Mars начинает с кошек
Один из мировых лидеров рынка шоколада и кормов для кошек и собак компания Mars вложит 4 млрд руб. в строительство завода по производству кормов для домашних животных в ст. Грушевской. Если проект окажется успешным, в области может появиться и кондитерское производство компании.
Врио губернатора Ростовской области Василий Голубев (слева) и президент ООО «Марс» в России Валерий ЩаПов на Петербургском деловом форуме перед подписанием меморандума о строительстве завода. Фото donland.ru.
Компания Mars начала строительство завода на собственном участке площадью 49,6 га в ст. Грушевской, к 2017 году она запустит производство влажных кормов для животных. Инвестор, уже выпускающий продукцию под брендами Whiskas, Kitеkat, Pedigree, Chappi и др., вложит в первую фабрику компании на юге России более 4 млрд руб. собственных средств. Среди потенциальных поставщиков сырья — «Евродон», «Астон» и «Юг Руси».
Один из крупнейших в мире производителей шоколада, жевательной резинки и кормов для животных компания Mars построит в станице Грушевской завод по производству влажных кормов для домашних животных. Соответствующий меморандум подписали 19 июня на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге врио губернатора Ростовской области Василий Голубев и президент ООО «Марс» в России Валерий Щапов.
По данным инвестора, вложения в первую очередь превысят 4 млрд руб.
— Это собственные средства компании, сроки окупаемости мы не раскрываем, — пояснил N Анатолий Верещагин, директор по корпоративным отношениям Mars Petcare & Food. Он также уточнил, что в стоимость не включены затраты на приобретение участка.
Гендиректор Агентства инвестиционного развития Игорь Бураков рассказал, что компания уже получила разрешение на строительство, на минувшей неделе первая техника вышла на площадку. Площадь участка — 49,6 га. По словам г-на Верещагина, строительство будет завершено в течение 2 лет, первую продукцию в компании рассчитывают выпустить в начале 2017 года.
— Если первый этап проекта окажется удачным, речь пойдет о строительстве второй очереди для выпуска сухих кормов, — сообщил Игорь Бураков. — Размеры участка и инженерная инфраструктура позволяют подобное расширение. С учетом этого, фактически второго, завода на единой площадке объем инвестиций превысит $ 100 млн. В более долгосрочной перспективе мы надеемся перейти к практическим шагам по развитию в Ростовской области еще одного направления компании Mars — производства кондитерской продукции.
Фабрика в Ростовской области станет для Mars пятым заводом по выпуску кормов для животных в России: другие производства уже действуют в Новосибирске, подмосковных Ступино и Дмитрове, а также в Ульяновске. В Mars не называют планируемую рентабельность нового завода.
Ранее, комментируя «Ведомостям» увеличение мощностей новосибирской фабрики, ее гендиректор Федор Лапатков говорил о норме чистой прибыли на уровне 15%.
Производственные мощности первой очереди завода в ст. Грушевской также не раскрываются.
Среди брендов компании в направлении Petcare — ТМ Kitekat, Whiskas, Perfect Fit, Sheba, Chappi, Pedigree и Royal Canin. Анатолий Верещагин не сообщил, под какими марками будет выпускаться корм на новом заводе, но заявил, что на начальном этапе работы в приоритете будет продукция для кошек.
— Примерно половина домашних кошек в стране употребляет специализированные корма. А у собак аналогичный показатель — 10–15%, — объясняет он.
Собеседник N добавляет, что юг России сегодня весьма перспективен для развития выбранного направления:
— На юге потребление ежегодно растет не менее чем на 10%. При этом он уже является для нас крупнейшим рынком сбыта в продажах кормов для животных в России: на его долю приходится около 20% всех продаж.
Подписывая меморандум о строительстве, Валерий Щапов заявил, что производство и сырьевая база новой фабрики будут максимально локализованы.
— Более 80% сырья сегодня уже закупается в России, а ЮФО обладает значительным потенциалом для улучшения этого показателя, — отметил он.
По мнению Игоря Буракова, проект Mars открывает новые возможности для развития смежных отраслей, в том числе донского АПК:
— Сырьем для кормов служат различные мясные и растительные ингредиенты: мясные субпродукты, шрот, зерно, крупы и т. п. Mars примерно 80% сырья и ингредиентов закупает в России, причем для донского завода это будет делаться в Ростовской области, где есть мощные МЭЗы «Юга Руси» и «Астона», большие производители мяса, например «Евродон».
В «Евродоне» не смогли оперативно прокомментировать перспективы сотрудничества с Mars.
По данным аналитиков, инвестор завода в ст. Грушевской — лидер российского рынка кормов для домашних животных. Финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин оценивает его долю в 50%. Еще 30%, по данным эксперта, занимает компания Nestle, выпускающая корма Purina под ТМ Friskies, Felix, Gourmet и др. Руководитель исследовательской компании «Текарт» Евгения Пармухина оценивает доли компаний иначе: в 56% и 16% соответственно.
В ответ на запрос издания в Nestle сообщили, что «в соответствии с действующей политикой компания не предоставляет комментарии по вопросам и темам, связанным с тенденциями на рынке либо с деятельностью других игроков».
По словам Тимура Нигматуллина, действия Mars в сложившейся ситуации выглядят логичными:
— С учетом ослабления рубля закономерно упал спрос на импортную продукцию. Для того чтобы снизить розничные цены, запуск производства в РФ выглядит логичным шагом, тем более что по мере улучшения экономической конъюнктуры есть перспективы значительного роста рынка за счет увеличения расходов домохозяйств на покупку специализированных кормов.
Евгения Пармухина сообщила, что, по предварительным подсчетам, объем рынка кормов для собак и кошек в 2014 году достиг 1,2 млн тонн, что примерно на 6,5% выше уровня 2013 года. Она добавляет, что в денежном выражении рынок растет быстрее, чем в натуральном. Это обусловлено удорожанием кормов и появлением большего числа специализированных и премиумных марок.
— В натуральном выражении 70% спроса приходится на корм для кошек (из них 55% — сухой корм, 15% — консервы), 30% — на корма для собак (25% — сухие, 5% — влажные), — говорит она. — В связи с тем, что в последние годы значительно увеличивалось число владельцев собак мелких пород и росли доходы населения, рос и спрос на консервированные корма: ими кормят по большей части кошек, а также мелких и средних собак.
В этом году аналитик прогнозирует рост рынка в пределах 5% в натуральном выражении.