Лизинг сокращается
Несмотря на некоторое повышение спроса на финансовую аренду сельхозтехники и автотранспорта, в целом, по данным лизингодателей, ростовский рынок сокращается.
Лизингодатели снижают ставки и увеличивают сроки сделок, сосредоточившись не на увеличении объемов бизнеса, а на оценке кредитоспособности клиентов. Динамику ростовского рынка лизинга в I полугодии 2013 года собеседники N характеризуют как негативную. Снижение активности стало ощущаться в мае-июне 2013 г. во всех сегментах, кроме авто- и сельскохозяйственного лизинга. — Относительно живой сектор — сельское хозяйство, для которого характерно отставание от общеэкономической инвестиционной фазы, — рассказал генеральный директор «МСБ-Лизинга» Роман Трубачев. — Остальные направления экономики близки к насыщению, и здесь идет процесс замещения основных фондов, но никак не расширение. Доля оборудования в общем портфеле снижается, так как реальные производства либо не развиваются, либо вкладывают собственные средства в основные фонды. Увеличение спроса отмечается со стороны производителей зерна, подсолнечника, кукурузы и других классических культур. В основном приобретаются тракторы, навесное оборудование и комбайны.
Львиная доля инвестиций в строительство дорожной инфраструктуры (трассы М-4, М-29) и, соответственно, прибыли от лизинга спецтехники, приобретаемой дорожно-строительными компаниями, приходится на Краснодарский край.
Традиционно лучше остальных сегментов выглядит лизинг автотранспорта.
— В сегменте легковых и коммерческих малотоннажных автомобилей продолжается рост бизнеса у большинства игроков рынка, — отмечает директор Южного филиала Росбанка Евдокия Малогловец. — Основной потенциал для роста рынка мы видим в индивидуальных предпринимателях, как правило, приобретающих транспорт с помощью автокредитов. Проводились коммуникационные кампании для разъяснения преимуществ лизинга перед кредитами, и в конечном итоге удалось отнять у кредитного рынка значительную долю.
В сегменте лизинга строительной и специальной техники, по словам Евдокии Малогловец, активизировались кэптивные лизинговые компании, финансирующие технику отдельных производителей.
Отрицательную тенденцию лизинга железнодорожных вагонов и грузовой техники участники рынка напрямую связывают с сокращением объема инвестиций в основные средства.
— Спрос на железнодорожную технику упал, скорее всего, из-за насыщения рынка, — считает Евдокия Малогловец. — В последние годы наблюдался настоящий бум модернизации подвижного состава, приводивший к множеству крупных сделок по приобретению вагонов тысячными партиями. Бурного роста грузоперевозок в условиях экономической рецессии мы не прогнозируем.
Обособленное подразделение «Росбанк-Лизинг» было открыто в Ростове 2 сентября нынешнего года. Однако, по словам руководителя регионального директора «МСБ-Лизинга», сегодня появление новых крупных игроков мало влияет на состояние рынка.
— В настоящее время региональный рынок лизинга и так предельно конкурентный, — говорит Роман Трубачев. — При этом проблем в привлечении финансирования для потребителей лизинга нет никаких. Появление новых представительств компаний в текущей экономической ситуации, на мой взгляд, малоэффективно и вряд ли приведет к обострению конкуренции.
Базовые требования к лизингополучателям в сравнении с осенью прошлого года, по словам собеседников N, остались прежними, однако повышена планка по кредитоспособности клиентов: сегодня для лизингодателей важнее контроль за рисками, нежели объем бизнеса. Смягчились требования к клиентам по сроку существования компании, обороту. По скоринговому алгоритму оценки в течение нескольких рабочих дней крупные лизингодатели финансируют сделки на сумму до 10 миллионов рублей. Среднестатистический срок лизинговых сделок за последнее время не менялся. Для малого бизнеса он составляет 2–3 года, для крупного — 4–5 лет, в отдельных случаях для особо крупных сделок возможно увеличение сроков до 7 лет (см. также таблицу).
Решающим фактором в борьбе за кредитоспособного клиента остается стоимость лизинговых услуг. Ставки в лизинге снижаются вслед за ставками по банковским кредитам. Очередное снижение отмечено в начале октября.
— Стоимость лизинга снижается в связи со снижением инфляционных ожиданий и общеэкономической стагнацией, — пояснил Роман Трубачев. — В настоящий момент мы готовы предложить удорожание по розничным договорам лизинга от 6,5% в год сроком до 5 лет и объемом до 20 млн рублей. При объемах финансирования от 20 млн рублей в рамках корпоративного лизинга ставки могут быть еще ниже.
Некоторое оживление на рынке прогнозируется к концу года, поскольку сентябрь — декабрь считается сезоном традиционно высокого спроса на лизинговое финансирование. Тем не менее в «МСБ-Лизинге» по итогам года в сравнении с предыдущим ожидают снижения на 15–25 процентов.