Большая стройка
Одними из самых привлекательных направлений инвестиций в новых экономических условиях остались жилищное строительство и производство стройматериалов. В Ростове планируют построить сразу три масштабных жилых района. Объявленная стоимость одного из них — 22 млрд рублей.
Объем инвестиций, направленных в жилищное строительство и производство стройматериалов в 2022 году, сопоставим с объемом инвестиций в АПК и сельхозмашиностроение. Самый крупный из заявленных в этом году инвестпроектов — масштабная жилая застройка в районе улицы Левобережной в Ростове, которую запланировал «ЮгСтройИнвест», проект должен быть реализован к 2032 году.
Сразу несколько заметных сделок уходящего года были связаны с продажей и арендой больших участков земли под жилую застройку. Крупными покупателями и арендаторами стали ГК «СК10» и ГК «ЮгСтройИнвест». Последнему удалось в этом году заключить сразу два крупных контракта на аренду территорий совокупной площадью более 22,6 га под строительства крупных жилых комплексов. В конце года губернатор Василий Голубев заявил, что компания является претендентом на застройку жильем части территории старого ростовского аэропорта.
ГК «СК10» купила центральную часть авторынка «Фортуна» у предпринимателя Евгения Соболева, владельца торгового комплекса «Фортуна-1». Что будет построено на этом участке, пока неизвестно, эксперты рынка считают, что на территории может разместиться не менее 100 тыс. кв. м жилья. Осенью стало известно, что «СК10» подготовит проект планировки и межевания территории под бывшим мясокомбинатом в центре Ростова. Обычно такие проекты берет на себя строитель, который в дальнейшем займется застройкой. По данным Росреестра, площадка принадлежит юрлицу, которое контролирует «ГРУППА АГРОКОМ». В компаниях пока не комментируют условия сотрудничества.
В одной из бесед с N совладелец ГК «Жилстрой» Андрей Смехунов так прокомментировал вопрос N о том, как новые политические и экономические реалии отражаются на планах крупных строительных компаний:
— А куда еще деньги девать? Бежать-то некуда. Строительство — наименее зависимая от импорта отрасль. Большинство стройматериалов — отечественного происхождения. Кроме того, на рынке есть много китайских аналогов европейских материалов и комплектующих. Как показали предыдущие кризисы, спрос на жилье не пропадет, но на какое-то время сократится. Люди будут ездить на старых автомобилях, отказываться от покупок холодильников и стиральных машин, но квартиры покупать будут. Строительная отрасль готова к обеднению населения.
К заметным сделкам уходящего года можно отнести покупку трех кирпичных заводов сельскохозяйственным холдингом «Урал-Дон». В интервью N, которое готовится к публикации, президент холдинга Александр Ярошенко заявил, что компания приняла решение направить прибыль сельхозбизнеса прошлых лет на покупку этого бизнеса, поскольку из-за госограничений экспорта рентабельность капитала в сельском хозяйстве снизилась до 3%. А в производстве кирпича этот показатель — 10%.
В 2022 году о своих планах расширяться объявил производитель газоблоков «КСМК-Север» из ГК «ВКБ» Виктора Бударина. Строительная компания «Южтехмонтаж» собралась создать четыре производства: автоклавного газобетона, железобетонных изделий, тротуарной плитки и металлоконструкций.
Добавим к этому, что в Ростовской области продолжается масштабное строительство автодорог. В текущем году региональные власти приступили к реализации проекта, заявленного еще в прошлом году, — строительству Западной хорды, общий объем затрат — 30 млрд рублей. Тендеры по выбору подрядчиков на строительстве вызвали конфликт между крупными донскими дорожниками — ГСК «Дон», «Т-Трансом» и «Ростовавтодорстроем». ГСК «Дон» оспаривает результаты нескольких тендеров, победителями в которых стали его конкуренты. О том, как разрешится этот конфликт, N расскажет уже в новом году.