У курьеров появился конкурент
Предприниматель из Ростова Даниил Панченко развивает систему автоматизированной бесконтактной доставки грузов с помощью искусственного интеллекта. Компания Robosharing, которую Даниил возглавляет, разработала роботов и научила их доставлять посылки.
Робототехникой Даниил Панченко увлекся во время учебы в университете: разрабатывал сервисных промороботов для логистических процессов. Потом появилась идея создать что-то для одного из самых перспективных сегодня направлений бизнеса — бесконтактной доставки.
— Электронная коммерция, доставка еды и потребительских товаров активно развивается в России и мире, — говорит Даниил Панченко. — Хотелось сделать что-то на стыке робототехники и рынка доставки товаров ежедневного спроса. Мне помогло знакомство с профессионалом в IT-бизнесе и фудтехиндустрии Андреем Анфиногеновым, который более 10 лет проработал в этих сферах. Мы обсуждали идею разработки робота для решения проблем доставки «последней мили». На тот момент в России подобных проектов еще никто не анонсировал. В 2020 году «МТС» объявили набор в Стартап-хаб 5G «Центра МТС», я подал туда заявку, принял участие в нем, сделал прототип робота.
Совместно с Андреем Анфиногеновым Даниил Панченко основал компанию Robosharing. Это сервис доставки, только работают в ней не люди, а машины с искусственным интеллектом. Мобильный шестиколесный робот, по замыслу его создателей, должен помочь компании-отправителю в рутинной доставке товаров на небольшие расстояния. Он доставляет посылку в радиусе 3-5 км.
Ключевая аудитория проекта — компании, осуществляющие экспресс-доставку («Ozon-Экспресс», «Магнит Доставка», СДЭК), фирмы, работающие в сфере фудтеха (Delivery CLUB, «Бронибой»), службы доставки продуктового ретейла («Пятерочка», «Магнит», «АШАН» и другие магазины), рестораны, кафе.
Компания, которой необходимо доставить груз, через специальный веб-сервис вводит данные о местонахождении клиента, задает код от ячейки с товаром и сообщает пароль клиенту. Получив заказ, робот приезжает к отправителю, в него загружают товар, и машина отправляется к конечному потребителю. Клиент вводит код на дисплее робота и получает груз.
На первом этапе работы сервиса на рынке потребители будут заказывать товары, как раньше — через сайты и приложения компании-отправителя. Получая заказ, администратор будет вручную вносить его в сервис Robosharing и заказывать робота. Когда услуга станет популярнее, создатели проекта рассчитывают создать приложение на подобие Delivery и автоматизировать процесс оформления заказа. Клиент сможет заказывать через него товары, а потом забирать посылку у робота. Администратору заказа понадобится только загрузить машину.
Покупать роботов компании-отправителю не нужно. Машины принадлежат их создателю — компании Robosharing. Чтобы подключиться к сервису, необходимо подать заявку и указать, в каком городе и районе нужно организовать доставку, какое количество клиентов планируется охватить. Исходя из этого рассчитывается необходимое количество роботов в регионе. В идеале робот должен функционировать 24/7, за исключением перерывов на техобслуживание и замену аккумуляторов.
Машина-робот хорошо ориентируется в пространстве, но все равно не самостоятельна и полностью не заменяет человека, отмечает Даниил Панченко. На сложных участках пути, перекрестках и переходах управление перехватывает человек. Через веб-сервис роботом дистанционно управляет оператор.
— Робот оснащен всеми необходимыми датчиками и замечает все возникающие препятствия, в том числе людей и животных. Но риски все равно остаются, поэтому, чтобы совершать сложные маневры безопасно, управление берет на себя человек. Нанятые нами курьеры-операторы следят за опасными участками пути, находясь за монитором у себя дома или на рабочем месте. Человек вмешивается только тогда, когда видит на камерах большое скопление людей либо перекресток. Один оператор управляет 3-6 роботами. За счет этого и складывается экономия. Корпус робота изготовлен из стеклопластикового материала, применяемого в авиационной промышленности. Его сложно разбить даже кувалдой. За безопасность отвечают и сирены, которые включаются при вскрытии. Груз и робот застрахованы. Вес робота составляет 40 кг.
Курьеров искусственный интеллект без работы не оставит. Одно из несовершенств робота — неумение подниматься по лестнице. Предполагается, что отправители будут делать небольшую скидку тем, кто согласиться забрать заказ у робота на улице.
— На некоторые участки робот попасть не может. Он приспособлен к любым погодным условиям, кроме сугробов выше его роста. Робот заменяет человека там, где это эффективно, — на небольших расстояниях. Привезти товар из одного конца города в другой удобнее на автомобиле. Если клиенту необходимо занести груз на 9-й этаж, то это может сделать только человек. Автоматизируется только половина задач курьеров, поэтому без работы они точно не останутся, — рассказывает разработчик.
Преимущество робота перед человеком в скорости и грузоподъемности. Он может унести до 40 кг груза и развить скорость до 12км/ч. Аккумулятор держится от 4 до 8 часов в зависимости от веса груза, маневренности, сложности задач. Сейчас он может переносить только один заказ. Усовершенствованный робот сможет за один раз доставлять по 4-8 посылок весом до 5 кг. Разработать его планируют к лету.
Робот уникален тем, что может работать на сетях 5G. Через специализированный модем робот связывается с вышками 5G, что обеспечивает высокую скорость соединения, позволяет быстро обмениваться данными и транслировать видео пути робота на компьютер оператора.
— Кафе и рестораны сейчас платят курьерам от 150 до 350 рублей за доставку. Наша цель и возможности позволяют снизить цену на 20-30% в 4G-сетях, и на 50-70% — в 5G. Пока в России не внедрят 5G, будем работать в 4G и LTE. Цена будем варьироваться в пределах 70-130 рублей за доставку, — сообщил Даниил Панченко.
Сейчас в робопарке Robosharing есть три машины. В их производство Даниил Панченко и Андрей Анфиногенов вложили более 800 тысяч рублей, 500 из которых — грант «МТС». Сейчас роботы проходят испытания в 5G «Центре МТС» на ВДНХ. Чтобы обеспечить уверенный старт и экономический успех проекта, нужно сделать около 20 роботов и выполнять в день не меньше 100 доставок. Несколько инвесторов, готовых инвестировать в проект более 5 млн руб., уже найдены. Подписано более 6 договоров о намерениях сотрудничать с Robosharing. Это компании из сферы фудтеха и ретейла. Их названия пока не раскрываются. Старт проекта намечен на вторую половину 2021 года
В России и мире есть всего несколько проектов, которые развивают доставку роботами. В России Даниил Панченко считает своим основным конкурентом «Яндекс.Ровер», который реализует аналогичный проект.
— В 2020 году похожие стартапы активно начали появляться в Китае и Корее. Самый успешный в этой нише бизнес — компания Starship robots. Это стартап, запущенный в 2016 году в Таллине и потом переехавший в Калифорнию. У них неплохой рост. Они создали больше 500 роботов и выполнили более 1 млн доставок за это время, — сообщил Даниил Панченко.
Предпринимательские инициативы по доставке грузов роботами в России и мире находятся на зачаточном этапе. Один из ярких примеров — проект «Яндекс.Ровер». В конце 2019-го — начале 2020 г. роботы-доставщики «Яндекса» заработали в «Сколково», «Иннополисе» и в кампусе компании в Москве, но пока только в тестовом режиме.