Статистический метод
Заммэра Ростова по вопросам ЖКХ Владимир Арцыбашев попробовал с помощью цифр объяснить, почему стихийное бедствие не было преодолено в стандартные сроки.
В рамках дискуссионной площадки «Город для жизни» в медиацентре «МедиаС» представители власти, общественности и СМИ обсуждали последствия коллапса, вызванного снегопадом 28–29 января в Ростове и области. Чиновники говорили о сделанном. Общественники предлагали способы усиления ответственности в будущем. — Мы должны понимать, что находились в чрезвычайной ситуации. И в этих условиях не срабатывают стандарты и правила, — так начал свое объяснение заммэра по вопросам ЖКХ Владимир Арцыбашев. — По многолетним метеостатистическим наблюдениям, самая высокая снеговая нагрузка в феврале в Ростове не превышала выпадения 6 см снега в сутки. То есть расчет количества машин и других ресурсов, необходимых для расчистки улиц, по специальной методике основывается на том, что в сутки может выпасть максимум 6 см снега. У нас выпало 40 см — в семь раз больше стандартных норм. При этом важно понимать, что 40 см — усредненный показатель. Снеговая нагрузка на дорогах из-за заносов была выше, в чем мог убедиться каждый, кто видел занесенные по крышу автомобили. В это время резко понизилась температура. При температуре ниже 10 градусов перестают работать реагенты.
Владимир Арцыбашев напомнил о том, что снег пошел в конце рабочего дня, в это время суток город стоит в сплошной пробке независимо от погодных условий: «Реально расчистка снега началась после схода основного потока машин».
— Для стандартной снеговой нагрузки нам необходимо иметь 92 комплексные дорожные машины. Они у нас, в принципе, есть, но для ликвидации выпавшего 28–29 января снега требуется в 7 раз больше. Такого расточительства мы не можем себе позволить. Под 700 машин нужно иметь базу, водителей. Общая площадь дорог Ростова — 9,2 млн кв. м, и на эту площадь легло 0,4 метра снега, то есть на дорогах было 3,6 млн кубов снега. Чтобы вывезти его обычными самосвалами, необходимо 360 тысяч рейсов. Одна машина может сделать максимум 10 рейсов, так как площадки складирования снега выделены за пределами города. То есть для того, чтобы за 1 день вывезти снег, мне нужно только 36 тысяч самосвалов. У нас в ночь работало максимум 220, — объяснил заммэра.
Полномочий реквизировать частную собственность для борьбы со снегом город не имеет. Серьезную помощь оказывали дорожники, у которых есть самосвалы грузоподъемностью от 20 до 40 тонн. На муниципальных предприятиях такой техники нет. За всю привлеченную технику муниципалитет должен заплатить.
По словам чиновника, сейчас готовится новое постановление мэра о схеме очистки города, в котором будут учтены уроки январского снегопада.
Представители партий и общественных организаций предлагали множество идей об усилении ответственности властей, управляющих компаний перед горожанами, улучшении информирования населения. К примеру, было предложено ввести уголовную ответственность за бездействие управляющих компаний; законодательно определить ответственность собственников за прилегающую к их зданиям территорию; наладить более широкое информирование населения по вопросам действий во время ЧС, в том числе о местах вывоза снега.
По сообщению Генпрокуратуры, после сильного снегопада в Ростове было возбуждено 167 дел об административном правонарушении, предостережено 25 должностных лиц, в суд направлено 4 исковых заявления. Как было заявлено во время дискуссии, в основном наказание понесли руководители управляющих компаний и районных комбинатов благоустройства.