Месяц раздора
Ростовская сеть «Пироги Кучкова» вынуждена закрыть ресторан на Б. Садовой, потому что собственник помещения — учрежденный ДИЗО «Меридиан-Юг» предложил новый договор на срок 11 месяцев и не более. Если бы арендодатель добавил еще один месяц к сроку аренды, это позволило бы рестораторам иметь лицензию на торговлю алкоголем, ее отсутствие ставит под вопрос рентабельность ресторана. Внимание общественности и губернатора области к конфликту, в ходе которого арендодатель перекрывал рестораторам доступ в помещение, не помогло сохранить предпринимателям раскрученное место и угрожает будущему всей популярной в Ростове сети.
Флагманский ресторан сети «Пироги Кучкова» покинул арендуемое помещение на Большой Садовой после двухмесячного простоя. Владелец площадки — учрежденная ДИЗО Ростова компания «Меридиан-Юг» предложила рестораторам новый договор с неприемлемыми параметрами. По мнению юриста, срок 11 месяцев дает арендодателю право по истечении срока аренды не продлевать арендные отношения. Сейчас «Пироги Кучкова» продают свой новый ресторан на Северном, скорее всего, чтобы компенсировать накопленные за время простоя убытки. Бизнес-омбудсмен области отмечает, что в конфликте между муниципальной компанией и ресторатором муниципалитет поступал, пользуясь правом сильнейшего.
В минувший вторник владельцы ресторана «Пироги Кучкова» освободили помещение на пересечении улицы Большой Садовой и переулка Крепостного, за которое боролись в течение двух месяцев, — об этом в своем ФБ написали предприниматель Михаил Марышев, предприниматель, председатель комитета АПК РОО в «ОПОРЕ России» и бизнес-омбудсмен Ростовской области Олег Дереза.
Г-н Марышев на своей странице в соцсети не сдерживал эмоций: «Особо грустно стало, когда вынесли упакованное пианино, каждую пятницу на нем играл пианист, заполняя заведение особой гармонией и аурой… Видел Олега, первый раз поздоровались молча, без шуток и привычных улыбок, не нашлось слов что-либо сказать, но мы друг друга поняли… Бизнес, ты такой рискованный, иногда даже убийственный».
Совладелец сети «Пироги Кучкова» Олег Кучков отказался от комментариев. В «Меридиане-Юг» N сообщили, что руководитель свяжется, когда найдет время, но этого не произошло.
Напомним, конфликт рестораторов с арендодателем помещения начался в августе, когда владелец площадки, учрежденное ДИЗО Ростова АО «Меридиан-Юг», преградил рестораторам доступ в заведение.
По словам Олега Дерезы, «Меридиан-Юг» сдавал помещение в аренду ООО «Гурмания», а оно передало их в субаренду ООО «Коляда», развивающему «Пироги Кучкова». В апреле 2019 г. собственник перезаключил договор аренды с «Гурманией» на десять лет, ставка была существенно снижена, а вот «Коляда» продолжала платить по-старому. «Меридиан-Юг» такая схема сотрудничества была невыгодна, владелец помещения расторг договор в одностороннем порядке и сменил замки. С 15 августа заведение не работало.
Ранее юрист в разговоре с N отмечал, что арендодатель все претензии к арендатору должен решать через суд: «Ограничение деятельности не в праве арендодателя. Даже в случае возникновения долгов они взыскиваются в судебном порядке. Никто не имеет права закрывать двери, ограничивать подачу электричества, воды или тепла», — пояснял эксперт.
По информации картотеки арбитражных дел, «Меридиан-Юг» подал иск к «Гурмании» об оставлении помещения, взыскании 33,9 тыс. рублей неустойки, 12 тыс. рублей штрафа только 20 августа. Спустя месяц иск был отозван, вероятно, в связи с тем, что стороны договорились о расторжении договора.
— Было несколько взаимоисключающих пунктов о расторжении договора, поэтому «Меридиан-Юг» поступил именно так. Согласен, договор был невыгоден муниципалитету и надо было его расторгать, но все надо делать по закону, а не по праву сильнейшего, инвесторы не будут приходить по таким правилам играть, — отметил г-н Дереза.
Кто был конечным выгодоприобретателем схемы аренды, из-за которой произошел конфликт, формально не выяснено, уточнил собеседник N.
В конце августа конфликт вышел в медийное пространство и привлек внимание губернатора Василия Голубева, он поручил оказать правовую помощь «Пирогам Кучкова». Олег Дереза, который участвовал в урегулировании конфликта, рассказал о ходе переговоров:
— Мы собирались в департаменте потребительского рынка на совещание, там были и представители муниципалитета, и сам Кучков. Компанию арендодателя устроила та цена, которую предложил ресторан, по крайней мере, директор этой организации так заявил. Однако, опасаясь задержки платежей, он предложил заключить договор на 11 месяцев. Это не устроило Кучкова, потому что лишало ресторан возможности получить лицензию на продажу алкоголя. Решили, что будут согласовывать условия договора. Как развивалась ситуация дальше — не знаю. Честно говоря, я считал, что стороны придут к какому-то соглашению. Очень грустно, что этого не произошло.
— Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания заявитель представляет в лицензирующий орган в том числе документы, подтверждающие наличие у него стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде. При наличии арендных отношений у соискателя лицензии обязательным условием для выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции является срок аренды не менее года, договор аренды должен быть зарегистрирован в Едином государственной реестре недвижимости, — сообщила советник GRATA International — Адвокатское бюро «Степанов и Аксюк» Юлия Жадан. — Требования к сроку аренды стационарного объекта отсутствуют лишь в том случае, если в реализуемой алкогольной продукции содержание этилового спирта не более 16,5%.
Комментируя вопрос N, почему «Меридиану-Юг» могло быть выгодно заключать договор на 11 месяцев, но не более, Юлия Жадан отметила:
— Заключение краткосрочных договоров аренды выгодно арендодателю в первую очередь тем, что по истечении срока аренды он может не продлевать арендные отношения с арендатором, не устроившим его по каким-то причинам. Чаще всего это связано с задержкой оплаты арендных платежей. Кроме того, краткосрочный договор аренды не нуждается в государственной регистрации, что позволяет избежать определенных временных и финансовых затрат.
Участник рынка общепита, пожелавший остаться неназванным, пояснил N, что продажи алкоголя дают рестораторам существенную часть выручки, в случае с «Пирогами Кучкова» она могла составлять до 25%.
— При этом те, кто покупает алкоголь, обычно заказывают и еду, так что продажи блюд в ресторане, скорее всего, тоже сократились бы, — отметил эксперт. По его мнению, невозможность продавать алкоголь, скорее всего, делала бизнес на этой площадке невыгодным.
Размер убытков, понесенных за время простоя ресторана, на минувшей неделе уточнить не удалось.
Ранее в беседе с N Олег Кучков отмечал, что за полмесяца — с 15 августа, когда арендодатель перекрыл арендатору доступ в ресторан, до первых чисел сентября — убытки компании приблизились к 2,5 млн руб. Кроме того, закрытие ресторана осложнило работу других торговых точек сети, поскольку заведение на Большой Садовой было флагманским, генерировало до 40% всей выручки.
Сейчас на «Авито» размещено объявление о продаже ресторана «Пироги Кучкова», расположенного в Ворошиловском районе, в ТРЦ «Парк», за 6 млн рублей. Помимо кухни в заведении есть пекарня-кондитерская, торговая зона и летняя площадка. ТРЦ «Парк» начал работать прошлым летом, так что ресторан совсем новый. Можно предположить, что за счет продажи ресторана компания намеревается рассчитаться с накопившимися долгами.
На сегодня сеть «Пироги Кучкова» включает два заведения: в ТРЦ «Парк» и на пересечении пр. Буденновского и ул. Пушкинской, а также имеет несколько розничных точек.