«Статистика позволяет органам власти принимать креативные управленческие решения»
Один из важнейших статистических показателей региона — индекс промышленного производства, по итогам 2018 года составил 109,7%, отмечает глава Ростовстата Марина Самойлова. Январское ускорение роста цен до 1% статистики не считают критичным для региона. Ведомство не стремится наращивать количество показателей наблюдения, которые могут стать дополнительным информационным обременением для бизнес-респондентов.
Реальные доходы населения области в прошлом году, несмотря на зафиксированный рост средней заработной платы, остались примерно на уровне 11 месяцев 2017 года — 100,4%. При этом уровень неформальной занятости населения в области составляет 27,8%, это один из низких показателей в Южном округе. По словам Марины Самойловой, проблема качества и достоверности статистического учета еще остается достаточно актуальной. Расширение цифровизации на всех уровнях движения информационных потоков позволит сделать его более прозрачным. В течение прошлого года статистики зафиксировали кратное увеличение интереса к данным ведомства. По итогам 11 месяцев прошлого года зафиксировано более полумиллиона обращений на сайт Ростовстата.
N: — Каковы статистические показатели, характеризующие доходы населения по итогам 2018 года? Характерна ли для области российская тенденция, когда зарплаты растут, а доходы падают?
М.С.: — Нет, не характерна. Средняя заработная плата работающих растет; согласно данным хозяйствующих субъектов, по итогам 11 месяцев 2018 года она выросла на 9,6% и достигла 29 987 рублей. Доходы — более широкое понятие, они включают пенсии, стипендии, доходы от предпринимательской деятельности, кредиты. Среднедушевые доходы несколько ниже, чем зарплата за этот же период, — 27 793 рубля. Рост доходов с учетом прошлогодней единовременной выплаты пенсионерам в размере 5 тысяч рублей составил 4,4%, по РФ, по оценке, 3,6%.
Когда говорят о росте, обычно имеют в виду так называемую реальную заработную плату и реальные располагаемые доходы, то есть учитывают влияние инфляции. Если, как мы уже отметили выше, номинальные доходы выросли, то реальные располагаемые остались приблизительно на уровне 11 месяцев 2017 года — 100,4% (по России — 99,9%).
N: — Прошлогодняя инфляция в области зафиксирована на уровне 4,5%, в РФ этот показатель равен 4,3%. Почему у нас чуть больше выросли цены?
М.С.: — Областной уровень инфляции в 4,5% в целом находится в рамках среднероссийских параметров. Некоторое опережение инфляционной динамики на Дону по итогам 2018 года в определенной степени связано с чуть более активным ростом цен на платные услуги (за счет увеличения стоимости капремонта) и продовольственные товары.
N: — Насколько сильным оказалось влияние на рост цен в первые недели января повышения НДС, стоимости коммунальных услуг, других общероссийских факторов в Ростовской области?
М.С.: — Некоторое ускорение цен есть, но оно пока не критично. До 1% рост зафиксирован по 8 наименованиям продуктов, до 2% — по 9 позициям, свыше 2% — на 7 наименований. Более чем на 2% с начала года подорожали яйца, яблоки, пшено, картофель, капуста, лук, морковь. Плодоовощная группа превалирует в росте не первый раз. В определенной степени на это влияет сезонный фактор, в регионе много завозной продукции, в том числе потому, что по-прежнему не хватает мощностей для создания запасов и хранения овощей и фруктов местного урожая. В целом мы предполагаем, что суммарный показатель роста цен в январе не превысит 1%.
N: — Это высокий показатель — 1% в месяц?
М.С.: — В 2018 году с января рост цен был около 0,6%. Но прошлый год начинался с низких показателей, а в апреле началось ускорение из-за роста цен на нефтепродукты, потом резко подорожала плодоовощная группа, затем мы наблюдали традиционный летний (сезонный) спад.
Перед нами не стоит задача «подгона» показателей к прогнозам Минэкономразвития или Центробанка. Наша задача — снять объективную информацию. Статистика — это зеркало, которое отражает происходящие явления для последующего изучения их причин и принятия управленческих решений.
Получение достоверной информации — это очень ответственная задача. Были моменты, когда в период резкого роста цен на ГСМ нам пытались «подсказать», на каких заправках фиксировать цены на топливо, чтобы показатели были более «красивыми». Но все эти попытки бессмысленны, поскольку статистика цен базируется на научной методологии, на международных стандартах и качество информации строго контролируется.
N: — Какие статистические исследования регионального бизнеса ведутся в настоящее время? Какие, возможно, неочевидные тенденции развития этой сферы они выявляют?
М.С.: — Мы широко изучаем бизнес-среду — крупные, средние, малые, микропредприятия, ИП. Ростовская область — регион, где индустрия формирует основу ВРП. Один из важнейших показателей — индекс промышленного производства, по итогам 2018 года он составил 109,7%, причем активная промышленная динамика на Дону отмечается не первый год.
По итогам прошлого года в нашем регионе в разы увеличился выпуск продукции по виду деятельности «производство компьютеров, электронных и оптических изделий». Значительный рост — в 1,3 раза — демонстрирует производство нефтепродуктов, на 8,1% возросло производство строительных материалов, на 5,6% — металлургическое производство, на 4% — производство прочих транспортных средств и оборудования.
Сплошные статистические наблюдения дополняются различными выборочными обследованиями. Проведение статистических исследований субъектов малого бизнеса регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Ежегодно наблюдается каждое третье малое предприятие, а также определенная доля микропредприятий, ИП. А вот следующее сплошное обследование малого бизнеса, которое проводится раз в 5 лет, пройдет в 2021 году. В этом же году впервые будет проводиться и сельскохозяйственная микроперепись.
Кроме того, федеральные наблюдения дополняются и региональными исследованиями. Например, в сельском хозяйстве и рыбохозяйственной отрасли, где нужны более подробные данные. Но приоритеты региональных исследований могут меняться в зависимости от задач, решаемых органами власти и управления на уровне региона, городов и районов.
При обработке всей первичной отчетности, получаемой от хозяйствующих субъектов при любых наблюдениях, мы соблюдаем строгую конфиденциальность, более того, например, отчетность по ИП просто обезличивается. РФ подписала соглашение европейских статистиков, где принцип конфиденциальности внесен в основу деятельности. Считается, что если субъект уверен в конфиденциальности, он более откровенен.
N: — Начнут ли в ближайшее время, к примеру, для достижения целей, заложенных в «Стратегии 2030» в Ростовской области, или индикаторов майского указа Президента РФ учитываться какие-то новые показатели? И как в статистике планируется использовать большие данные?
М.С.: — В декабре в Ростове мы проводили II Открытый российский статистический конгресс. На нем всесторонне рассматривался вопрос использования больших данных. Их использование — это перспектива национальных статистических служб. Желание есть, методология не проработана. Остается открытым вопрос интеграции системных статистических наблюдений и больших данных, их интерпретации. Собственники этих данных — например, сотовые операторы — коммерческие структуры, их информация — коммерческая тайна. Взаимодействие государственных и мегаинформационных структур, к примеру телекоммуникационных, требует, прежде всего, серьезной правовой проработки.
Потом надо думать, насколько новая информация всесторонне отражает те или иные стороны жизни. Сейчас много говорят о социальных сетях как об источнике big data. Но в соцсетях у нас присутствует не все население, это же определенная выборка. Пожилые люди представлены там в меньшей степени, а в Ростовской области это более четверти населения (27,1%). Большинство аудитории соцсетей — подростки, люди 30 лет. Но их позиция по любому вопросу не будет в полной мере отражать мнение всех жителей. Как дополнение, косвенные данные исследовать это можно, но, повторю, нужно тщательно продумывать методологию и правовую основу.
Работая над «Стратегией 2030», мы активно взаимодействовали с разработчиками, стремились сформировать согласованную позицию по информационной базе и мониторингу показателей «Стратегии». По моему мнению, наращивание количества показателей может быть дополнительным информационным обременением респондентов. Мы должны использовать понятные и прозрачные показатели, которые существуют в базе расчетов и которые мы можем формировать с любой периодичностью до момента окончания действия «Стратегии».
N: — Как часто статистические данные способствуют принятию управленческих решений?
М.С.: — Очень часто. Например, решение о выплате материнского капитала в целях повышения рождаемости — это в значительной степени результат переписи населения 2002 года. И все, что касается мер государства по повышению рождаемости, связано с результатами, выявленными в ходе этого крупнейшего демографического исследования. Решения о государственной поддержке для сельхозтоваропроизводителей, малого бизнеса, для инновационно активных предприятий, для территорий опережающего развития — все базируется на данных статистических наблюдений.
Для оперативного анализа ситуации, к примеру, мы проводим мониторинг системообразующих предприятий, данные которого ежеквартально рассматриваются на соответствующей комиссии. Мы разбиваем хозяйствующие субъекты на те, у кого выявлены кризисные или предкризисные явления, и в зависимости от этого органами власти разрабатываются соответствующие рекомендации топ-менеджменту предприятий и, при необходимости, меры господдержки.
Статистика выявляет и негативные, и позитивные моменты, что позволяет органам власти принимать адекватные (креативные) управленческие решения.
N: — Какие современные цифровые методы исследования рынков, потребительского поведения сейчас применяют в органах государственной статистики? Какие сферы исследуются подобным образом?
М.С.: — Определенный вектор ускоренного движения в сторону цифровизации задан в рамках общероссийской программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной в декабре 2017 года Правительством РФ. В системе государственной статистики активно внедряются новые технологии. Уже сегодня с помощью планшетных компьютеров нами проводятся выборочные обследования населения, в том числе по социально-демографическим проблемам. Для сбора данных о ценах и тарифах на потребительском рынке используем смартфоны и специализированное программное обеспечение. С помощью цифровых технологий 87% респондентов передают нам отчеты в электронном виде.
Мы готовы и к большей степени цифровизации. Но здесь важно понимать, готовы ли к ней в ближайшей перспективе хозяйствующие субъекты. Та же передача отчетов онлайн. Первичная информация на предприятии сразу должна трансформироваться в системе «1С» или другого используемого программного обеспечения и в виде статистического отчета поступить в орган государственной статистики. Но мы же понимаем, что проблема качества и достоверности статистического учета еще остается достаточно актуальной. Насколько хозяйствующие субъекты откровенны перед государством и обществом с точки зрения ведения своего первичного учета, результатов хозяйственной деятельности на микроэкономическом уровне? Думаю, что этот комплекс вопросов будет решен как раз при расширении цифровизации на всех уровнях движения информационных потоков.
Важной составляющей цифровизации является совершенствование межведомственного обмена данными. В перспективе это также существенно снизит нагрузку на различные категории наших респондентов.
Конечно, официальная статистика стала более доступна. Количество обращений к нашему сайту увеличилось кратно, по итогам 11 месяцев прошлого года — более полумиллиона обращений. Народ пользуется данными официальной статистики. Наша задача — повысив уровень статистической грамотности, увеличить востребованность и всестороннее использование официальной статистической информации.
N: — Как статистики оценивают в настоящее время долю теневой экономики региона и неофициальных доходов населения области?
М.С.: — Говоря о теневой экономике, мы должны понимать, о чем идет речь. Классическое определение включает три составляющие: нелегальная экономика (к примеру, подпольные казино), сокрытие деятельности и, наконец, неформальная деятельность. Нелегальную деятельность не учитывают нигде. Для выявления сокрытия, например, выпуска промышленной продукции тоже есть способы — так называемый итальянский метод. В самых общих чертах он заключается в сравнении показателей производства товаров и услуг и, предположим, потребления электроэнергии. Или доходы — мы смотрим не только на зарплату, но и на уровень товарооборота, чтобы понять, есть ли у населения неучтенные доходы. Согласно существующим методикам все это досчитываем. В разных видах деятельности по-разному. Неформальная деятельность — это, к примеру, домашнее хозяйство, рукоделие и продажа изделий без патента, для юга России характерен еще и такой вид деятельности, как ведение личных подсобных хозяйств. Учитывая эту характерную для юга России специфику, по итогам опроса населения, который проводится в рамках выборочного обследования рабочей силы, доля граждан, занятых в неформальном секторе экономики, составляет 27,8% к общей численности занятого населения области. Несколько выше у наших соседей в Краснодарском крае (32,5%) и Астраханской области (31,4%). В среднем же по ЮФО этот показатель сложился на уровне 30,7%.