«ГРУППА АГРОКОМ» продаст пятизвездочные апартаменты
«ГРУППА АГРОКОМ» планирует достроить и передать пятизвездочный отель «Хайятт» одноименному транснациональному оператору через два года. В здании будет торговый центр с отдельным оператором и 16 люксовых апартаментов, предназначенных к продаже. Эксперт оценивает такую недвижимость в 200 тыс. руб. за кв. м.
17 апреля «ГРУППА АГРОКОМ» возобновила строительные работы в будущем многофункциональном центре «Хайятт». Заказчик и генподрядчик, начинавшие стройку, будут ее и заканчивать. Планируется, что объект передадут транснациональному оператору в марте 2021 года. На достройку потребуется около 2 млрд рублей. Еще идет работа по поиску банка-кредитора и некоторых субподрядчиков. По мнению эксперта, дорогие апартаменты в условиях сложного рынка будет непросто продать, впрочем, как и сделать эффективной торговую часть центра.
— Мы вернули прежнего генподрядчика — сербскую компанию «Энергопроект Високоградня», потому что решили, что с ней это будет качественно и быстро, — сообщила N Елена Вовк, гендиректор ООО «МКЦ-Росевродевелопмент» (заказчик строительства). — Мы рассчитываем закончить строительство к концу 2020 года, а передать объект оператору — до марта 2021 года.
На настоящий момент в объект инвестировано 4,5 млрд рублей, на достройку нужно еще 2 млрд рублей. Это будут как собственные средства нового владельца — «ГРУППЫ АГРОКОМ», так и заемные. Рассматриваются предложения банков.
По словам Елены Вовк, никаких юридических претензий к компании по поводу собственности не заявлено, никаких обязательств перед иными инвесторами по передаче каких-либо площадей на объекте не существует. Процесс оформления перехода собственности к новому владельцу подходит к концу, условия сделки не раскрываются.
Как писал ранее N, «ГРУППА АГРОКОМ» Ивана Саввиди выкупила у «МТС-банка» и «АФК Система» все требования к компаниям группы «Дон-Плаза». Таким образом, вслед за недостроенным Hyatt 5* (входит в ГК «Дон-Плаза») группа установила контроль и над отелем «Дон-Плаза» 4*, расположенным по соседству.
Прежде чем приступить непосредственно к строительству, генподрядчик планирует в течение месяца очистить объект от 600 тонн мусора. Часть субподрядчиков найдена, с ними подписываются контракты.
— Поскольку отель строится давно, с 2008 года, активная фаза была с 2013 по 2015 годы, многие системы устарели, — рассказала Елена Вовк. — Мы решили обновить дизайн, инженерные системы и оборудование — для этого существенно корректируется проект. Мы провели переговоры с консультантами «Хайятта». У этого оператора очень жесткие требования к объектам, меняющиеся каждый квартал. В отношении уже имеющихся конструкций и смонтированных систем мы ориентируемся на его стандарты конца 2018 года.
18-этажный многофунциональный центр вмещает в себя отель полезной площадью 4,5 тыс. кв. м на 188 номеров, из них 1 — президентский номер, 1 — номер генерального менеджера, 28 люксов, остальные — стандартные. Объект также включает в себя торговую галерею люксового сегмента — 11 тыс. кв. м, СПА с бассейном и фитнес-залом — 3 тыс. кв. м, офисы класса А — 1,5 тыс. кв. м, два больших конгресс-зала и 4 зала меньшего размера в общей сложности на 700 посадочных мест человек, парковку на 258 машино-мест. Кроме того, там будет 16 дизайнерских апартаментов класса «люкс», которые будут выставлены на продажу.
Торговым центром будет управлять не «Хайятт», а другой оператор.
— В отеле «Рэдиссон» без учета ЧМ по футболу загрузка доходит до 80%, — сообщила Елена Вовк. — Мы надеемся, что уникальность и высокий уровень нового отеля позволят ему рассчитывать на хорошую загрузку. В сегодняшних условиях нормальный уровень заполняемости ростовских отелей — 50-60%. Например, в Москве, где к ЧМ по футболу было построено более 50 новых гостиниц, средняя круглогодичная загрузка по рынку составляет более 75%. Все зависит от мероприятий, проводимых в городе. Если в Ростове будет развиваться туризм и деловая активность, мы рассчитываем на высокую заполняемость отеля. Гостиница «Дон-Плаза», по словам Елены Вовк, не будет составлять конкуренции «Хайятту», поскольку будет оказывать услуги в другом ценовом сегменте. В этом отеле планируются реновация и новая аттестация на звездность. Поскольку требования меняются, а «Дон-Плаза» проходила аттестацию давно, возможно, отель и не сможет сейчас подтвердить уровень 4 звезд.
По мнению Андрея Демишина, ранее занимавшегося проектом строительства «Хайятт», заявленный новым владельцем срок достройки вполне адекватен. Сумма, по всей видимости, тоже — на строительные работы и инженерные системы 2 млрд рублей хватит, считает г-н Демишин. Многое будет зависеть от дизайн-проекта.
В России отели «Хайятт» есть в Москве, Сочи и Екатеринбурге. Две пятизвездочные гостиницы «Хайятт» во Владивостоке начали строить еще в 2009 году к саммиту АТЭС в 2012 году. По данным Vladnews, всего на строительство гостиниц было потрачено 18,3 миллиарда рублей, но достроить их не удалось.
На сайте екатеринбургского отеля корреспондент N попробовал забронировать номер на неделю вперед на 1 ночь. Выпало много предложений: номера площадью 34 кв. м по цене 16,2-20,5 тыс. рублей. Есть более просторные и дорогие варианты. Президентский номер стоит 151,2 тыс. рублей.
Управляющий партнер АН «Парус» Максим Хмель считает, что торговая часть объекта может столкнуться с трудностями.
— Достоинство этого торгового центра составит гостиничный трафик, но Ростов не Гонконг и не Нью-Йорк, поэтому много на нем не заработаешь, — считает Максим Хмель. — Думаю, что там возникнут такие же проблемы, как и у «Астор-Плазы», где не хватает покупателей, поэтому там придумывают то концерты на крыше, то делают галерею. Там популярен только продуктовый супермаркет, но в «Хайятте» его не разместишь, т. к. нет фасадной парковки. К тому же по соседству в БЦ «Лига Наций» есть «Магнит» с более высокими ценами, чем обычно.
Непросто будет, по мнению эксперта, и с продажей апартаментов.
— Самое дорогое предложение на рынке — это квартиры по 150 тыс. за кв. м в стройварианте, с учетом дизайнерской отделки апартаменты могут стоить максимум 200 тыс. за кв. м, — рассуждает Максим Хмель. — 8-10 млн за квартиру — это серьезная сумма для Ростова, а рынок сейчас сложный. Мне известно, что «ГРУППА АГРОКОМ» постоянно арендовала президентский люкс в «Дон-Плазе» для своих VIP-гостей. Найдется ли достаточное количество желающих купить апартаменты для этих целей — не знаю. Какова доходность апартаментов, тоже неизвестно, поэтому сложно судить о целесообразности подобной инвестиции.
В отношении апартаментов, по всей видимости, мнение транснационального оператора поменялось.
Два года назад на вопрос «Ведомостей», интересен ли «Хайятту» формат жилых апартаментов под гостиничным управлением, вице-президент компании Такуя Аояма ответил:
— Работать с одним собственником довольно трудно, а если собственников несколько... Кроме того, много таких апартаментов для продажи там, где нет разрешения на жилье, — этим мы не очень хотим заниматься из-за непонятного статуса объектов.