Без информационных взрывов
Кампания по выборам губернатора и депутатов Ростовской и нескольких городских дум области прошла на редкость спокойно, удивив федеральных экспертов.
Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина в своем Аналитическом докладе по долгосрочному наблюдению выборов 13 сентября отметил, что агитационная предвыборная кампания в Ростовской области прошла более спокойно, чем предыдущие, и гораздо незаметнее, чем в двух десятках регионов, где также голосовали в минувшее воскресенье. Даже на предвыборных теледебатах кандидаты больше соглашались, чем оппонировали друг другу.
КГИ отмечает, что наиболее представленной в СМИ и публичном пространстве оказалась кампания действовавшего главы региона Василия Голубева: «плакаты действующего главы расклеены в каждом магазине, каждом ларьке и почти на каждой остановке». Эксперты комитета отметили, что для формирования позитивного образа Василия Голубева в информпространстве использовались все возможности, которые предоставляло ему служебное положение: открытие мостов, дорог, памятников и т. д. Анализируя местную кампанию, КГИ отметил, что лишь Василий Голубев использовал вариант агитации в интернете, с помощью специально созданного сайта don2030.ru, посвященного реализации стратегии развития области до 2030 года. «В то же время другие кандидаты в губернаторы никак не агитируют в интернете, а их уличная агитация ограничивается типовыми информационными плакатами», — указывается в докладе.
Венцом кампании могли стать теледебаты, прошедшие на прошлой неделе, в которых впервые приняли участие Василий Голубев и его наиболее последовательные критики — кандидат от КПРФ Николай Коломейцев и справедливоросс Михаил Емельянов (два других кандидата, Иван Колесников и Иван Новиков, на встречу не пришли).
Каждому кандидату задали по три вопроса и дали равное время на ответы. За это время они обозначили основной круг проблем, которые, по их мнению, необходимо решать. Оказалось, что этот набор во многом совпадает: коммунальные тарифы, борьба с безработицей, необходимость господдержки сельского хозяйства, развитие малого бизнеса и борьба с коррупцией.
На старте кампании политолог Юрий Гиренко отмечал:
— Очевидно, что позиции губернатора сильнее... Для него важно набрать достаточно высокий процент — это, по сути, референдум в поддержку деятельности нынешней команды. При этом важно сделать кампанию открытой и конкурентной, чтобы не было упреков в том, что всех оппонентов задушили.
За неделю до выборов даже лидер фракции КПРФ в областном Заксобрании Евгений Бессонов во время обсуждения соглашения «За честные выборы» заявлял:
— Мы как партия, которая участвует по всех кампаниях, можем заявить, что эти выборы проходят на более высоком уровне, чем раньше.
Судя по всему, агитационная тишина стала возможной по двум причинам: кампания так и не стала по-настоящему конкурентной и впервые за многие годы прошла без серьезных нарушений со стороны административного ресурса.