Живее всех живых
На торжественном приеме «20 лет донскому бизнесу» гостей ненадолго вернули в прошлое, напомнив, какими были первые десятилетия регионального предпринимательства. Выставку «Живая история», состоящую из главных примет эпохи в буквальном смысле собирали по крупицам, обращаясь к архивам музеев, корпоративным коллекциям и частным собраниям. Посетители оценили задумку и сами экспонаты, а кое-кто даже вспомнил, с чем носил главный тренд 1990-х — малиновый пиджак.
Молчаливые свидетели истории — компьютерная техника, ценные бумаги и предметы гардероба бизнесменов — собирались редакцией N и спонсорами мероприятия почти 2 месяца. Объединив их в «музейном» пространстве, роль которого взяла на себя часть Золотого зала Don-Plaza, авторы праздника представили определенный срез донского бизнеса за последние 20 лет.
Генеральный директор компании «Евродон» Вадим Ванеев (на переднем плане), генеральный директор Северо-Кавказского логистического предприятия Виктор Халын (слева) и управляющий ростовским филиалом ВТБ Юрий Авдеев (справа) на осмотре музейной экспозиции. Фото Михаила Мальцева.
— Эта коллекция уникальна: она собрана из многочисленных источников, в том числе краеведческого музея и корпоративных собраний, — рассказал, открывая экспозицию, главный редактор «Города N» Сергей Строителев. — Многие предприниматели сами связывались с редакцией, предлагали свои экспонаты. Партнеры и спонсоры, с которыми мы организовывали выставку, нашли свои уникальные экземпляры и сделали полноценные выставочные стенды.
Главной задачей «Живой истории» было окунуть пришедших на прием в ту эпоху, когда зарождался бизнес региона. Из современных стеклянных витрин на гостей смотрели акции «МММ», ценники с шестью нулями, а также сертификаты первых акций донских компаний. Пришельцами из другого мира казались компьютер «Роботрон» с принтером и другие вычислительные и копировальные устройства из музейной коллекции компании «КМ». Органично смотрелись рядом аукционный молоток и бабочка, при помощи которых руководитель Фонда имущества Александр Кочергин 20 лет назад провел первый в донской истории приватизационный конкурс. Неподалеку от них можно было увидеть первую лицензию, дающую право заниматься частной торговлей. Об эпохе перемен и дефицита красноречиво напоминали продуктовые талоны и книги.
Застывшая в предметах история оживала по мере того, как ее свидетели — современный менеджмент ростовских предприятий — знакомились с выставкой. Всплеск интереса вызвали знаковые для 1990-х элементы — первый мобильный телефон и малиновый пиджак, дополненный золотой цепью. Руководитель ГК BrandHouse Алиса Гордеева увлеченно снимала экспонаты на iPhone. А глава холдинга «Юг Руси», остановившись перед манекеном с пиджаком, вспомнил, что этот предмет гардероба обычно носил с зелеными брюками.
Чтобы задействовать у гостей разные органы чувств, персонал Don-Plaza накрыл один из столов в лучших традициях «Интуриста» начала 1990-х. После сервировки одним из самых опытных сотрудников отеля, на нем уютно расположились винегрет, сельдь в обрамлении луковых колец и жареная курочка. Для напитков — водки «Столичная» и шампанского «Советское» — натерли до блеска хрустальные фужеры. Украшением стола стали салфетки-«фонарики» и букет георгинов. А на сладкое гостям предложили «Птичье молоко». «ТАВР» также напомнил вкус прошлого, изготовив хит всех времен — докторскую колбасу — по госстандарту 1998 года.
История оживала и за пределами главной выставочной зоны. По периметру зала и на колоннах разместили ее фрагменты, запечатленные на страницах «Города N» в самые разные годы. Публикации повествовали о событиях, знаковых для своего времени: открытии в Ростове первого супермаркета, запуске пейджинговой и сотовой связи, первом назначении полпреда в недавно образованном ЮФО. Под стеклом оказались и свежие сообщения — об идеях и проектах, масштаб которых, вероятно, можно будет оценить ближе к следующему юбилею донского бизнеса.