Лидеры рынка предложили кредиты начинающим предпринимателям
Число банковских продуктов для малого бизнеса растет. 2011 год войдет в новейшую историю развития банковского дела благодаря появлению банковских программ, значительно облегчающих получение кредитов начинающими предпринимателями. На рынок их вывели лидеры рынка Юго-Западный банк Сбербанка (ЮЗБ) и «Центр-инвест». Оба сопровождают программы семинарами для клиентов. Пример становится заразительным.
— В прошлом году я искал кредит на строительство небольшого производственного помещения, — рассказывает частный предприниматель Николай. — Готовые объекты стоили запредельно дорого. Я рассчитал, что самому строить дешевле. У меня есть ООО, но я посчитал, что новый цех мне лучше оформлять на ИП. Зарегистрировал его. Но оказалось, что никто не дает кредит новичкам. Нужно проработать как минимум полгода. А тут как раз увидел в «Городе N» рекламу «Центр-инвеста», который предлагал кредиты для начинающих Start up. От меня потребовались бизнес-план, залог и два поручителя. Я заложил квартиру. Через три недели банк открыл мне кредитную линию на 3 миллиона рублей. Больше всего времени заняла регистрация ипотеки в юстиции. Кредит обходится мне в 14% годовых, кроме того, я заплатил 1,5% за открытие ссудного счета. Линия удобна тем, что я беру деньги по частям, когда они нужны.
Как уже писал N, программа «Центр-инвеста» Start up появилась летом прошлого года. Банк описывал ее как комплексную помощь в открытии, организации и финансировании новых бизнес-проектов на срок до 3 лет с отсрочкой платежа на 6 месяцев, сопровождаемую льготным расчетным обслуживанием и бесплатными консультациями.
К началу 2012 года стартаповскими кредитами, по данным «Центр-инвеста», воспользовалось 58 начинающих предпринимателей. Они получили финансирование на общую сумму 60,6 млн рублей. В 2011 году специалисты банка провели 30 семинаров, которые посетили более 280 человек, проявивших интерес к новому продукту.
Вообще, конечно, эта программа не Start up в его классическом понимании, то есть не финансирование голой идеи, чем банки, как правило, не занимаются. Для этого есть венчурные компании или так называемые бизнес-ангелы. Из более или менее известных в России организаций, которые занимаются подобным финансированием, можно назвать госкорпорацию «Роснано» и проект «Сколково».
В отличие от венчурных компаний «Центр-инвест» требует залог недвижимости и поручительства. Однако его программа — это серьезный шаг в повышении доступности кредитов для малого бизнеса. Неудивительно, что впервые она появилась именно у этого банка, так как с момента рождения он позиционировал себя как банк для регионального бизнеса. Эта стратегия позволяет «Центр-инвесту» прочно удерживать второе место после Сбербанка по масштабам бизнеса на местном рынке (см. рейтинги). Его прибыль за прошлый год составила 1,025 миллиарда рублей (83% прибыли всех местных банков).
Интересно, что ответ Юго-Западного банка Сбербанка, главного конкурента «Центр-инвеста», не заставил себя долго ждать. В конце 2011 года он предложил начинающим беззалоговые кредиты для приобретения франшизы у 10 одобренных франчайзеров в рамках программы «Бизнес-старт». В качестве обеспечения требуется поручительство. Программа по многим параметрам перекликается с центр-инвестовской: таков же максимальный объем кредита — 3 млн рублей, так же предоставляется полугодовая отсрочка погашения кредита. А вот стоимость кредитов чуть выше: при сроке до 2 лет — 17,5%, до 3,5 года — 18,5%. Не менее 30% от стоимости проекта предприниматель должен профинансировать за счет собственных средств.
Для продвижения продукта ЮЗБ провел 28 февраля семинар, который, по его данным, посетило более 300 человек. В ходе семинара состоялась презентация франшиз. Пресс-центр банка сообщил N, что ЮЗБ первым в России одобрил кредит по данному продукту. Это был кредит на приобретение франшизы Subway.
Конкуренция за малый бизнес ужесточается. Помимо этих программ оба лидера расширили уже довольно внушительную линейку кредитов для малого бизнеса за счет беззалоговых кредитов под поручительство собственника бизнеса. У Сбербанка это кредиты до 3 млн руб. на срок до 3 лет под 19–19,5%, а у «Центр-инвеста» — кредит до 0,5 млн руб. на год под 16%. Руководитель ростовского филиала Промсвязьбанка Александр Калтырин отмечает, что беззалоговые кредиты стали одним из самых востребованных продуктов банка для клиентов малого и среднего бизнеса (МСБ) в 2011 году. По его словам, их доля в общем объеме кредитов, выданных МСБ, составила 23,2%.
— В этом году мы намерены расширять проект Start up совместно с Международным форумом бизнес-лидеров (IFBL), правительством Ростовской области, объединениями предпринимателей и вузами, — говорит председатель совета директоров «Центр-инвеста» Василий Высоков. — В дополнение к кредитованию и консультациям начинающих бизнесменов предлагается привлекать более опытных коллег в качестве наставников.
Не менее решительно в отношении малого бизнеса настроены и в ЮЗБ. В банке, по данным его пресс-центра, планируют добиться наибольших темпов прироста кредитного портфеля как раз в этом сегменте.
Пример лидеров заражает и других участников рынка. Дни малого бизнеса и семинары для фермеров активно проводил в минувшем году ростовский филиал Россельхозбанка. Кредиты начинающим выдают в Донкомбанке.
— В последнее время несколько успешных предпринимателей получили у нас путевку в жизнь, — рассказывает зампредправления Донкомбанка Алла Мудульян. — Новые начинания — это всегда огромный риск при запуске. Открытие бизнеса по франшизе позволяет этот риск снизить за счет использования успешных бизнес-технологий, бренда, налаженных систем снабжения, несения минимальных затрат на рекламу и маркетинг. Тем более что на рынке уже довольно много франшиз в разных сферах бизнеса. Как раз сейчас мы занимаемся разработкой кредитного продукта данного направления.