В 6 раз больше щебня на дороги, аэропорт и стадион
Местный производитель щебня заявляет о намерении увеличить объемы производства до 6 млн тонн в год и стать поставщиком крупнейших строек юга.
Компания «Донской щебень» собирается увеличить объемы производства с 1 млн тонн до 6 млн тонн, став крупнейшим производителем и поставщиком щебня в Ростовской области. Объем инвестиций в проект оценивается в 120–200 млн рублей. Конкуренты утверждают, что спрос на щебень не настолько высок и у компании могут возникнуть проблемы со сбытом. Аналитик отмечает рост рынка щебня и считает, что «Донской щебень» сможет реализовать заявляемые объемы в ЮФО. ООО «Донской щебень» собирается построить новый завод по производству щебня в Новошахтинске, за счет которого объемы производства будут увеличены с 1 млн тонн до 6 млн тонн в год, сообщил N один из учредителей компании Виктор Гойколов.
Строительство должно начаться в ближайшее время, закончить его планируют к лету 2013 года. Сейчас «Донской щебень» занят выбором дробильного оборудования и подрядчика, переговоры ведутся с производителями из США, Германии и Швеции. Г-н Гойколов не раскрыл объем инвестиций в проект, но уточнил, что будут привлекаться заемные средства. По приблизительным оценкам одного из участников рынка, объем инвестиций в подобный проект может составить 120–200 млн руб.
Собеседник N объясняет решение увеличить объемы растущим спросом со стороны дорожно-строительных компаний, ведущих работы на территории Ростовской области.
— У нас не остается запасов щебня, отгрузка в автотранспорт производится сразу c ленты конвейера, — говорит Виктор Гойколов. — Мы планируем поставлять щебень для продолжения строительства Северного обхода, трассы Шахты — Цимлянск и др. Большие объемы щебня потребуются и на строительство Южного хаба, стадиона к чемпионату мира по футболу. Мы сконцентрируемся на продажах в Ростовской области, часть продукции будем отгружать в Краснодар, Москву, Волгоград. Для этого заведем на производство ж.-д. ветку.
По словам директора компании Алексея Галстяна, крупнейшие покупатели «Донского щебня» — «Ростовавтодорстрой», «Тандер», ЛК «Кубаньснаб», СК «Кристина», СК «Анастасия», Родионово-Несветайское ДРСУ, «Трансстрой». Последняя компания появилась на рынке 2 года назад, она занимается строительством аэродромов в Ейске, Краснодаре и Крымске, ей ежегодно требуется 3 млн тонн щебня.
В Ростовской области основными производителями щебня являются компания «Рускальк» (Тацинский район, по данным игроков рынка, производит 4–5 млн тонн в год), Прохоровский щебеночный завод (Красносулинский район, 1,5 млн тонн в год), ОАО «Репнянское карьероуправление» (Каменский район, 700–800 тонн в год), ООО «Донской камень» (Красносулинский район, около 1 млн тонн), Азово-Донская нерудная компания (АДНК) (600–700 тыс. тонн фракционного щебня и бутового камня в год), входящая в Азово-Донское пароходство.
Первый заместитель гендиректора АДНК Иван Богданов усомнился в целесообразности увеличения объемов производства в заявленных масштабах.
— Бугултайское месторождение (разрабатывается «Донским щебнем». — N) не настолько богатое, чтобы можно было производить 6 млн тонн в год, — считает он. — Кроме того, строительство такого мощного производства потребует больших затрат и времени на реализацию — не менее трех лет. Но самое главное — потребность в щебне на сегодняшний день ниже тех объемов, которые производятся в области. Поставки в другие регионы ограничены из-за проблем с платежеспособностью потребителей и подачей вагонов МПС.
Учредитель ОАО «Репнянское карьероуправление» Андрей Потетюнко считает, что спрос на щебень может расти в связи с увеличением финансирования строительства дорог. В то же время он полагает, что заявляемые компанией «Донской щебень» объемы производства выше, чем требуется рынку. Сейчас Репнянское карьероуправление сбывает щебень по всей России.
— Из-за неравномерного распределения спроса в течение года мы ограничиваемся выпуском 700–800 тонн щебня в год, — говорит он.
В компаниях «Донской камень» и «Солнцедар-Дон» (Прохоровский щебеночный завод) соглашаются, что увеличение финансирования строительной отрасли может подтолкнуть рост спроса на щебень, однако отмечают, что пока объем заказов нестабилен. В «Донском камне» собираются увеличивать объемы производства с 1 до 2 млн тонн.
Алексей Галстян считает, что у «Донского щебня» проблем со сбытом не будет.
— Мы расположены к Ростову ближе других производителей, и у нас круглосуточный режим работы и доставки, — объясняет он. — Мы активно занимаемся продвижением на рынке, что делают немногие. Наши цены зачастую оказываются ниже, чем у других предприятий, при этом мы производим щебень марки 1200 наиболее востребованных на рынке стандартных фракций 5–20, 20–40, 40–70. Другие областные компании производят щебень других фракций или, например, бутовый камень.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что рынок щебня растет. Согласно данным Росстата, в 2010 году гальки, гравия и щебня в России было произведено 130 млн куб. м, в 2011-м — 155 млн куб. м, а за девять месяцев 2012 г. — 160 млн куб. м, что на 14,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
— Проект представляет интерес в первую очередь благодаря осуществлению в ЮФО ряда крупных инвестиционных проектов, — считает Дмитрий Баранов. — Это и подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года, и строительство объектов инфраструктуры в округе, и осуществление нескольких целевых программ по развитию ЮФО, предполагающих большой объем разнообразного строительства: жилых и производственных зданий, дорог, мостов, социально-культурных объектов, и всем им потребуется щебень.
В то же время по поводу планов компании доставлять щебень в Москву и Волгоград г-н Баранов высказал сомнения из-за конкуренции на данных рынках и высокой стоимости доставки на такие расстояния.