В сентябре в Азове могут утвердить сити-менеджера
Депутаты городской Думы Азова поддержали идею изменения устава города, которая предполагает отказ от прямых выборов мэра. Если 6 мая горожане поддержат ее на публичных слушаниях, депутаты Думы, избранные 8 сентября, выберут из своего состава нового главу местного самоуправления — главу города, а главу администрации, профессионального городского управленца, утвердят после завершения специального конкурса.
Один из инициаторов изменений депутат Игорь Симаков сообщил N, что, по его мнению, перераспределение полномочий в городской власти повысит уровень демократичности: — Раньше вся полнота власти была сконцентрирована в руках одного человека. Он избирался с помощью политических технологий, а требования к нему предъявлялись как к профессиональному управленцу. Был велик риск ошибок, и город в своей недавней истории переживал такие вещи.
В Ростовской области 10 лет назад пробовали применять такую двуглавую модель. Тогда ее примерили 5 сельских районов. Эксперимент начался со скандала, глава Егорлыкского района, избранный по новой схеме, попался на взятке в своем кабинете спустя три недели после вступления в должность, и первый сити-менеджер в этом же районе вскоре ушел в отставку. В остальных территориях двоевластие продержалось один выборный срок. На этом разделение властей в муниципалитетах на время приостановилось.
Игорь Симаков считает, что не стоит все время оглядываться на прошлый опыт:
— В разные исторические периоды мы переживаем разный уровень развития гражданского общества. Сельские районы отличаются по ментальности от городского населения. Если в селе глава в первую очередь должен обладать авторитетом, то в городе в приоритете профессиональные знания.
Городскую Думу Азова переизберут 8 сентября. Полномочия нынешнего мэра Сергея Бездольного истекают в это же время. Если изменения в устройстве городской власти будут поддержаны и схема выбора первых городских лиц изменится, полномочия действующего мэра могут быть продлены до момента завершения первого конкурса и подписания контракта с новым главой администрации.
— Чтобы не было периода безвластия, — уточняет Игорь Симаков и продолжает: — Во вторник (15 апреля. — N) мэр объявил о предстоящих изменениях в администрации. И пока даже не все чиновники понимают, что может произойти. На мой взгляд, самый большой когнитивный диссонанс сейчас в их головах. Непонятно, кто будет главным завтра, кто станет сити-менеджером. Уже ходят слухи, сплетни о том, кто откуда приедет, хотя пока нет даже положения о конкурсной комиссии.
Пресс-секретарь мэра Азова Дмитрий Тимошенко передал N слова Сергея Бездольного о том, что он поддерживает идею депутатов, так как это «позволит исключить появление случайных людей в городской власти». По неофициальной информации, мэр планирует участвовать в выборах Гордумы.
Сейчас в городе создана рабочая группа по доработке устава из депутатов, представителей мэрии, правительства области и Заксобрания. Если идею отказа от прямых выборов мэра поддержат горожане во время публичных слушаний 6 мая, потребуется не только изменить устав, но и переписать регламент работы Думы, разработать положение о конкурсной комиссии, которая будет выбирать главу администрации.
«Двойной фильтр не пропустит авантюристов»
Председатель комитета Законодательного Собрания области по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству и делам казачества Максим Щаблыкин считает возможные изменения в модели городского управления Азова целесообразными:
— Новая схема наделения полномочиями мэра города создает двойной фильтр и практически исключает возможность для разного рода политических авантюристов занять мэрское кресло. Даже если случайный человек, преодолев первый фильтр, изберется депутатом гордумы, второй — депутатский — фильтр не позволит ему прийти к власти. Эта схема, помимо прочего, серьезно поднимает как статус самих депутатов, так и меру их ответственности перед избирателями за принимаемые решения.
По словам депутата, новая модель может получить распространение в области:
— Госдума приняла в первом чтении изменения в федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, полагаю, что данная схема получит значительное распространение. В настоящий момент в половине городских округов — административных центров субъектов РФ она уже реализуется. Институт сити-менеджеров позволяет эффективно решать хозяйственные вопросы без политики, при непосредственном взаимодействии с региональными властями, с учетом мнений представительных органов.