«Микрозаймы — сегмент финансового рынка, который растет на 30–40 процентов в год»
По наблюдениям вице-президента Национального партнерства участников микрофинансового рынка Юрия Волохонского, микрофинансирование в Ростовской области развивается не менее динамично, чем в целом по стране, прирастая год к году как минимум на треть.
Юрий Волохонский, председатель совета Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов и вице-президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка, отмечает, что в Ростовской области хорошо представлены крупнейшие сетевые федеральные проекты в сфере микрокредитования, но есть и возможности для роста местных МФО: одна из компаний вошла в федеральный топ-10. На фоне усиления контроля за микрофинансированием со стороны Банка России г-н Волохонский прогнозирует уменьшение количества серых игроков и рост числа МФО, предлагающих займы малому и микробизнесу. N: — Что сегодня представляет собой региональный рынок МФО?
Ю.В.: — К сожалению, статистики как таковой по региону нет: МФО напрямую сдают отчетность в Центробанк, который не размещает ее в открытом доступе, публикуя и обновляя лишь соответствующий реестр. В целом, опираясь на публичные данные, можно сказать, что в ЮФО работает 371 микрофинансовая организация, в том числе 97 — в Ростовской области. Количество МФО в регионе сопоставимо с Краснодарским краем, это два лидера на юге. 14 из этих 97 — некоммерческие, созданные благодаря бюджетам различных уровней.
В Ростовской области хорошо представлены сетевые федеральные проекты, которые входят в топ-50 крупнейших в стране: «Домашние деньги», «МИГ кредит», «Быстроденьги» и другие.
Сегодня микрозаймы — единственный сегмент финансового рынка, который бурно растет — в среднем на 30–40% по стране, и, я думаю, региональная ситуация соответствует федеральным тенденциям.
N: — Есть ли сильные местные игроки? Кого из них вы могли бы выделить и почему?
Ю.В.: — В первую очередь, это группа компаний «Деньги сразу». По итогам 6 месяцев 2014 года они стали самой быстрорастущей компанией российского топ-10 микрофинансовых организаций: показали рост на уровне 33%. К середине года портфель их займов превысил 1 млрд 300 млн руб. Это офлайновая компания, выдающая займы в собственных точках продаж — их около 400, причем не только в Ростовской области и других регионах на юге, но также в ЦФО, Новосибирске, Перми, Татарстане — география весьма обширная. Их преимущество — в комплексном подходе. В частности, у компании есть свое коллекторское подразделение, сформирована база данных проблемных заемщиков.
«Деньги сразу» — одна из двух региональных организаций, которые благодаря масштабам и темпам развития попали под прямой контроль Управления микрофинансирования и финансовой доступности при Банке России. Оно напрямую контролирует 14 наиболее крупных игроков в стране. В их числе — 2 организации из Ростова. Это показатель того, что местный рынок МФО развивается. Вторая организация — НП «РРАПП», Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства. Их капитализация — примерно 750 млн руб. Агентство получает средства из федерального и регионального бюджетов. Для некоммерческих МФО действует ограничение по ставкам займов для субъектов малого предпринимательства — не более 10% годовых.
N: — Как вы оцениваете перспективы микрофинансирования в сфере кредитования малого бизнеса? Насколько это направление развито в регионе?
Ю.В.: — Подобные проекты появляются все чаще: направление перспективно, а ниша пока не занята. Я, например, слышал о проекте «ГРИН КА», созданном сравнительно недавно группой бывших ростовских банкиров. В основе работы — принцип группового финансирования, предложенный бангладешским банкиром Мухаммадом Юнусом, впоследствии получившим за него Нобелевскую премию. Чтобы стать микрозаемщиком, необходимо войти в состав группы единомышленников, где каждый участник выступает поручителем другого.
В Ростове также работает структурное подразделение самой крупной из российских коммерческих МФО, специализирующихся на займах бизнесу, — «Финотдел». Эта организация входит в ADELA FINANCIAL RETAIL
GROUP, один из известных проектов которой — МФО «Домашние деньги». Тенденция к переходу коммерческих МФО в сектор микрокредитования малого бизнеса, безусловно, будет усиливаться. Это связано с началом действия закона «О потребительском кредите (займе)». Чтобы не попадать под его действие, выдающие микрозаймы компании могут обратиться к малому бизнесу. ЦБ в последнее время усиливает регулирование микрофинансового рынка.
В отличие от займов физическим лицам суммы, выдаваемые микробизнесу, больше, а сроки — длиннее. По закону «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» верхняя планка микрозайма — 1 млн руб. Максимальный срок — год, это ограничение зафиксировано в нормативных документах Минэкономразвития для некоммерческих МФО. Конечно, бизнес заинтересован в удлинении срока. Пока же 92% выдаваемых МФО займов малым и микропредприятиям идут на пополнение оборотных средств. Ставки для предпринимателей — в среднем 25–27%.
N: — Как повлияли на рынок микрофинансирования законодательные изменения?
Ю.В.: — 1 июля минувшего года начал действовать закон «О потребительском кредите (займе)», а 14 ноября ЦБ в первый раз опубликовал среднерыночные и предельные значения полной стоимости кредитов (займов). В целом, если говорить о МФО, я считаю их приемлемыми. Верхняя планка для займа — то, что волновало ориентированных на payday loan (т. н. заем до зарплаты, далее — PDL. — N), — 914% годовых. При этом в конце года Банк России перенес начало действия ограничений по ставкам МФО на 1 июля 2015 года — в связи с кризисной ситуацией на финансовых рынках.
Кроме того, МФО обязали резервировать средства под проблемные займы. На это им дается 3 года. Цель ЦБ — добиться того, чтобы с рынка ушли серые игроки, а активы оставшихся увеличились. По оценкам регулятора, доля серых игроков — около 40%, к 2017 году ее предполагается снизить до 5–10%. Намереваясь сделать рынок МФО прозрачным и понятным, Банк России начинает вводить отчетность, которая ощутимо влияет на операционные издержки компаний. Например, сейчас он вводит электронную отчетность. Из 4400 организаций зарегистрировали личные кабинеты только 3000, сдали отчеты примерно 2000. Уже в следующем отчетном периоде — по итогам квартала — будут применяться наказания, в том числе штрафы, размер которых начинается с 500 тыс. руб. В дальнейшем игроков будут исключать из реестра.
1 сентября также появилась обновленная формула расчета полной стоимости займа (ПСЗ) — это инструмент, давно используемый в банкинге. В формулу включены все издержки, включая страховые. Один из плюсов нового закона «О потребительском кредите (займе)» в том, что теперь МФО и кредитные кооперативы сдают данные о заемщиках, включая недобросовестных, в Бюро кредитных историй (БКИ). Заемщики становятся более прозрачными для рынка — упрощается оценка, снижаются издержки, и, по идее, должны уменьшаться и процентные ставки. Инициатором создания специализированного БКИ для микрофинансового рынка выступила упомянутая группа компаний «Деньги сразу». В бюро уже содержатся более 500 тыс. кредитных историй заемщиков микрофинансовых организаций.
N: — Каких еще нововведений ждет рынок?
Ю.В.: — Весной должен быть принят закон «О саморегулировании в микрофинансовой сфере». Он затронет около 14 финансовых институтов, включая МФО: определит саморегулируемые организации и обяжет МФО стать их членами. Сейчас таких организаций 3, членство носит добровольный характер. При этом закон предполагает, что СРО должна объединять не менее 34% участников рынка, то есть больше 2 СРО в реестре Банка России не может быть физически.
N: — Могут ли МФО составить конкуренцию банкам?
Ю.В.: — Если взять все российские МФО, то, по данным ЦБ, к октябрю было выдано 50 млрд руб. Из них непосредственно малому бизнесу — 40%. А банковские займы малому бизнесу составили 5,2 трлн руб. О какой конкуренции можно говорить?
В то же время, по данным ФАС, уже около 50 банков имеют аффилированные МФО. Например, «Хоум Кредит», «Открытие» и пр. Это происходит из-за ужесточения регулирования со стороны ЦБ, в первую очередь — в отношении необеспеченных банковских потребительских кредитов. На рынке МФО регулирование пока не такое жесткое, а резервы, которые, как сейчас предполагается, будут образовывать МФО по проблемным долгам, в 2 раза меньше, чем на банковском рынке. Все это подталкивает коммерческие банки иметь аффилированные микрофинансовые организации.
В сложившейся экономической ситуации МФО выигрывают от того, что получают клиентов, которым отказывают банки: по причине непрозрачности доходов, несоответствующего обеспечения и т. д. Статистика показывает, что 68% российских семей не имеют никаких долгов. Но есть и другая — самая бедная и в то же время самая закредитованная — часть населения, она же самая высокомаржинальная для банков и МФО. У 3% домохозяйств сумма долговой нагрузки превышает их месячные доходы в 10 раз. Естественно, что эти деньги они никогда не отдадут. Здесь концентрируются системные риски, и это становится проблемой, в том числе для МФО, работающих в сегменте PDL.
С другой стороны, появляется все больше физлиц, для которых МФО — последняя возможность получить деньги. Если они испортят кредитную историю и здесь, больше обратиться будет некуда. В целом представители МФО говорят, что сейчас примерно 25% их клиентов и клиентов банков пересекаются.
N: — Существует ли конкуренция со стороны кредитных кооперативов?
Ю.В.: — Бизнес-модели кредитных кооперативов и МФО в корне отличаются. Основной принцип кооперации — знание своего пайщика. Именно это помогает принимать верные решения. Здесь нет стремления конкурировать с МФО в скорости предоставления займа. Кредитные кооперативы больше нацелены на свой региональный рынок, на конкретную местность. Они хорошо ориентируются в своей среде и работают с заемщиками, которых знают. Это в равной степени относится и к сельским кредитным кооперативам, и к городским.
N: — Располагаете ли вы данными о портфеле микрозаймов, выданных в Ростовской области с начала года, и информацией о просроченной задолженности?
Ю.В.: — К сожалению, данные в региональном разрезе ЦБ пока не показывает. Если говорить о просроченной задолженности по микрозаймам в целом по стране, то речь идет примерно о 30%. В большей степени проблемы возникают у игроков в сегменте PDL. И это отметка, близкая к критической. Просроченная задолженность на уровне 40% может означать схлопывание бизнеса организации. У коммерческих МФО, кредитующих малый бизнес, показатель ниже — где-то 20%.
N: — Каковы функции и полномочия Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР), вице-президентом которого вы являетесь?
Ю.В.: — НАУМИР создано в 2006 году, сейчас в нем около 10 членов, включая Ассоциацию российских банков, Лигу кредитных союзов, СРО в сфере кредитной кооперации и др. Официальная миссия — улучшение доступа населения к финансовым услугам. НАУМИР разрабатывает концепции развития и улучшения этого доступа. Ключевая компетенция — деятельность в области законодательства. НАУМИР — участник многих рабочих групп, экспертных советов при Госдуме и Банке России. Такой хороший профессиональный лоббист. В составе объединений-членов в НАУМИР уже входят опосредованно примерно 1000 участников микрофинансового рынка.