«Горизонт» построит мини-бизнес-центры с оригинальным дизайном
Группа компаний «Горизонт» занялась строительством небольших торгово-офисных зданий в центре Ростова. Директор по развитию компании Роман Мазин заявил N, что кроме размера особенностью будущих бизнес-центров станет необычный дизайн. Первое здание в 3 этажа площадью 520 кв. м, располагающееся рядом с ТРК компании, стилизуют под старинную фабрику.
Эксперты считают, что на такие здания сегодня есть спрос со стороны крупных региональных компаний, банков и одежных ритейлоров. По мнению девелопера, подобные здания вполне можно строить для арендаторов ТРК «Мегацентр Горизонт» и других крупных торговых центров, которые часто открывают отдельно стоящие магазины для имиджевых целей. По словам директора по развитию ГК «Горизонт» Романа Мазина, здание, расположенное рядом с «Горизонтом», будет сдано в эксплуатацию до конца весны этого года, его общая площадь составит 520 кв. м. Генподрядчиком строительства стало ООО «СК “Мегаполис”», а проектировщиком — архитектурное бюро «Модулор». Объем инвестиций в проект не разглашается.
— Особенность архитектуры здания в том, что оно будет напоминать старинную фабрику, для этого кирпич был искусственно состарен, — рассказал Роман Мазин. — На мой взгляд, в Ростове сегодня не хватает качественных бизнес-центров небольшой площади с нескучным дизайном, способных украсить наш город, поэтому было принято решение развивать данное направление. Планируем начать в этом году поиск новых участков под строительство на центральных улицах города. Возможно, построим новые объекты и рядом с ТРК «Горизонт». По словам Романа Мазина, помещения в новых зданиях будут сдавать в аренду. Но решение в отношении здания рядом с ТРК пока не принято. Возможно, в него переедет офис администрации торгового центра или рекламного агентства «Горизонт».
Как отмечает директор АН «Парус» Максим Хмель, сегодня в Ростове есть интерес к подобным объектам со стороны крупных региональных компаний, в том числе банков.
— Очень часто им требуются здания по 500–600 кв. м, которые они хотят использовать и как внешний рекламный носитель, — говорит г-н Хмель. — В основном на рынке сдаются объекты площадью не менее 1 тыс. кв. м, которые выглядят как стандартная коробка. Конечно, здания с необычным дизайном в этом случае подойдут гораздо больше, тем более если там будет хотя бы 2–3 парковочных места для топ-менеджеров.
По мнению эксперта, здание, располагающееся рядом с ТРК «Горизонт», можно сдать целиком по 1 тыс. руб. за кв. м в мес., первый этаж можно оценить отдельно в 1,5 тыс. руб. за кв. м в месяц.
— Что касается продажи подобных объектов, то в данном случае речь может идти о 100 тыс. руб. за кв. м, поскольку здание расположено вблизи крупного ТРК и его первый этаж вполне можно использовать как торговую недвижимость, — объясняет г-н Хмель. — В среднем подобные объекты в центре продаются по 50–60 тыс. руб. за кв. м. По такой цене было не так давно продано здание, расположенное рядом с ТРК «Горизонт», но с другой его стороны, ближе к частному сектору. Площадь этого объекта была больше, так как всего там 4 этажа.
Сложность в реализации таких проектов, по мнению собеседника N, в дефиците подходящих участков. Сегодня, по его словам, в районе ипподрома можно приобрести землю по 2–2,5 млн руб. за сотку, на Пушкинской 6 соток продают по 5 млн руб. за сотку.
— Конечно, можно покупать и старые здания под реставрацию и снос, хотя не всегда это экономически целесообразно, — добавляет эксперт. По словам гендиректора концерна «Покровский» Александра Кочергина, перспективы данного направления зависят в первую очередь от местоположения объекта, транспортной доступности и наличия парковочных мест.
— На мой взгляд, небольшие объекты деловой недвижимости в центре Ростова могут быть востребованы для открытия шоу-румов различных магазинов одежды сегментов «эконом плюс» и «премиум», — говорит г-н Кочергин. — Как правило, одежные бренды, присутствующие в торгово-развлекательных центрах, стараются открыть также отдельно стоящие магазины площадью 400–500 кв. м, которые выполняют имиджевую функцию. В Ростове наблюдается нехватка помещений для таких магазинов. Поэтому, на мой взгляд, вполне можно строить такие объекты для арендаторов ТРК «Горизонт», «МЕГИ», «Рио» и других моллов.
Как считает г-н Кочергин, подобные здания лучше всего размещать в квадрате между Тургеневской, Пушкинской, Ворошиловским и Буденновским, где уже есть достаточное количество магазинов одежды.
— Вряд ли покупатель поедет специально в магазин, расположенный на улице, где не развита торговля, ему гораздо проще будет отправиться в ТРК, — комментирует эксперт. — В данный квадрат семья может приехать, чтобы посетить несколько магазинов, а потом, к примеру, зайти в ресторан. Но, на мой взгляд, здесь не хватает развлекательных заведений, которые могли бы притянуть и покупателей. Кроме того, стрит-ритейлу создает проблемы и недостаток парковочных мест на фоне повышающейся автомобилизации населения. Строительство парковок, которое планируют городские власти, конечно, может улучшить ситуацию, и со временем интерес к уличным одежным магазинам возрастет.