На главной улице Ростова победила демократия
На ул. Б. Садовой, причем на самом ценном ее отрезке — между пр. Ворошиловским и пр. Буденновским, — открылся магазин секонд-хенд. По всей видимости, тенденция демократизации главной улицы Ростова приближается к своему апогею. Магазины не экономсегмента окончательно перебрались в торговые центры.
Всего 10 лет назад главная улица Ростова считалась эталоном престижа. Какой предприниматель не мечтал открыть там магазин? Но позволить себе это могли только самые успешные бизнесмены, владельцы бутиков или крупные представители рынка моды. Развивающиеся быстрыми темпами торговые центры, конечно, предлагали арендаторам более низкие цены и комфортные условия работы, но обычаи западного шопинга в нашей стране уступали наработанному десятилетиями торговому приоритету Б. Садовой.
В 2007 году стал актуальным вопрос о том, где выгоднее открывать магазин одежды — в торговом центре или на главной улице Ростова? Конечно, последняя приносила только убытки, но престиж и реклама имиджа требуют затрат. И все-таки некоторые производители начали делать ставку на торговые центры и закрывать флагманские магазины на Б. Садовой.
Летом 2010 года их примеру последовали первые бутики, хотя многие признавали, что Б. Садовая еще важна для имиджа. Помещения большой площади тогда предлагались по цене около 3 тыс. рублей за кв. м. Несмотря на начавшийся уход бутиков, цены аренды в 2011 году шли только вверх.
Тем не менее к 2013 году Большая Садовая несколько поменяла свой облик — на ней стало появляться все больше и больше арендаторов, работающих в экономичном и среднем ценовых сегментах. Среди них — продовольственные магазины, в частности «Магнит». Хотя улица сохраняла остатки былого величия за счет массового присутствия на ней банков. Заполняемость центральной улицы города повысилась, а цены остались прежними.
К концу 2014 года бренд главного торгового коридора Б. Садовой был окончательно утрачен. Из-за невозможности припарковаться здесь магазины не могли рассчитывать на клиентов, приезжающих на собственном автомобиле, поэтому перебрались в торговые центры. Кроме того, начал сказываться наступающий кризис — помещения стали освобождать не только магазины, но и, например, туристические компании. Ставки аренды пошли вниз.
К концу 2015 года среди новых арендаторов были в основном продуктовые сети, отличающиеся платежеспособностью. Количество пустующих помещений на Б. Садовой увеличилось, цены пошли вниз, хотя многие владельцы еще не могли с этим окончательно смириться. На рынке появились предложения, раньше бывшие в большом дефиците. Сейчас там можно найти свободные помещения по цене в среднем 1 тыс. руб. за кв. м в месяц.
Сейчас, по всей видимости, консенсус между арендаторами и собственниками недвижимости постепенно находится. Видимо, собственники поняли, что надеяться на приход стабильного и богатого арендатора, такого как крупный банк или известный бренд, уже бессмысленно. Надо договариваться с теми, кто востребован покупателями, прогуливающимися по улице, — студентами и обедневшим населением. В наше время им по карману нижняя планка экономсегмента и секонд-хенд.