Креативный кластер «ДОН»
Федеральный закон от 8.08.2024 № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» всколыхнул творческий потенциал и традиции тихого Дона. Банк «Центр-инвест» принял участие в целом ряде мероприятий, посвященных креативным индустриям, и представил свои позицию, методологию и опыт работы по поддержке креативного развития Ростовской области.
Позиция банка отражена в монографии председателя Совета директоров банка д. э. н., профессора Василия Высокова «Дон креативный». При поддержке и участии банка Ростовстат подготовил первый в стране статистический сборник «Креативные индустрии Дона». Совместно с общественными объединениями СРРО, ТПП РО, профсоюзов, муниципальными образованиями проведено анкетирование предприятий региона о роли креативных инструментов в работе (см. диаграмму). Председатель Совета директоров банка д. э. н., профессор Василий Высоков принял участие в конференции минэкономразвития области, фестивале искусств «Чистое поле», провел цикл лекций «Дон креативный» для студентов ведущих вузов Ростовской области. Прошедшие встречи и мероприятия укрепили справедливость и обоснованность принятой позиции.
Позиция банка. Каждый житель Дона креативен, и это особая креативность:
• жизнь казаков на Дону в условиях недружественного окружения сформировала особый творческий (креативный) менталитет, который позволяет быть в тренде, в авангарде и в полной боевой готовности к любым вызовам, на любых рынках;
• жизнь на перекрестке торговых путей и движения народов обогатила креатив переплетением разных культур и народов.
Эти преимущества и традиции должны стать основой стратегии развития креативных индустрий донского края. Стратегия должна разрабатываться с участием всех заинтересованных сторон и включать в себя не только цифры, но и изменение дизайна правил экономического поведения в целях повышения глобальной конкурентоспособности креативного самосознания жителей и бизнеса Ростовской области.
Каждая деятельность в производственной и социальной сферах на донской земле носит креативный (творческий) характер, и для успешного социального и экономического развития Ростовской области требует использование потенциала креативного кластера «ДОН».
Креативные рынки имеют неэластичные спрос и предложение, баланса на которых можно достичь не поддержкой отдельных участников, а массовыми фестивалями, конкурсами, хакатонами, выставками, экскурсиями. Без этой работы нарушение баланса приводит к оттоку населения или оттоку талантов. Неэластичность делит рынок на: высокое, камерное, массовое и самодеятельное творчество с самостоятельными бизнес-процессами. Самонадеянность — сегмент рынка, который нуждается в проводниках для выхода на траекторию креативного развития.
Креативные индустрии — не только компонента ВРП, не только среда и атмосфера, а стартер для эффективного роста на основе творчества в образовании, науке, ИТ, инновациях, производстве, потреблении и формировании новых импульсов повышения конкурентоспособности.
Креативная среда на Дону сегодня в целом задает траекторию «хождения по кругу»: не очень эффективное производство позволяет получать не самые высокие доходы, которые население направляет на первоочередные нужды и по остаточному принципу — на посещение театров, музеев, путешествия, развитие науки. Для выхода на траекторию восхождения по спирали необходимо использовать:
• креативный потенциал донского предпринимательства, доля которого в доходах населения в 2,4 раза превышает предпринимательскую долю в доходах жителей столицы;
• стремление к знаниям жителей Дона, которые в 1,4 раза чаще москвичей посещают библиотеки;
• грамотное применение интернета населением;
• создание на Дону условий для молодых ученых для фундаментальных и прикладных исследований, закрепление результатов научно-исследовательских работ в патентах и авторских свидетельствах;
• продолжение активной инновационной деятельности (уровень инновационной активности на Дону в 2,3 раза выше, чем в столице) за счет модернизации производства и взаимодействия с поставщиками оборудования.
Воспитание талантов. Талант умеет и не боится: увидеть неочевидное, сделать невероятное, добиться невозможного... вместе с другими талантами. Анализ анкетирования клиентов банка показал, что формула успеха креативных инноваций во всех видах деятельности донской экономики, как в казачьей лаве, достигается при единстве факторов: Лидер, Команда, Опыт, Знания, Кругозор, Идеи, Коммуникации, готовность к Экспериментам и Рискам.
Малый бизнес — это отличная площадка для генерации и реализации креативных идей, позволяет банкам и другим инвесторам диверсифицировать риски, управлять портфелем однородных ссуд, является значимым сегментом рынка, устойчивым к стрессам и «черным лебедям» («сильней упал — быстрей отжался») и готовым к постоянным инновациям. Креативное развитие требует внимания к новым формам социального, инновационного, женского, молодежного, семейного предпринимательства, в том числе в сфере культуры, искусства, науки.
Финансовая грамотность. Особенности креативных рынков, индустрий, среды и траекторий развития требуют создания и грамотного применения новых финансовых инструментов, новых цифровых технологий с учетом рисков, хайпа и фейков. Креативная ответственность должна опираться на старый принцип казаков: «Дал поручение — научи, проконтролируй, сделай сам и не забудь сказать спасибо за оказанное доверие».
Креативный опыт банка. Жители, представители бизнеса и власти на Дону называют банк «Центр-инвест» креативным за непрерывное внедрение новых технологий, сервисов и продуктов банковского обслуживания. Банк активно развивает и поддерживает проекты по креативному развитию донского края. В их число входят Центры финансовой грамотности, фиджитал-игры, собственная программа льготной ипотеки для ИТ-специалистов, льготные кредиты для стартапов, женского, семейного и социального предпринимательства, посещение музеев школьниками, ежегодное проведение студенческого конкурса «Умная стипендия», ИТ-хакатонов совместно с ведущими вузами региона.
Креативный кластер «ДОН». Статистические данные на основе инструкций Росстата и анкетирование донских предприятий позволили составить портрет креативного кластера (см. диаграмму).
Во-первых, доля креативных инструментов, используемых бизнесом в своей повседневной работе, составляет более 10%. Каждое донское предприятие использует не менее двух креативных инструментов, а поскольку материальное производство создает 2/3 ВРП Ростовской области, то креатива в производственной деятельности больше, чем в нематериальных секторах.
Во-вторых, в производственной деятельности донских предприятий уже сегодня существенную роль играют современные дизайнерские решения, программное обеспечение, реклама, зрелищная индустрия, издательская деятельность и используются все инструменты других креативных индустрий.
Управление кластером «ДОН». О кластерах много говорят, но редко ими управляют. Управление кластером требует создания структуры и экономических механизмов (правил поведения). Цифровизация управления кластером позволит: комплексно решать проблемы путем взаимодействия креативных субъектов, пространств и мероприятий, автоматизировать рутину, ускорит трансформацию хайпа, фейков, лозунгов, призывов и слоганов в алгоритмы, процедуры и программы действий. Дизайн креативной экономики должен обеспечивать согласованное изменение правил экономического поведения населения, бизнеса и власти.
Круг креативных индустрий не может замыкаться в узком кругу приоритетов, а должен охватывать все сферы жизни и непрерывно расширяться. Креативные рынки надо поддерживать не точечно, а массово на основе публичных конкурсов. Нужно создавать рынки интеллектуальной собственности и креативных решений. Креативная среда должна усиливать импульс креативных решений во всех сферах регионального воспроизводства и формировать конкурентоспособное креативное самосознание населения, бизнеса и власти.
Принцип ведущего звена и комплексное развитие кластера. Ведущее звено должно помочь вытащить всю цепь, но при этом задает движение по траектории «хвост вылезет, нос увязнет…». Комплексный подход обеспечивает сбалансированный рост.
Выделение приоритетных отраслей позволяет раздать гранты и оказать поддержку узкому кругу. Проведение публичных конкурсов снижает коррупционные риски поддержки творчества и тиражирует лучший опыт как в отдельных секторах, так и в рамках всего креативного кластера «ДОН».
ПАО КБ «Центр-инвест»
Реклама
Erid: 2VSb5y8QwFv