Виталий Кушнарев пообещал «перестраивать Ростов»
Виталий Кушнарев, назначенный городской Думой главой администрации Ростова, заявил, что ключевая задача местной власти — создание комфортной городской среды и системы эффективного диалога с горожанами, бизнесом и экспертами. Решение ряда городских проблем он связывает также с возможным принятием закона об особом статусе Ростова-на-Дону. Эксперты полагают, что реанимация старой идеи статусности Ростова связана с обострением дефицита собственных средств города для решения проблем развития и благоустройства.
На прошлой неделе Виталий Кушнарев в разных аудиториях говорил о своем видении традиционных городских проблем — ЖКХ, дорог, высотной застройки. В некоторых случаях излагались элементы решений. По его мнению, городу нужно достичь полицентричности. Это когда работа, объекты отдыха, спорта, торговли находятся практически в шаговой доступности.
Говоря об инвестициях, Виталий Кушнарев напомнил, что в Ростове достаточно объемный портфель инвестпроектов: 138 проектов на общую сумму 304,8 млрд рублей, 19 из них входят в «Губернаторскую сотню». По его словам, «администрацию города должны интересовать не инвестиции ради инвестиций, а в первую очередь качество городской среды, которую мы получим в результате реализации инвестпроектов».
В своих выступлениях он достаточно подробно коснулся проблем взаимодействия городских властей только с одной группой бизнеса — строителями. Еще перед думским голосованием, на заседании депутатской фракции «Единой России», Виталий Кушнарев заявил, что «Ростов предстоит перестраивать, создавая стимулы для качественного редевелопмента».
— Трудно не согласиться с тем, что городская власть прогнулась под девелоперов. И уже много лет занимается догоняющим обеспечением, а не системным развитием городской среды. В 2014-м 45% разрешений были выданы на строительство зданий выше 20 этажей. В 2015-м — 50%. В среднем с 2010 года только 13% разрешений выдавалось на строительство домов этажностью до 10 этажей. Очевидно, что точечная застройка центра высотками не отвечает критериям соразмерности и создает избыточную нагрузку на инфраструктуру, прежде всего социальную. Нужна политическая воля. К примеру, городская власть вправе детализировать правила землепользования и застройки, чтобы полнее учитывать потребности горожан и бизнеса. Необходимо повысить контролируемость строительной отрасли, внедрять качественные показатели для ее оценки (индикаторы качества городской среды). Процесс этот уже начат на федеральном уровне, — заявил он.
Отвечая на вопрос журналистов, как будет строиться повседневная работа, Виталий Кушнарев выделил несколько направлений:
— В первую очередь определенные надежды возлагаем на закон об особом статусе Ростова-на-Дону, он инициирован председателем донского парламента Александром Ищенко. Буду полностью поддерживать его и стараться претворить в жизнь. Во-вторых, активное участие в федеральных конкурсах и программах. У нас есть хороший пример. Буквально на днях достигнута договоренность с Минтрансом России о привлечении уже в следующем году 1 млрд рублей на реализацию проекта «Безопасные и качественные дороги». Общая сумма средств, которая поступит на эти цели, — 2 млрд рублей с учетом софинансирования из областного дорожного фонда. Мечты об особом статусе
Идея принять закон о статусе Ростова как административного центра области будоражит умы городских думцев и депутатов ЗС с 2002 года. В 2003-м была даже образована рабочая группа Заксобрания по подготовке законопроекта «О статусе административного центра Ростовской области». В мэрии не скрывали, что основная причина, заставляющая добиваться особого статуса, была в том, что городу хронически не хватало средств для поддержания обретенного статуса столицы Южного федерального округа. На тот момент для этого требовалось от 400 до 500 млн рублей в год. Однако идея не нашла законодательного воплощения. Политконсультант Юрий Гиренко полагает, что возвращение к старой идее — созданию закона об особом статусе Ростова — в нынешней ситуации говорит о том, что она действительно может быть воплощена:
— Сейчас это даст возможность систематизировать и областную помощь, и федеральную, потому что денег для развития городу явно не хватает.
По мнению эксперта, Виталий Кушнарев в ближайшее время будет обречен работать в стилистике, противоположной Сергею Горбаню:
— С учетом того, что присутствие Горбаня в медийном пространстве иногда было избыточным, а успехи явно не бесспорными, преемнику придется быть скромнее. Меньше политики — больше простого, будничного дела. К тому же излишне активный глава столичного города всегда воспринимается как потенциальный конкурент губернатора.
Политтехнолог Владислав Волков полагает, что судить о предложенной концепции сложно:
— У Виталия Кушнарева довольно ограниченный опыт работы в местном самоуправлении. Он назначен исполнять команды губернатора и федерального центра. Сергей Иванович (Горбань. — N) приходил с миссией показать всем, как нужно работать. Но показать, «как надо», и на самом деле работать — разные вещи. Пока Кушнареву придется набираться опыта в боевых условиях. До стилистики Горбаня ему дорастать не стоит, а до Чернышева — просто вредно. Новому главе предстоит заново осмыслить прежние проекты. К примеру, стоит ли тиражировать Соборные переулки по всему центру? К обсуждению программ развития центра нужно привлекать не только общественность, но и профессионалов, в первую очередь архитекторов.