«Были бы рады видеть кого-то с термопластавтоматами»
Юрий Лебединский, основатель и гендиректор продавца бытовой техники ЗАО «Лебединский торговый дом», организовал на площадке бывшего экскаваторного завода в Донецке индустриальный парк «Южный». Сейчас в него входят два собственных предприятия: строящийся завод морозильных ларей и производитель поковок «Донская кузница», созданный на базе поковочного цеха экскаваторного завода. Компания рассчитывает привлечь близкие по профилю деятельности предприятия, для которых важно сэкономить на затратах на имущество.
N: — Как возникла идея создать индустриальный парк?
Ю.Л.: — Когда мы искали площадку под производство морозильных ларей, увидели информацию о том, что продается имущество банкротящегося предприятия «Донэкс» в Донецке, оценили все плюсы, минусы, поняли, что в Ростове купить за эти же деньги мы сможем площади, которых нам еле-еле хватит, а там предложение было более интересное. Предприятие занимало около 40 га земли и в районе 200 тыс. кв. м площадей. Хотя помещения требовали ремонта, зато большие площади давали возможность развиваться. Мы поняли, что в ближайшей перспективе не сможем освоить всю площадь, поэтому возникла идея создать индустриальный парк, привлечь партнеров.
N: — Какие условия вы предлагаете арендаторам?
Ю.Л.: — Мы предлагаем готовые корпуса промпредприятия, которые требуют ремонта. По нашим подсчетам, он обойдется дешевле, чем строительство или покупка нового объекта. На объекте есть подстанция на 5 мегаватт, есть возможность увеличения до 30 мегаватт. Есть газ, вода, канализация. Дорога есть, железнодорожные пути когда-то были, но их разобрали. Сейчас ведем переговоры с потенциальными арендаторами. Хотелось бы, конечно, чтобы к нашему индустриальному парку присоединились предприятия, близкие по профилю деятельности к нашему, например производители комплектующих для бытовой техники, были бы рады видеть кого-то с термопластавтоматами, мы бы размещали у них заказы.
N: — Арендаторы парка смогут войти в состав ТОСЭР Донецка?
Ю.Л.: — До недавнего времени все зависело от профиля деятельности. Например, наше предприятие по производству морозильных ларей до недавнего времени не попадало в ТОСЭР по ОКВЭД. А другое предприятие — «Донская кузница», которое мы создали на базе поковочного цеха бывшего «Донэкса», — вошло в ТОСЭР. Но вышло постановление правительства, согласно которому любые предприятия могут входить в состав ТОСЭР. Теперь будем подавать документы на включение в эту территорию нашего производства морозильных ларей.
N: — Планируете зарегистрировать свой парк в реестре индустриальных парков Минпромторга, чтобы получать субсидии? На какие сможете рассчитывать?
Ю.Л.: — Пока что мы пытаемся оценить, окупятся ли наши затраты на организацию процесса по включению в реестр. Для реестровых индустриальных парков предусмотрена хорошая господдержка в виде оплаты понесенных затрат на подключение коммуникаций, но мы под этот вид поддержки не попадаем, так как коммуникации у нас уже есть. Для арендаторов в индустриальном парке государство предусмотрело скромные льготы — они освобождены только от уплаты налога на имущество.
N: — Как возникла идея развивать «Донскую кузницу», это ведь для вас непрофильный бизнес?
Ю.Л.: — Из всех цехов экскаваторного завода поковочный оказался в более или менее рабочем состоянии, остался коллектив. Конечно, значительная часть оборудования устарела — надо заменять компрессоры на новые, менее энергоемкие, менять пилы, восстанавливать печи. Но при этом сохранились уникальные молоты — помимо одно— и трехтонника есть пяти— и десятитонники. Как я выяснил, даже молотов пятиттонников в Ростовской области нет. А ближайший десятитонник — в Челябинске. Эти молоты позволяют выполнять заказы на поковки больших размеров.
Мы изучили ситуацию на рынке и пришли к выводу, что она благополучная: санкции, невозможность ввозить часть комплектующих привели к росту внутреннего производства и росту спроса на поковки. Предприятия в Луганской области, которые их выпускали, сейчас не работают.
Сегодня мы занимаемся восстановлением производства. Постепенно, потому что основные ресурсы направлены на строительство завода морозильных ларей. Пока цех выполняет разовые заказы старых партнеров, привлекаем новых. В том числе «Ростсельмаш» разместил у нас пробный заказ, если мы его выполним и их удовлетворит наша работа, то, вполне возможно, сможем получать более интересные заказы.
N: — Каких инвестиций требует модернизация цеха?
Ю.Л.: — Затраты с учетом ремонта помещений очень большие. Пока что мы планируем обновить оборудование, это потребует 25 млн рублей.
N: — Господдержкой планируете воспользоваться для восстановления поковочного производства?
Ю.Л.: — С этим есть сложности. У нас есть Региональный фонд развития промышленности, они дают хорошие кредиты, но под новые проекты. Наш проект под их требования не подпадает. Кроме того, довольно долго идут проверки, в то время когда деньги нужны прямо сейчас. Хорошо бы, чтобы была возможность использовать дешевые средства ФРП для рефинансирования: например, предприниматель нашел дорогие деньги, запустил проект, а государство рефинансировало его на более комфортных условиях, чтобы проект можно было быстрее развивать. Предприниматель же пусть направит дорогие деньги на другой новый проект. Мне кажется, это было бы логично и безопаснее для госбюджета.
N: — Как идет строительство завода по производству морозильников?
Ю.Л.: — Площадка готова, оборудование проходит процедуры таможенного оформления, мы уже наняли сотрудников: часть приедет из Татарстана, часть — из Донецкой области, наладчики — из Китая. Планируем начать работать примерно через три месяца. В целом все идет по плану, хотя сроки сдвигаются, в основном задержка была связана с оборудованием — изначально мы неверно определили состав линии, наш китайский партнер не обязан был это отслеживать и пропустил нашу ошибку, но в конце концов мы все исправили.
N: — Каковы сегодня позиции вашей марки «Крафт» на рынке бытовой техники, удалось воспользоваться уходом европейских брендов и расширить свою долю рынка?
Ю.Л.. — Европейские поставщики в основном присутствовали в премиальном сегменте, их места сейчас занимают китайцы Haier, Midea. В сегменте морозильных ларей европейцев почти не было, рынок в основном занимали китайцы и компании, как и мы, заказывающие эту технику в Китае. По этой позиции рынок не сильно поменялся. Самый большой рост у нас произошел по стиральным машинам — от самых простых до дорогих. У нас получилось продать больше дорогих стиральных машин. Сказать, что мы сильно увеличили продажи благодаря уходу европейских поставщиков, нельзя, но тем не менее рост есть: за полтора года (2022 г. и первое полугодие 2023-го. — N) наша выручка суммарно выросла на 18%.
N: — Что происходит со спросом?
Ю.Л.: — Спрос снижается, особенно по кондиционерам в этом году. Мы заказали в Китае в два раза меньше, чем обычно, и думали, что распродадим их быстро, но оказалось, что продаем с трудом. Тут погода наложилась.
N: — Остались ли прошлогодние проблемы с поставками из Китая? Или логистику удалось наладить?
Ю.Л.: — Мы подстраиваемся. Цены на фрахт из Китая после пандемии и событий 2022 года взлетели в 6-7 раз. В Европе они уже вернулись к допандемийным, у нас есть тенденция к снижению, хотя к допандемийным ценам стоимость фрахта еще не вернулась. Для нас как для торгового дома чем дешевле, тем выгоднее, а вот для производителя бытовой техники, наоборот, чем дороже, тем лучше. Уже не знаем, чему радоваться (смеется). На самом деле с запуском своего производства мы будем себя чувствовать устойчивее.
N: — Для финансирования проекта по строительству завода бытовой техники вы планировали разместить облигации, когда ситуация на рынке улучшится. Сейчас время еще не пришло?
Ю.Л.: — Не пришло, пока что эти средства обойдутся нам очень дорого, банки кредитуют дешевле.
Справка
ЗАО «Лебединский торговый дом» работает в Ростове с 1997 года. Сегодня значительную часть ассортимента компании занимает крупная и мелкая бытовая техника под собственной торговой маркой KRAFT, она же обеспечивает львиную долю продаж. Производство техники компания размещает на заводах Китая и Турции. Продукция KRAFT представлена в региональных и федеральных сетях бытовой техники и электроники в России, а также в Казахстане, Молдове, Армении и Азербайджане. Компания ведет строительство завода морозильных ларей в Донецке стоимостью 1 млрд рублей. Этот вид техники занимает первое место по объему продаж ЗАО «Лебединский торговый дом», далее следует климатическая техника (кондиционеры, вентиляторы), потом стиральные машинки, телевизоры, мелкая бытовая техника. Оборот компании составляет более 4 млрд рублей.
Юрий Алексеевич Лебединский, основатель и гендиректор ЗАО «Лебединский торговый дом». Уроженец Ростовской области. Окончил РГЭУ (РИНХ) по специальности «планирование промышленности». С 1993 года по настоящее время является генеральным директором и учредителем ряда предприятий по производству и продаже бытовой техники, в том числе ЗАО «Лебединский торговый дом». Увлекается горными лыжами, виндсерфингом, конным спортом (в прошлом).