«Наша экосистема — прямой доступ на рынок»
Летом 2020 года Россельхозбанк запустил экосистему сервисов для агропромышленного сектора «Свое Фермерство». Она объединяет личные подсобные хозяйства, фермеров, производителей оборудования для АПК и т. д. Также экосистема позволяет сельхозпроизводителям продавать свои товары напрямую как бизнесу, так и розничным покупателям, подчеркивает директор Ростовского регионального филиала РСХБ Лариса Туишева.
— Насколько в принципе востребованы цифровые решения в АПК, учитывая, что сельское хозяйство традиционно считается достаточно консервативной отраслью?
— С точки зрения внедрения цифровых решений у сельского хозяйства колоссальный потенциал. Министерство сельского хозяйства оценило объем российского рынка IT-решений для АПК в 360 млрд рублей за 2019 год и спрогнозировало его рост в пять раз к 2026 году. Спрос на цифровизацию в этом сегменте растет, и это вполне логично. IT-системы позволяют сделать сельское хозяйство более эффективным и предсказуемым. Раньше потенциальные инвесторы опасались природных рисков и непредсказуемости АПК. Автоматизированные системы управления позволили прогнозировать угрозы и принимать меры для их предотвращения, просчитывать объемы будущего урожая, себестоимость производства, прибыль и другие показатели. Во многом благодаря этому сейчас сельское хозяйство — одна из самых динамично растущих отраслей экономики России. Поэтому можно сказать, что IT в АПК очень востребованы.
Отдельно отмечу, что тезис о консервативности сельского хозяйства довольно спорный. Не стоит забывать, что у фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств есть дети и внуки, для которых цифровые продукты — естественная часть жизни.
— Когда мы говорим об инвесторах и масштабных проектах цифровизации, речь идет в первую очередь об агрохолдингах, а ваша система ориентирована на фермеров. Почему?
— Во-первых, вклад фермеров в производство сельскохозяйственной продукции растет. По итогам прошлого года их доля рынка достигла 14%. Во-вторых, холдинги, как правило, создают собственные IT-подразделения и выделяют на цифровизацию немалые ресурсы. Фермеру приходится справляться своими силами и средствами.
Россельхозбанк кредитует около 70% малых предприятий российского АПК. Мы поддерживаем фермеров уже около 20 лет и накопили огромную экспертизу в этой области. Внедрение IT-решений, даже готовых, дается фермерским хозяйствам нелегко. У них множество других текущих задач. Цель создания экосистемы «Свое Фермерство» — помочь фермерам автоматизировать работу на базе современных сервисов самых разнообразных разработчиков.
— Какие задачи платформа помогает решать своим пользователям?
— Первое — это онлайн-доступ к необходимым аграрному сектору услугам через входящий в состав экосистемы маркетплейс. Сотни российских производителей предлагают в экосистеме тысячи товаров для АПК. Это семена, удобрения, средства защиты растений, сельскохозяйственная техника и т. д.
Также в маркетплейсе представлены десятки онлайн-сервисов для аграрного бизнеса. Это, например, система поиска и подбора персонала — агрегатор резюме и вакансий в АПК с функцией приглашения на работу студентов аграрных вузов. Сейчас на платформе опубликовано более 6 тыс. вакансий, мы работаем над наполнением банка резюме.
Сервис интеллектуального подбора семян помогает подбирать посевной материал с учетом множества параметров, включая регион возделывания, конкретную культуру и т. д., благодаря чему повышается урожайность.
Кроме того, на базе платформы «Свое Фермерство» работает первый в России сервис круглосуточной дистанционной ветеринарной помощи.
Второе — финансовые услуги Россельхозбанка. Через платформу фермер может, в частности, подать заявку на получение льготного кредитования. Работа с клиентами через дистанционные каналы банковского обслуживания упрощает аграриям получение заемных средств и делает банковское финансирование доступнее для отрасли в целом.
— Еще один очень важный вопрос — доступ сельхозпроизводителей на рынки сбыта. В состав экосистемы входит платформа «Свое Родное», которая позиционируется как интернет-магазин натуральных фермерских продуктов. Какова цель ее запуска?
— Сейчас у фермеров и личных подсобных хозяйств два основных варианта наладить продажи своей продукции: сдавать ее оптом посредникам или торговать самостоятельно — на рынках или на ярмарках. В первом случае прибыль будет очень невысокой, а во втором потребуются значительные затраты, и не только денег, но и времени, которого у фермеров, как мы знаем, нет. Пользователи раздела «Свое Родное» могут предлагать свою продукцию широкому кругу потенциальных покупателей напрямую. Например, платформа позволяет в режиме онлайн подать заявку на сотрудничество с сетью гипермаркетов «Глобус» или найти покупателей в сегменте HoReCa.
По данным исследования агентства INFOLine, в 2020 году оборот электронной торговли продуктами питания вырос в России в три раза. Для производителей интернет стал инструментом прямого доступа к розничным покупателям. А ведь именно розничные продажи обеспечивают максимальный уровень рентабельности.
Однако, опять же, далеко не каждый фермер способен и готов создать и эффективно продвигать собственный интернет-магазин. Попасть на виртуальные полки маркетплейсов тоже не очень просто — требования у них достаточно жесткие. Чтобы помочь фермерам и ЛПХ, мы создали площадку «Свое Родное». Любой фермер может зарегистрировать на ней, создать каталог своей продукции и продавать их напрямую, без дополнительных наценок.
Кроме того, платформа направлена на развитие агротуризма. Пользователи могут предлагать посетителям площадки экскурсии, дегустации, участие в мастер-классах и т. п.
Зарегистрироваться в экосистеме «Свое Фермерство» на сайте svoefermerstvo.ru достаточно просто — ее пользовательский интерфейс не сложнее, чем у популярных соцсетей. Реклама