«Доходы от аренды пойдут на содержание переходного моста»
По словам генерального директора УК «Август», управляющей ТЦ «Вавилон» в СЖМ, Андраника Данеляна, компания заключит с городской администрацией концессионное соглашение и построит переходной мост через пр. Космонавтов.
Администрация Ростова утвердила документацию по планировке и межеванию территории для размещения объекта «Надземный пешеходный переход через проспект Космонавтов в районе ТЦ «Вавилон», которую подготовила управляющая компания ООО «Август». Собственники планируют построить этот объект недалеко от своего торгового центра в течение 5 лет. Переход оснастят эскалаторами, лифтами, кондиционированием, вентиляцией, а также там разместятся торговые павильоны. По мнению Андраника Данеляна, это уникальная для России концепция.
N: — Городские власти планируют сотрудничать с вашим торговым центром при строительстве надземного пешеходного перехода напротив «Вавилона». Когда будет реализован этот проект?
А.Д.: — Департамент Архитектуры и ДИЗО должны выделить земельный участок под строительство, и тогда мы перейдем к подписанию договора концессии. После этого сможем приступить к выполнению геологических и геодезических работ, подготовке проекта. У собственников торгового центра есть желание построить переход без привлечения государственных средств. Я думаю, что проект будет реализован в течение 5 лет, если ничего не помешает и не случится таких катаклизмов, как пандемия. В кризисных условиях приходится спасать бизнес, а благотворительные проекты, как этот, откладывать.
N: — Вы оцениваете этот проект как благотворительный?
А.Д.: — Да, никакой коммерции он не несет. Он создает удобство и комфорт для жителей Ворошиловского района и других ростовчан, соединяя две пешеходных артерии на пр. Космонавтов. С одной стороны проспекта находятся несколько школ, часовня, строится крупный храм — второй по значимости в городе, с другой стороны расположены офисные здания и наш торговый центр. Проспект Космонавтов многополосный, а светофор горит лишь 30 секунд, за это время пожилые люди не успевают его перейти, остаются на островке безопасности, тем самым подвергают свою жизнь риску и создают аварийную ситуацию на дороге.
Переход будет широкий, с двумя спусками с каждой стороны, помимо лестниц, оснащенный эскалаторами, лифтами, кондиционированием, вентиляцией и козырьками от дождя на входе. По настоянию города он разместится не перед торговым центром, а чуть ниже, ближе к ул. Капустина. Скорее всего, это связано с расположением коммуникаций, а также близости к остановочным комплексам, что предоставляет удобство для людей, пользующихся общественным транспортом.
Для автомобилистов появление надземного перехода уменьшит проблему пробок, а также повысит безопасность для всех участников дорожного движения.
N: — Торговые галереи, как это раньше планировалось, будут?
А.Д.: — Да. Мы хотим, чтобы доходы от аренды шли на содержание переходного моста. Помимо затрат на обслуживание перечисленного оборудования будут расходы на клининг, охрану, оплату электроэнергии. Скорее всего, мы подключим новый объект к системе видеонаблюдения торгового центра и к «Безопасному городу», поставим дополнительного охранника, чтобы переходом можно было пользоваться в любое время суток.
Ширина перехода составит 12 м: 6 м для прохода людей, по 3 м с двух боков — для павильонов, в которых будут продавать печатную продукцию, цветы, сувениры и т. п. Объекта с такой концепцией в нашей стране я еще не видел.
N: — Каков объем инвестиций потребуется для реализации проекта?
А.Д.: — Сейчас это сложно сказать. Во-первых, многое зависит от результатов геологических работ, во-вторых, цены постоянно растут. Это будут собственные средства, возможно, привлечем банковские кредиты.
N: — Этим проектом компания начала заниматься более 10 лет назад и получила убытки в размере 963 тыс. рублей. В новом проекте будут использованы предыдущие наработки?
А.Д.: — Нет, все придется делать заново, потому что тот проект был намного проще.
N: — Почему решились взяться за этот проект, несмотря на неблагоприятные экономические условия, связанные с пандемией?
А.Д.: — Это удобно для посетителей «Вавилона» и офисных центров, а комфорт будет стимулировать их приходить к нам. Конкуренция предписывает создавать комфорт для покупателей, расширять количество брендов в торговом центре. Покупателям хочется в безопасности гулять по чистым, уютным магазинам, не волноваться за детей, которых они отпускают в кино.
N: — Что происходит с посещаемостью вашего торгового центра?
А.Д.: — Потихоньку восстанавливается, хотя уровня посещаемости до пандемии мы еще не достигли. Конечно, мы пошли навстречу арендаторам в период пандемии, предоставив очень глубокие скидки по аренде на период карантина, а также предусмотрели дополнительные скидки на последующий период восстановления торговли. Ведь у большинства арендаторов размер арендной платы напрямую зависит от полученного дохода, и здесь очень важно помнить о допустимой доле аренды в обороте арендатора. Учитывая все это, мы сознательно идем навстречу нашим арендаторам, давая им время на восстановление и создавая условия для хорошей торговли и посильной арендной нагрузки. Некоторые арендаторы воспользовались своим правом отсрочки, а свою задолженность перед нами начнут погашать лишь с 2021 года. Безусловно, наша финансовая модель оказалась нарушена, и на ее восстановление, думаю, уйдут годы.
N: — Какова заполняемость «Вавилона»?
А.Д.: — Сейчас многие компании банкротятся, есть те, кто покинул торговый центр — в основном индивидуальные предприниматели. Особенно пострадавшие в пандемию — предприятия общепита, кинотеатр и магазины детских товаров — у нас остались. Кинотеатр работает, но посетителей там очень мало. Во-первых, нет премьер, во-вторых, приходится рассаживать гостей в шахматном порядке. Мы даем этим бизнесам хорошие скидки по арендной плате, бесплатно рекламируем в торговом центре. Сейчас заполняемость «Вавилона» операторами находится на уровне 88%, до кризиса она равнялась 94%. Сейчас всем тяжело, потому что разные бизнесы составляют один организм экономики.
N: — Вы довольны помощью городских властей в отношении торговых центров, касающейся льгот по аренде на землю?
А.Д.: — Да. Любая экономия для нас важна. Нас радует, что государство помогает и нашим предпринимателям, благодаря этому они могут выплачивать арендную плату. Хотел бы отметить существенную помощь Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства. Они помогают своими консультациями в этот непростой момент как нашим собственникам, так и арендаторам. Нам удалось пережить пандемию, не уволить сотрудников и не сократить заработные платы. Ради сохранения рабочих мест пришлось брать кредиты. А вот банки не очень хорошо повели себя в кризис.
Справка
УК «Август» основана в 2008 году для управления ТЦ «Вавилон» в СЖМ. Торговая площадь ТЦ составляет 32 тыс. кв. м. В компании работает около 60 человек.
Андраник Рубенович Данелян родился в 1979 году в Ростове-на-Дону. Окончил РИНХ по специальности «Коммерция», кандидат экономических наук. Генеральный директор УК «Август», управляющей ТЦ «Вавилон», с 2011 года.