечает, что число судебных споров о результатах интеллектуальной деятельности и средствах индивидуализации (в том числе товарных знаках) растет: «Это обусловлено различными факторами, начиная от общего повышения уровня правовой осознанности предпринимателей и расширения их бизнес-моделей, заканчивая необходимостью реагировать на конкретные запросы партнеров и потребителей». Собеседница N напомнила о недавних громких делах, связанных с защитой товарных знаков: борьба «Свинки Пеппы» с контрафактом, дела «Афиши» против «МТС» и «Яндекс».
Комментируя вопрос N о перспективах получения компенсации в заявленном размере, г-жа Охрименко отметила: «В таких спорах суды часто отступают от позиций сторон по вопросу суммы компенсации, в том числе снижая ее. Прежде всего это связано с тем, что на размер убытков правообладателя оказывает влияние множество факторов, которые суд старается учесть для соблюдения баланса прав и интересов сторон. Кроме того, суды таким образом реагируют на массовую подачу заявлений о нарушении, единственная цель которых — взыскание максимально больших сумм денежных компенсаций. Но у этого процесса есть и обратная сторона — иногда чрезмерное снижение суммы компенсации со стороны судов делает этот способ защиты права практически бесполезным. Тем более когда какому-то бизнесу причинены действительно солидные убытки. Взыскать именно тот размер компенсации, который необходим, получится только при наличии серьезной доказательственной базы, максимально точно и достоверно подтверждающей заявленные требования — экономические расчеты, анализы рынка, досудебные экспертизы и т. д.»
Справка
ООО «ТК “Горизонт”» управляет одним из крупнейших донских ТРК «Горизонт». По данным официального сайта, общая площадь ТРК сегодня составляет 184,9 тыс. кв. м, арендуемая площадь — 133,95 тыс. кв. м. Выручка АО «Торговый комплекс “Горизонт”» по итогам прошлого года выросла на 32% — до 2,16 млрд руб., а чистая прибыль — более чем в два раза, составив 628,2 млн руб. Проект развивает бизнесмен Виталий Мазин.