В 2009-м прокатились на машине времени
После десятилетия бурного роста минувший год стал серьезным испытанием для большинства компаний. Сократившиеся объемы выручки у разных бизнесов соответствовали показателям того или иного года начала 2000-х, но в подавляющем большинстве недотягивали до благословенного 2008-го. Риэлторы очутились в 2001-м, строители — в 2004-м, счастливчики-страховщики удержались на уровне 2007-го. Опросив путешественников во времени, N разделил их надежды на то, что худшее позади и 2010-й станет началом пусть сложного, но подъема.
2007
«Туристы» вернулись в 2007-й
Рынок выездного туризма в зимнем сезоне упал до уровня 2006 года, в целом по году его можно сравнить с 2007-м. «Выезжать не стали численно меньше, но упал средний чек», — говорит директор компании «Розовый слон» Алексан Мкртчян. По его словам, есть серьезное падение на европейских направлениях, в меньшей степени — по Турции; выросли бюджетные направления (в общероссийском масштабе — Египет на 30% и Болгария на 10%), но вырос спрос и на дорогую Доминикану. Компанию «Рейна-тур» не радуют зимние продажи: они на 40% ниже, чем в 2008 году, вплоть до которого рынок только рос. В других компаниях говорят о падении на 30%. «Наверное, в конце 2008 года кризис еще не прочувствовали, у людей еще не было такого состояния шока, были деньги, была какая-то надежда», — предполагает директор компании «Росинтур» Светлана Земцева. На покупательскую активность кроме кризиса как такового влияют и скачущие курсы доллара и евро.
Страховщики собирали, как в 2007-м, а платили, как в 2008-м
На страховом рынке снижение сборов в 2009 году происходило на фоне сохранившихся объемов выплат. Наступающий год может стать для многих страховых компаний последним, полагает директор ростовского филиала «Ингосстраха» Сергей Денисенко:
— Суммарный объем страховых премий в уходящем году сопоставим примерно с 2007 годом, а возросшие объемы выплат дотягивают до уровня 2008 года. Кризис обусловил снижение эффективности традиционных каналов сбыта — банков и автосалонов, вызвал снижение покупательской активности. При этом был зафиксирован рост числа обращений за страховыми возмещениями. К примеру, только в секторе ДМС объемы выплат увеличились на четверть. Весь год страховщики активно расходовали резервы на выплаты страховых возмещений, поэтому в новый год они входят менее защищенными финансово. Более того, ряд компаний не-обоснованно снижали тарифы и предлагали значительные скидки без учета параметров риска. Они работали по принципу пирамиды, напрямую выплачивая собранные денежные средства в качестве страхового возмещения. Ни о каких резервах в данном случае речи не шло. А страховые обращения клиентов в будущем году потребуют дополнительной ликвидности, которую многие страховщики просто не успели накопить. В итоге многие компании в 2010 году могут оказаться на грани банкротства.
2006
Сельхозтехника откатилась на три года
По оценкам производителей сельхозтехники, в уходящем году они заработали примерно столько же, сколько в 2006-м, продажи сократились у кого на 40%, а у кого и в два раза.
Гендиректор комбайнового завода «Ростсельмаш» («РСМ») Валерий Мальцев еще в июне заявил, что «РСМ» в 2009-м работал по графику 2007 года. По предварительному прогнозу, «РСМ» выручит в этом сезоне 17 млрд рублей, что примерно на 10% меньше, чем в прошлом.
— По объему выручки мы оказались в 2006 году, спрос упал в два раза, — сообщил корреспонденту N гендиректор «Сальсксельмаша» Алексей Давыдов.
В этом году, чтобы удержаться на плаву, компании пришлось пере-ориентироваться на выпуск коммунальной техники.
Ритейлоры продавали, как в 2006 году
Мнения ритейлоров по поводу уровня выручки, полученной в 2009 году, существенно разошлись. В среднем же можно сказать, что розничная торговля вернулась в 2006 год.
— По предварительным данным, наша сеть потеряла в продажах по сравнению с прошлым годом около 7%, — говорит управляющий парт-нер ГК «Мега-Дон» (сети «Империя продуктов», «Фреш», супермаркет «Океан») Ашот Хбликян. — Это соответствует уровню 2007 года.
— Падение выручки наблюдалось во всех локальных сетях России, оно составило 25–50%, — рассказал президент ГК «Алекс-Ростов» (сеть «В 2 шагах») Андрей Холопов. — До этого многие росли на 20–30% в год, т. е. ритейл вернулся примерно на уровень 2006 года.
— Ростовская торговля в этом году упала примерно на 40%, вернувшись на уровень 2003 года, — считает исполнительный директор АПХ «Природа» Сергей Рогузько.
Банки недокредитовали
По данным регионального управления Банка России, валовой объем кредитов, выданных юридическим и физическим лицам Ростовской области, за 10 месяцев уходящего года составил 281,4 млрд рублей. Вероятнее всего, по итогам года этот показатель окажется близок к показателю валового кредитования в 2006 году (327,8 млрд рублей).
За 2007 год в Ростовской области было выдано кредитов на сумму 418,2 млрд рублей, за 2008-й — 502,1 млрд рублей.
По мнению председателя совета директоров банка «Центр-инвест» Василия Высокова, в 2010 году можно ждать оживления производства, а следовательно, и роста корпоративного кредитования. — Что касается прибыли банков, то она направляется в резервы в соответствии с инструкциями регулятора, — отмечает Василий Высоков. — По мере оживления производства эти резервы будут раскассироваться и возвращаться в прибыль. Сегодня ясно, что этот процесс начнется не ранее второй половины 2010 года.
Мебель покупали, как в 2006 году
К такому мнению пришли продавцы и производители мебели в Ростове.
По словам исполнительного директора компании «Мебель от А до Я. Анна Потапова» Ивана Залесова, мебельный рынок сократился до уровня 2006 года, если судить по объемам выручки, и в 2010 году ситуация не изменится. Спросом пользуется вся мебель — и мягкая, и корпусная, — но в меньшем размере.
— По нашим оценкам, сегменты «средний», «выше среднего» и «премиум», в которых представлена наша продукция, просели в этом году примерно на 30%, что близко по показателям выручки к уровню 2007 года, — сообщает заместитель гендиректора холдинга «КМ-Союз» Леонтий Каракушьян. — В новом году возможен рост мебельного рынка на 5–7% к уровню 2009 года.
На мебельной фабрике «Дончанка» заявили, что в 2009 году объем продаж мебели сократился на треть по сравнению с 2008 годом, а объем выручки соответствует показателям 2006 года.
— Для покупателя определяющим фактором в выборе мебели является исключительно цена, — считает директор по производству «Дончанки» Леонид Залесов. — Интересует самая простая в исполнении и дешевая мебель.
Цена акций трехлетней давности
Индекс ММВБ завершает 2009 год на уровнях начала 2006 года. Падение стоимости акций привлекло на рынок новых участников, которые захотели их купить. Благодаря этому суммарный оборот клиентов инвесткомпаний и банков в 2009 году близок к историческим максимумам.
Генеральный директор ростовского филиала «БКС» Андрей Смурыгин отмечает, что в прошлом году были более высокими лишь пиковые показатели оборота.
— По итогам 2009 года мы вполне можем увидеть обороты, сопоставимые с прошлогодними, — соглашается с ним аналитик ИК «Финам» Владислав Исаев. — Число зарегистрированных клиентов на бирже ММВБ с декабря 2008-го по ноябрь 2009-го выросло на 22,3%, до 673 тыс. человек с учетом клиентов Сбербанка на брокерском обслуживании. Количество инвесторов из Ростовской области на российском фондовом рынке мы оцениваем на уровне 12,5 тысячи человек, что соответствует примерно 20-процентному приросту в течение года.
Официальной статистики об изменении доходности инвестиционного бизнеса, к сожалению, нет. На минувшей неделе стало известно, что один из ведущих игроков этого рынка «Тройка Диалог» получила убытки по итогам финансового года (30 сентября). «КоммерсантЪ» со ссылкой на руководителя компании Рубена Варданяна сообщил о снижении доходов компании.
2005
Металл покупали, как четыре года назад
Один из крупнейших российских металлотрейдеров, ОАО «ИНПРОМ» (головной офис в Таганроге), за 9 мес. 2009 года выручил 4,17 млрд рублей. Это «отнесло» компанию на уровень 2005 года — тогда ее выручка за 9 мес. составила 4,65 млрд рублей. Выручка Таганрогского метзавода («Тагмет», производитель труб, входит в ТМК) за 9 мес. 2009 года составила 11,3 млрд руб-лей — получается, «Тагмет» уже отметил 2005 год (10,27 млрд рублей, 9 мес.), но в 2006-й (12,9 млрд рублей, 9 мес.) пока не вошел. Три квартала этого года трубники закончили с убытками в 331 млн руб-лей: «Компанию подвела экспортная ориентация — спрос на внешних рынках сократился вдвое», — объясняли N эксперты «Уралсиба», «Тройки Диалог» и «Финама».
Красносулинский метзавод и Ростовский электрометаллургический завод финпоказатели не раскрывают, но весь год они работали с большими перебоями из-за финансовых проблем собственников и кризиса в отрасли.
Авто приехали в 2005 год
По оценкам аналитического агентства «Автостат», объем продажи легковых автомобилей в 2009 году в Ростовской области составил примерно 15–16 млрд руб.
— По итогам года объем российского рынка легковых автомобилей достигнет примерно $ 26,8 млрд, что сравнимо с показателем 2005 года, — говорит исполнительный директор «Автостата».
Администратор автосалона «Супер» (Hyundai, Cherry, Vega, Tager) Андрей Титов также сообщил, что уровень продажи компании находится примерно на уровне 2004–2005 годов. В ноябре в «Гедон-Трейде» сообщали, что в месяц реализуют примерно 80–90 машин, а в сравнении с прошлым годом продажи сократились на 43%. В «Тойота Центре» сообщали, что, по данным за январь и сентябрь, продажи снизились на 50%. Рынок продажи коммерческих автомобилей, по оценкам управляющего «ЕвроТраком» (официальный дилер МAN) Сергея Япондыча, также находится на уровне 2005 года, когда в Ростове продавалось не более 20 единиц техники каждого иностранного бренда.
2004
Строители вывели уровень–2004
Руководители строительных компаний сошлись в одном — в отрасли застой. Средний уровень, судя по отзывам, — 2004 год.
— В нашей компании наблюдалось незначительное падение выручки — примерно 20–25%, — рассказал директор по развитию компании «Чернявский и К» Владимир Тимченко. — Строители, работавшие на разовых заказах, вообще остались без дела, поэтому в среднем отрасль жила в 2002–2006 гг.
— По объемам выручки ростовский строительный рынок сократился примерно на 40%, — считает председатель совета директоров ГК «СВА» Алексей Андрющенко. — По моим ощущениям, отрасль живет примерно в 2005 году. Недавно мы несколько часов беседовали с коллегой — хозяином крупной строительной компании, и он пожаловался мне, что за это время его телефон не зазвонил ни разу. Это застой.
По мнению гендиректора Южной строительной компании Валерия Дорофеева, уровня 2005 года строительный рынок, возможно, достигнет в следующем году. Сегодня он не смог его сравнить даже с 2004 г.
2003
Бизнес-тренеры тренировали, как в 2003-м
По усредненной оценке, рынок бизнес-образования, тренинговых и консалтинговых услуг в Ростове находится на уровне 2003 года. Кто-то говорит о возвращении уровня выручки ко времени зарождения рынка в 1998–2000 годах, другие же видят падение на 35–55% относительно 2008 года, что соответствует уровню 2006 года. Собственное положение многие склонны оценивать лучше рынка. Так, в ростовском офисе HumanFactors утверждают, что удержали оборот на уровне 2007 года благодаря разработке новых образовательных продуктов.
— С 2004 года выручка у нас только росла, — говорит директор компании «БизнесМАГ» Марина Гармаш. — Прожили 2009 год непросто, но били лапками и иногда сметану таки сбивали.
Компания «Класс!ный час» на рынке с 2005 года, и в этом году по сравнению со стартовым выручка упала в три раза. «Спрос есть только на краткосрочные программы», — комментирует директор компании Мария Шапорева.
Лучше других чувствуют себя компании, работающие по госконтрактам.
2002
Рекрутеры — в 2002-м
Средняя оценка рынка рекрутинга указывает на 2002 год: одни эксперты сравнивают объем с 2005 годом, другие — с временем зарождения рынка в регионе. «Рекрутмент как таковой упал очень сильно, но у крупных рекрутинговых компаний есть и другие услуги. Без других сегментов — аутстаффинга, предоставления временного персонала, кадрового консалтинга, оценки персонала — мы чувствовали бы себя гораздо хуже», — комментирует директор компании AVANTA Personnel в Ростове-на-Дону Ирина Швец. Для своей компании она рисует кривую: «Сначала упали на 40%, но потом подросли на 25%». Руководитель направления подбора и оценки персонала Центра Развития Бизнеса «А-5» Ольга Максименко считает, что объем рынка, по самым оптимистичным оценкам, упал в два-три раза. «Сейчас в Ростове работают в нормальном режиме не более 7 рекрутинговых агентств», — считает директор компании «БИЗНЕС СФЕРА» Виктория Арсеньева и оценивает падение объемов продаж на рынке в 50% по отношению к 2008 году. Для ее компании этот год по экономическим показателям был похож на 2006-й.
2001
Риэлторы наторговали, как в 2001-м
Среднее арифметическое мнение — 2001 год.
— 2009 год был одним из худших за это десятилетие, — считает директор АН «Парус» Максим Хмель. — С 2000 года был рост экономики, поэтому риэлторские услуги становились все более востребованными. Работая в то время агентом, я совершал минимум 4 сделки в месяц. Сейчас это недостижимый показатель. По уровню реальных доходов и моральному настрою риэлторский бизнес живет в конце 1998 года.
Управляющий офисом «Риэлти-Ленина» Станислав Нови считает, что ситуация в 2009 году напоминает 1999-й. По мнению руководителя АН «Гриф-недвижимость» Сергея Солонченко, состояние рынка недвижимости несколько схоже с 2000–2001 годами. Президент Южно-Российской гильдии риэлторов Евгений Проскурин предположил, что 2009 год больше всего был похож на 2003-й. Наиболее оптимистичным оказался гендиректор компании «Титул» Евгений Сосницкий, сравнивший уходящий год с 2006-м. Доходность в сегменте коммерческой недвижимости снизилась еще больше, чем на рынке жилой недвижимости.