г. Ростов-на-Дону
25 Февраля 2020 20:48:12

Банкротство ради примирения

Сбербанк настоял на введении процедуры банкротства — наблюдения — на «Стройфарфоре», чтобы склонить к компромиссу Лазаря Шаулова и Леонида Маевского, конфликтующих из-за этого актива.
Банкротство ради примирения
3 июня Арбитражный суд удовлетворил ходатайство Сбербанка о расторжении мирового соглашения с должником — ОАО «Стройфарфор» (основной актив холдинга «ЮниТайл»). На предприятии введено наблюдение. Долг компании перед Сбербанком — 1,34 млрд руб. По мнению юриста, Сбербанк использует процедуру наблюдения, чтобы склонить к компромиссу совладельцев холдинга «ЮниТайл» Леонида Маевского и Лазаря Шаулова, которые с 2013 года спорят из-за того, кому должен принадлежать «Стройфарфор». На минувшей неделе Арбитражный суд Ростовской области ввел процедуру наблюдения в ОАО «Стройфарфор» — крупнейшем активе холдинга «ЮниТайл». Результаты наблюдения суд заслушает 25 нояб­ря.

Дело о банкротстве производителя керамической плитки и керамогранита «Стройфарфор» было заведено в 2011 году, в 2012-м предприятие заключило мировое соглашение с кредиторами.

На тот момент долг «Стройфарфора» составлял более 3,6 млрд рублей. В рамках соглашения должник договорился о рассрочке на 4 года под 8% годовых. Основным кредитором являлся Сбербанк, которому «Стройфарфор» должен более 2,5 млрд рублей. Кроме того, «дочка» Сбербанка «Сбербанк Капитал» через свою ростовскую структуру ООО «СБ Инвест» выкупила долги «Стройфарфора» на 705 млн рублей. Другой крупный кредитор — ООО «Бизнес-Оценка», принадлежащее бизнесмену Леониду Маевскому, — также занимался скупкой долгов и накопил объем требований на сумму свыше 475 млн рублей. Леонид Маевский помогал основателю холдинга Лазарю Шаулову договариваться с кредиторами, в результате он стал совладельцем холдинга. Условия партнерства не раскрываются, однако известно, что Лазарь Шаулов сохранил за собой 100-процентный контроль над заводом «Стройфарфор», при этом компания Леонида Маевского — ООО «ЮниТайл» — стала исполнительным органом предприятия.

В конце прошлого года между партнерами возник конфликт, оба обвиняли друг друга в невыполнении соглашений (см. N, №№ 1053, 1057). Осенью 2013 года Лазарь Шаулов отстранил ООО «ЮниТайл» Леонида Маевского от управления «Стройфарфором» и назначил нового гендиректора Илью Удовиченко, однако Леонид Маевский все еще оспаривает это решение и фактически продолжает руководить предприятием. В феврале ООО «ЮниТайл» зая­вило, что прекращает выплаты кредиторам в рамках мирового соглашения из-за затянувшегося конфликта, который отвлекает значительную часть финансовых ресурсов предприятия. После чего Сбербанк потребовал в суде расторгнуть мировое соглашение. По данным представителя Октябрьского отделения Сбербанка в суде Светланы Войновой, задолженность «Стройфарфора» на 14 марта составляла 1,34 млрд руб­лей.

Первоначально стороны конфликта заявляли о готовности договориться к июню, чтобы избежать расторжения мирового соглашения, однако 3 июня на очередном судебном заседании они признали, что договориться не удалось.

Основная претензия со стороны Леонида Маевского заключается в том, что средства, которые его компания «Бизнес-Оценка» затратила в ходе выкупа долгов «Стройфарфора» (сейчас говорится о 600 млн рублей), необходимо конвертировать в уставный капитал «Стройфарфора», что сделало бы г-на Маевского основным владельцем предприятия. По словам г-на Маевского, это обязательство было закреплено в мировом соглашении. Лазарь Шаулов заявляет, что такого пункта в соглашении нет.

— Данный исход судебного заседания представляется закономерным, учитывая, что ООО «ЮниТайл», бывшая управляющая компания «Стройфарфора», действуя вопреки воле единственного акционера ОАО «Стройфарфор» г-на Шаулова, заблокировала регистрацию нового законного гендиректора и какие-либо расчеты со Сбербанком, — считает Александр Зюба, партнер юрфирмы «МЗС & ПАРТНЕРЫ», действующей в интересах Лазаря Шаулова.

В феврале этого года Лазарь Шаулов привлек на свою сторону структуру «Альфа-Групп» — инвестгруппу «А1», которая объявила о получении контроля над 100% акций ОАО «Стройфарфор» и сообщила, что будет осуществлять все права участника акционерного общества (см. N, № 1064). Условия сделки стороны не оглашали. По данным ЕГРЮЛ, г-н Шаулов продолжает оставаться владельцем «Стройфарфора». Тем не менее «А1» продолжает активно участвовать в борьбе за актив. В «А1» на минувшей неделе согласились с позицией представителя г-на Шаулова.

— Полагаю, Сбербанк воспользуется введением наблюдения, чтобы подтолкнуть стороны конфликта к компромиссным шагам. Корпоративные войны кредиторам не нужны. И участники конфликта заинтересованы в том, чтобы дело не дошло до конкурсного производства, — отмечает управляющий партнер юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» Игорь Степанов. — Ликвидация предприятия в рамках дела о банкротстве оставляет ни с чем лиц, которые претендуют называться собственниками. Не стоит забывать и о субсидиарной ответственности.

Арбитражный управляющий может требовать компенсации от исполнительного органа, от акционера, если, по его мнению, их действия привели к возникновению банкротной ситуации и при этом после продажи активов средств для погашения долгов не хватает. Открытие конкурсного производства на предприятии выгодно разве что кредиторам, т. к. дает гарантии, что они получат возмещение какой-то части долгов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Конфликты
image
Арбитражный суд Ростовской области принял к рассмотрению заявление АО «Донаэродорстрой», которое требует расторжения контракта с региональным министерством транспорта.
Конфликты
image
В начале февраля ООО «Дорстрой» заключило контракты с районными управлениями благоустройства на выполнение работ по уборке и содержанию улиц Ростова на сумму 4,7 млрд рублей, победив в конкурсе, проводимом городским департаментом ЖКХ и энергетики. Сейчас ФАС России оспаривает решение суда первой инстанции о проведении этого конкурса. Юрист отмечает, что, если апелляционный суд примет сторону ФАС, «Дорстрой» останется без заключенных контрактов.
Конфликты
image
Продажа 51 судна компании «Палмали» приостановлена решением совета кредиторов. В прошлом году торги были отменены по требованию налоговиков, которые были против продажи флота одним лотом.
Конфликты
image
Имущественный комплекс ОАО «Цимлянские вина» выставлен на торги одним лотом, начальная цена — 361,8 млн рублей. К моменту принятия решения о торгах кредитор общества — ООО «Паритет» — получил право определять минимальную цену и устанавливать порядок и условия их проведения, поскольку выкупил основную сумму задолженности винзавода у залоговых кредиторов — банков. Продажа одним лотом снижает уровень интереса со стороны сторонних покупателей, отмечает юрист. Это отвечает цели «Паритета» — установить контроль над винзаводом.