Агитируют количеством
К концу прошлой недели кандидаты в губернаторы области изготовили для почти 3,3 млн избирателей около 5 млн печатных агитматериалов.
Чемпион по тиражам — врио губернатора Василий Голубев, ни одной листовки не изготовил выдвиженец Партии пенсионеров России Иван Колесников. Кандидаты пока почти не используют возможности агитации или контрагитации в интернете. По мнению эксперта, это можно объяснить отсутствием интересной предвыборной повестки и настоящей интриги.
4 из 5 кандидатов, претендующих на пост губернатора области, более или менее активно ведут кампанию с помощью традиционных агитационных материалов — предвыборных газет, листовок, буклетов, рекламных баннеров.
К концу прошлой недели, как следует из материалов раздела официального сайта облизбиркома «Чистый Дон», на котором представлены образцы всех официальных агитматериалов и их тиражи, штаб Василия Голубева был готов снабдить персональной газетой, листовкой или буклетом почти каждого донского избирателя. Совокупный тираж 23 вариантов предвыборных материалов этого кандидата превысил 3 млн 50 тысяч штук. В основном они повествуют о подведении итогов «управленческой пятилетки» действующего губернатора. Предвыборный лозунг Василия Голубева — «Работать. Побеждать вместе». Среди миллионных тиражей унифицированных агиток необычно выглядит буклет, адресованный жителям конкретного города, — «Новошахтинск голосует за Голубева».
Кандидат от «Справедливой России» Михаил Емельянов превзошел Василия Голубева по количеству видов агитматериалов, их у него 25, но большая их часть — это разные варианты более чем 250 крупноформатных баннеров. Тиражи печатных материалов чуть превысили 800 тысяч экземпляров. Кандидат использует лозунг «Всегда с Ростовом. Всегда за ростовчан». Но также выпустил листовку, адресованную жителям отдельной территории области, — «Справедливый Батайск».
Выдвиженец КПРФ Николай Коломейцев пока использует 4 вида печатной агитпродукции, но может считаться рекордсменом по объему тиража предвыборной газеты. Газету под названием «Красной строкой» коммунисты выпустили тиражом 1 млн экземпляров. Остальные листовки и буклеты — еще почти в 110 тысячах экземпляров. Лозунги Николая Коломейцева более хлесткие: «Казнокрадам по рукам. Дон грабить не дам», «Верну на Дон работу, достоинство, достаток».
Кандидат от ЛДПР Иван Новиков пока почти в 300 раз отстает от своего выборного конкурента Василия Голубева по тиражам агитматериалов. Он использует 2 вида плакатов тиражом 11 тысяч экземпляров и 25 рекламных щитов с одинаковым баннером. Оба лозунга кандидата относятся к его партии: «Будет ЛДПР — будет толк» и «ЛДПР — время молодых». Но последний можно считать оправданным, так как Иван Новиков — самый молодой участник местной компании, ему всего 30 лет.
Представитель Партии пенсионеров России Иван Колесников к концу прошлой недели не порадовал избирателей своими информационными материалами, возможно, у этого кандидата есть проблемы с финансированием кампании. На счет его предвыборного фонда с 11 по 24 августа не поступило ни копейки пожертвований, а всего с начала кампании на его счет было переведено лишь 60 тысяч рублей. В то время как за указанные две недели фонды других кандидатов пополнились заметными пожертвованиями: у Михаила Емельянова — почти на 1,5 млн рублей (а с начала кампании, если суммировать поступления по периодам, фонд превысил 5,8 млн рублей); у Николая Коломейцева — более чем на 2 млн рублей (то есть размер фонда достиг почти 4,5 млн рублей); у Василия Голубева — более 9 млн рублей, значит, объем фонда приблизился к 100 млн рублей).
Политолог Юрий Гиренко считает, что выбор способов агитации может отражать стратегию кандидатов.
— Голубев уже занимает должность губернатора. Он естественным образом выбрал отчетно-программную стратегию: что уже сделал, а сделаю больше — есть о чем рассказать, обычная административная позиция. У коммунистов традиционный упор на митинговость, что-то броское. У умеренных — эсеров — некая комбинация средств. Емельянов, возможно, используя имидж интеллектуала, выбрал несколько наиболее актуальных информационных точек и работает по их тематике.
Еще один из политологов, попросивший об анонимности, признался, что удивлен тому, что кандидаты до сих пор почти не использовали возможности интернета в своих кампаниях:
— Может быть, это осознанный выбор — каждый работает в привычной нише. Голубев отрабатывает отчетно-административный вариант, все остальные тоже соблюдают свои традиции. Яркая дискуссия возникает там, где есть необычная повестка дня, а ее пока никто не предложил.