Рынок факторинга растет за счет информирования клиентов
Рынок факторинга юга России динамично растет: за первый квартал нынешнего года относительно аналогичного периода прошлого года портфели ведущих игроков рынка выросли в несколько раз. Собеседники N рассчитывают на сохранение тенденции до конца года.
По оценкам участников рынка факторинга, спрос на их услуги со стороны компаний ЮФО растет уже достаточно давно. — Отчетливо выраженный интерес к факторингу стал проявляться со второй половины 2011 года, — говорит директор регионального управления департамента факторинга банка «Петрокоммерц» Игорь Трещук. — В 2012 году эта тенденция сохранилась.
— До сих пор основными сдерживающими факторами были недостаток информации о продукте и сложившиеся стереотипы, — добавляет руководитель по развитию факторинга ОО «Ростовский» Южного филиала «Промсвязьбанка» Ирина Орленко.
Относительно показателей I квартала прошлого года факторинговый портфель банка «Петрокоммерц» в Ростовской области в I квартале нынешнего года вырос в 5,6 раза, с 951 млн до 5,3 млрд рублей. За этот же период портфель «ВТБ Факторинга» по Краснодарскому краю и Ростовской области (обе территории ведет представительство в Краснодаре) в совокупности потяжелел более чем в 2 раза, с 640 млн до 1,32 млрд рублей.
За прошлый год, по подсчетам рейтингового агентства «Эксперт РА», объем рынка факторинга ЮФО составил 22 млрд рублей, при этом оборот по всему рынку РФ составил 880 млрд рублей. На Москву и Санкт-Петербург пришлось более 70% оборота.
— Уже сейчас у нашего представительства оборот по факторингу составляет около трети от совокупного оборота за весь 2011 год, а во втором полугодии мы ожидаем его дальнейшего роста еще примерно на 60–70%, который будет обусловлен сезонным фактором увеличения факторинговых операций, традиционно приходящимся на вторую половину года, — рассказала управляющая представительством компании «ВТБ Факторинг» в Краснодаре Людмила Королева.
Стоимость факторинга, которая складывается из стоимости финансирования и стоимости администрирования дебиторской задолженности, в целом сопоставима со ставками по кредиту и на сегодняшний день колеблется в диапазоне от 10% до 17% годовых. Стоимость дополнительных услуг при этом в зависимости от риска и сложности сделки составляет в среднем 4,5–7%. Однако собеседники N отмечают, что сама по себе стоимость факторинга, выраженная в процентах годовых, малоинформативна, поскольку факторинг — это комплекс услуг.
— Не все факторинговые продукты содержат в себе стоимость, выраженную в процентах годовых, т. к. не подразумевают предоставление клиентам денежных средств на определенное время, — поясняет директор департамента факторинговых операций НОМОС-БАНКа Сергей Кушпелев. — Например, в нашем продукте «Факторинг-гарант» деньги просто перечисляются клиенту, и это уже его средства. Он не должен вернуть их банку. Соответственно, нет крайнего срока возврата, а значит и нет процентов годовых.
Кроме того, стоимость факторинга будет зависеть от того, кто именно будет контролировать погашение дебиторской задолженности — фактор, предоставляющий финансирование под право требования этой задолженности, или его клиент. От этого зависит, будет ли фигурировать в договоре такая комиссия, как «стоимость администрирования дебиторской задолженности». Чаще всего, по словам Сергея Кушпелева, реальную работу с дебиторкой осуществляет все-таки клиент, а не фактор, в связи с чем НОМОС-БАНК от этой комиссии отказался. Игорь Трещук отмечает, что для клиента фактора особенно важно, происходит ли повышение тарифов при нарушении дебитором срока оплаты поставленного товара.
Специфика факторинга в отличие от кредитования состоит в том, что при факторинге оценивается не только клиент, но и его дебиторы, их платежеспособность и финансовая устойчивость. Собеседники N отмечают, что надежность дебиторов на юге России растет. При этом в последнее время инициатором заключения факторинговых сделок нередко становится именно третья сторона — дебитор.
— Если говорить о реверсивном факторинге (см. справку. — N), то инициатором его может выступать сам дебитор, наш контрагент, — объясняет Людмила Королева. — Как правило, это компания с высоким уровнем платежеспособности, которая посредством факторинга хочет получить или увеличить отсрочку платежа у своих ключевых поставщиков. В этом случае она рекомендует нас своим поставщикам, а те самостоятельно обращаются к нам с предложением о сотрудничестве.
Размер дебиторских портфелей, которые могут быть интересны крупным факторам, как правило, составляет несколько десятков миллионов рублей. В «Петрокоммерце», к примеру, называют диапазон 50–100 млн рублей. Однако с усилением конкуренции на рынке многие факторы стали снижать лимит факторинговых проектов, все более ориентируясь на средний и малый бизнес. В том же «Петрокоммерце» сообщают, что готовы рассматривать и возможность финансирования клиента по факторингу «со стартовым лимитом от 5 млн рублей» (подробнее о том, каким компаниям интересен факторинг и как его можно соотносить с кредитованием, см. на с. 9).
Одни опрошенные участники рынка говорят, что для продвижения услуг устраивают информационные круглые столы о своих продуктах, другие — что планируют начать это делать в ближайшее время.
По итогам нынешнего года участники рынка ожидают прирост рынка на 50–60%. Потенциал роста отмечается в сфере производственных предприятий и предприятий оптовой торговли.