Ростовский минтранс не доказал в кассации нарушение сроков при строительстве Западной хорды
Министерство транспорта Ростовской области проиграло в кассации спор с крупнейшим дорожным подрядчиком региона — местной компанией «Т-Транс». Речь идет о строительстве первого этапа части Ростовского транспортного кольца, которая называется Западной хордой.

Четырехполосная магистраль должна соединить трассу А-280 «Ростов — Таганрог» с мостом через Дон на Западном обходе города (ул. Всесоюзная — Западном шоссе). Цена контракта — 1,25 млрд руб. «Т-Транс» сдал первый этап 31 декабря 2024 года. Суть конфликта описана в документах суда. Истец настаивал, что подрядчик нарушил сроки, предусмотренные контрактом. Минтранс пытался взыскать пени (более 168 млн руб.) и проиграл три инстанции.
Суды заметили, что сроки нельзя считать нарушенными, так как заказчик и подрядчик подписывали дополнительные соглашения к госконтракту. Эти документы доказывают, что министерство устраивали новые сроки, оно добровольно зафиксировало новые условия договора, и, соответственно, подрядчик ничего не нарушил. В постановлении кассационной инстанции — Арбитражного суда Северо-Кавказского округа сказано: «Суды установили, и министерство не оспаривает, что работы по контракту закончены в срок, согласованный сторонами в дополнительном соглашении от 02.12.2024 <…>. Кроме того, согласно информации из официального сайта https://zakupki.gov.ru/epz/, контракт исполнен в полном объеме. Во вкладке “Документы об исполнении” указано на выполнение единого этапа контракта с 25.10.2022 по 31.12.2024».
Истец заявлял также, что ответчик фальсифицировал доказательства (уведомления о приостановке работ), и просил приобщить к делу эти документы. Однако обвинения в фальсификациях возникли только в апелляции. В первой инстанции министерство их не упоминало, и на это обратил внимание суд. Истцу пояснили, что апелляция рассматривает только те материалы, которые не учла или отклонила первая инстанция (свидетельские показания, документы, результаты экспертиз и пр.). Ничто не мешало истцу заявить о фальсификациях в первой инстанции. Он этого не сделал, и вторая инстанция отклонила просьбу приобщить к делу заявление о фальсификации. «Кроме того, с учетом установленных обстоятельств по делу о том, что работы по контракту закончены в срок, согласованный сторонами в дополнительном соглашении <…>, доводы о фальсификации уведомлений о приостановке работ не имеют правового значения в рассматриваемом случае», — сказано в материалах суда.
Как писал «Город N», «Т-Транс» — крупнейший дорожный подрядчик Ростовской области. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2024 году выручка организации выросла на 25,7%, почти до 19 млрд руб. Прибыль увеличилась на 32%, до 1,46 млрд руб. Предприятие занимается строительством, ремонтом и содержанием дорог в Ростовской области и других регионах.
В 2024 году Министерство транспорта Ростовской области было главным госзаказчиком «Т-Транса». На него пришлось более половины подрядов компании. Всего их было 106 на 57,2 млрд руб. С начала 2025 года партнеры заключили 15 контрактов на 9,1 млрд руб.