В Донецке запустят производство морозильных ларей
Ростовский продавец бытовой техники Лебединский торговый дом организует собственное производство морозильных ларей на площадке бывшего Донецкого экскаваторного завода. Ранее он размещал заказы на их производство в Китае.
Лебединский торговый дом — один из старейших продавцов бытовой техники и электроники на ростовском рынке — планирует выпускать в Донецке Ростовской области морозильные лари под собственной торговой маркой KRAFT. Для реализации и масштабирования проекта компания планирует выпустить биржевые облигации объемом до 2 млрд рублей. Текущий кризис откладывает как минимум на полгода планы, связанные с выпуском облигаций. В первый месяц после начала специальной военной операции крупные продавцы бытовой техники и электроники отметили повышение спроса на продукцию отечественных и белорусских производителей.
ЗАО «Лебединский торговый дом» приобрело большую часть помещений обанкроченного завода «Донэкс» и планирует организовать на его территории производство бытовой техники под собственной торговой маркой KRAFT. Для финансирования этого проекта компания собирается разместить биржевые облигации, об этом N сообщил основатель и гендиректор ЗАО «Лебединский торговый дом» Юрий Лебединский.
Лебединский торговый дом работает в Ростове с 1997 года. Сегодня значительную часть ассортимента компании занимает крупная и мелкая бытовая техника под собственной торговой маркой KRAFT, она же обеспечивает львиную долю продаж. Производство техники компания размещает на заводах Китая и Турции. Продукция KRAFT представлена в региональных и федеральных сетях бытовой техники и электроники в России, а также в Казахстане, Молдове, Армении и Азербайджане.
По словам Юрия Лебединского, перенос части производства в Ростовскую область позволит увеличить доходы предприятия за счет снижения затрат на логистику.
— Собственное производство мы начнем с изготовления морозильных ларей. Издержки на их транспортировку из-за рубежа самые высокие — мы возим много воздуха. Кроме того, с ларей удобнее всего начинать, т. к. это одно из самых простых с технической точки зрения изделий. Мы давно интересовались у наших партнеров, когда имеет смысл запускать свое производство. По их оценке, оно становится рентабельным, когда продажи составляют 100 тысяч единиц в год. В 2020 году мы продали около 200 тысяч морозильных ларей. Морозильные лари KRAFT занимают первое место по объему продаж ЗАО «Лебединский торговый дом», далее следует климатическая техника (кондиционеры, вентиляторы), потом стиральные машинки, телевизоры, мелкая бытовая техника.
Для реализации проекта компания приобрела c конкурсных торгов помещения обанкроченного завода «Донэкс» в Донецке. На территории Донецка находится одна из двух ростовских ТОСЭР, что стало важным аргументом при выборе площадки.
— Сейчас нам принадлежит большая часть территории бывшего Донецкого экскаваторного завода, — отметил г-н Лебединский. — Основную часть площадей мы планируем освоить сами. Но, возможно, будем привлекать арендаторов. Эта промплощадка очень похожа на завод компании Artel в Узбекистане. Они во многом являются для нас примером: на территории бывшего авиационного завода они производят широкий спектр бытовой техники — лари, холодильники, газовые плиты, телевизоры, стиральные машины.
Объем инвестиций составит около 1 миллиарда рублей. Запуск первой линии компания профинансирует за счет собственных и заемных средств, но в дальнейшем рассматривается вариант размещения биржевых облигаций.
— Выпуск облигаций мы рассматриваем как альтернативу банковскому финансированию, страховочный вариант. Их главное преимущество — это неограниченный источник финансирования. Как бы банки ни были к нам лояльны, в том числе наш основной партнер Сбербанк, который предоставляет нам довольно высокие лимиты, но все равно банк требует залог, — отмечает собеседник N.
В апреле компания зарегистрировала программу биржевых облигаций объемом до 2 млрд рублей на Московской фондовой бирже. Организатором размещения выступит федеральная финансовая компания родом из Екатеринбурга GrottBjorn. Размещение планируется начать, как только опустится ставка рефинансирования, ориентировочно — в начале второго полугодия 2022 года.
К осени компания планирует подготовить площадку, а в декабре начнет установку уже авансированной производственной линии от китайского поставщика. Если все пойдет, как задумано, выпуск морозильных ларей начнется весной 2023 года. Линия рассчитана на выпуск 100 тыс. морозильных ларей в год. Срок окупаемости первой линии составит около 5-7 лет.
По словам Юрия Лебединского, прогнозировать ситуацию на рынке бытовой техники и электроники на долгий срок сегодня сложно. В частности, неизвестно, кто из игроков уйдет с рынка, а кто останется.
— Мы, в свою очередь, будем развивать собственное производство, чтобы потребители могли приобретать качественную бытовую технику по доступным ценам, — заявляет он.
В середине апреля ТАСС со ссылкой на пресс-службы ретейлеров «Ситилинк» и «М.Видео-Эльдорадо» сообщал, что потребители стали покупать бытовую технику российского производства в марте 2022 года в среднем на 60% чаще, чем годом ранее. По данным «М.Видео-Эльдорадо», наиболее активный рост в марте показали китайские бренды, собственные торговые марки ретейлеров, а также техника, произведенная в России и Белоруссии за счет широкой представленности ассортимента и доступных цен.
Комментируя перспективы размещения биржевых облигаций, Роман Трубачев, генеральный директор «МСБ-Лизинг», отметил:
— Процесс выхода на биржу небольших компаний многоступенчатый и непростой. От момента регистрации программы облигаций до организации непосредственной эмиссии может пройти от полугода до нескольких лет. Как минимум компании предстоит получить рейтинговое заключение, что также занимает от 2 до 3 месяцев. Что касается текущей ситуации на облигационном рынке, то она достаточно нервная. Ставки доходностей выпусков небольших компаний варьируются сегодня от 23-30% годовых, ликвидность минимальная. Более того, есть ощущение, что мы входим в затяжную фазу падения и стагнации экономики, а это влечет за собой неминуемые дефолты эмитентов. Свежая информация о технических и фактических дефолтах, в т. ч. OR-Group и ООО «Калита», создают негативные ожидания инвесторов на ближайшие 3-6 месяцев. По моим субъективным ожиданиям, окно возможностей на бирже для новых эмитентов начнет открываться не ранее чем через 6 месяцев.