«Законопроект о помощи погорельцам готов»
Окончательный вариант регионального закона о помощи ростовчанам, пострадавшим в августовском пожаре, появится в ближайшее время после выхода соответствующего постановления правительства РФ, рассказал председатель областного Законодательного Собрания Александр Ищенко. Местные парламентарии изучили законодательство ряда регионов, столкнувшихся с катастрофами.
Фото Михаила Мальцева. Ближайшая сессия Законодательного Собрания области внесет новую порцию поправок в закон о поддержке обманутых дольщиков. Субсидии на подключение проблемных домов к инженерным сетям теперь будут предоставляться авансом. Реестр проблемных объектов долевого строительства как юридический критерий будет исключен. В 2018 году может быть принят закон о Ростове как административном центре области. В ближайшие месяцы депутаты обсудят законопроект об опорном вузе Ростовской области, которым может стать ДГТУ. N: — Законодательное Собрание не часто становится ответчиком в суде. Как вы относитесь к иску дольщиков ЖК «Европейский», которые через суд требуют изменить областной закон о поддержке обманутых дольщиков?
А.И.: — Мы всегда очень серьезно относимся к таким делам. Заявленный сейчас иск был всесторонне проанализирован. С правовой точки зрения он бесперспективен. Почему? Потому что федеральное законодательство, по моему убеждению, не обязывает региональные власти к принятию решений по таким вопросам. Принять областной закон — это инициатива областных властей. В этой ситуации любое требование юридической ответственности не имеет под собой оснований.
Думаю, главное значение такого заявления в суд — еще раз привлечь внимание органов власти к проблеме пострадавших дольщиков. Законодательное Собрание и правительство области занимаются работой по их поддержке очень серьезно. Требования, которые сформулированы в заявлении, практически полностью воспроизводят текст рекомендаций парламентских слушаний, с которыми Законодательное Собрание обратилось в правительство области: отменить реестр проблемных домов и убрать временные границы его формирования. То есть мы эту задачу поставили перед собой еще 2,5 месяца назад. И все это время вместе с профильными министерствами и с коллегами в Москве обсуждали перспективы урегулирования этой проблемы в целом. В свое время сроки включения домов в реестр проблемных были сформулированы нами не произвольно, а с учетом положений федерального законодательства. Сейчас оно изменилось, появился гарантийный фонд и новый порядок работы с проблемными дольщиками. И это позволит будущие проблемы решать уже за счет средств этого фонда. Данная проблема неспецифична для области, она характерна для всей страны.
В целом Ростовская область в расчете на одного жителя или на 1 кв. м вводимого жилья занимает далеко не первое место по количеству пострадавших дольщиков. По методике федерального учета у нас всего 1550 обманутых дольщиков, но мы-то знаем, что их больше 4,7 тысячи. В области удельный вес проблемных домов к общему объему строящегося жилья небольшой — от 1% до 4%, в зависимости от года и методики оценки. Но полагаю, что ситуацию нельзя считать нормальной, даже если есть хотя бы один обманутый дольщик.
На сессии 19 октября мы планируем рассмотрение законопроекта, который предусматривает несколько более широкие и, надеюсь, эффективные дополнения в закон, чем требования, которые перед нами ставят дольщики «Европейского».
N: — О каких изменениях идет речь?
А.И.: — До принятия нового федерального законодательства, которое ввело такой инструмент, как гарантийный фонд, было сложно найти решение, которое устроило бы и людей, и отрасль в целом.
Сейчас мы можем предложить людям новые механизмы. Теперь мы знаем окончательный объем проблемы и можем приступить к поэтапному ее решению.
В июле мы внесли изменения в областной закон о поддержке дольщиков, в соответствии с которым нормативно закрыли проблему достройки домов, где есть федеральное финансирование, — в Шахтах. В этом году там планируется ввести в эксплуатацию 4 многоквартирных дома высокой степени готовности. И деньги для этого в бюджете 2017 года уже предусмотрены. В следующие два года планируется ввести еще 6 домов, и останется 2 дома, чьих дольщиков перебросят на другие объекты. То есть по Шахтам за 2 года проблема должна решиться. На ближайшем заседании Законодательного Собрания будут рассмотрены еще две поправки в областное законодательство. Первое: субсидии на подключение проблемных домов к инженерным сетям, которые раньше выплачивались по факту выполненных работ, теперь будут предоставляться авансом. Второе: реестр проблемных объектов долевого строительства как юридический критерий будет исключен. Тем самым устранится различие в подходах между объектами, строительство которых началось до или после 21 июля 2010 года. В этом году в Ростове будет достроено и введено в эксплуатацию 5 проблемных домов, в первую очередь за счет оплаты из бюджета стоимости техприсоединения к коммунальной инфраструктуре. Такая мера позволит, по предварительным расчетам, в следующем году достроить еще 10 домов высокой степени готовности. Это существенно уменьшит количество обманутых дольщиков. Но есть дома, где построено всего 2 этажа или вообще есть только котлован. На встрече с дольщиками у губернатора 6 октября мы обсудили дальнейшие возможные способы решения этой проблемы.
N: — Что это за способы?
А.И.: — Первое — это выделение субсидий жилищно-строительным кооперативам на достройку домов. То есть выделение прямого финансирования не строителям, а пострадавшим людям. Через этот механизм можно будет разрешить еще часть проблем в ближайшие полтора года.
N: — Такие прецеденты уже где-то есть?
А.И.: — В двух субъектах федерации аналогичные механизмы используются. И есть еще один способ, который мы также прорабатываем, — выкупать за счет бюджетных средств у граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации, право требования на те суммы, которые они внесли на долевое строительство. Но подобным образом мы точно не можем поступать в отношении тех, для кого жилье в проблемном доме не является единственным. Задача — помочь в первую очередь тем, кому больше негде жить. С другими дольщиками работу нужно будет выстраивать по-иному, и мы будем искать такие механизмы. Губернатор принял решение создать центр правовой поддержки дольщиков. Правительство области и Законодательное Собрание ищут комплексное решение проблемы, чтобы в основном решить ее до конца 2019 года. Октябрьские поправки в закон будут не последними.
N: — Каким образом Заксобрание участвует в решении проблем ростовчан, пострадавших в пожаре 21 августа?
А.И.: — Федеральным законодательством предусмотрены определенные гарантии защиты жилищных прав пострадавших при пожаре в Пролетарском и Кировском районах Ростова. Но эти нормы, мягко говоря, не универсальны и, по нашей оценке, покрывают не больше 20% случаев, которые возникли в нашей чрезвычайной ситуации, да и вообще в подобных ситуациях. Мы анализировали законодательство многих регионов, которые сталкивались с наводнениями, природными пожарами, техногенными катастрофами, и увидели, что коллеги, которые имели дело с подобными проблемами, обращались к Федерации с просьбой дать им возможность на региональном уровне устанавливать дополнительные гарантии людям, попавшим в ЧС.
N: — Что имеется в виду?
А.И.:— По закону, если жилье утрачено в результате чрезвычайной ситуации, за счет средств федерального бюджета дается государственный жилищный сертификат (ГЖС) на приобретение нового жилья исходя из социальной нормы, но не больше размера сгоревшего жилья. То есть семья из трех человек может получить сертификат на 54 кв. м, но если они, например, жили в доме площадью 40 кв. м, то ГЖС будет рассчитан не более чем на 40 кв. м. Умножьте это на федеральный стандарт стоимости 1 квадратного метра — 36,7 тысячи рублей, и получается очень незначительная сумма. Кроме того, пожар случился на территории, где высок уровень самозастроев, самозахватов, не введенных в эксплуатацию жилых домов. Кто-то не ввел дом в эксплуатацию, чтобы не платить налог на имущество, другой без оформления пользовался муниципальным земельным участком и построил дом. Муниципалитет не дает разрешения на ввод, но и не выселяет, потому что, к примеру, там живет многодетная семья. Таких ситуаций десятки. Есть четыре случая, когда собственники умерли 3–10 лет назад, а их жилье сдают в аренду посторонние люди. Поразивший меня случай: гражданин Украины много лет живет в Ростове, когда-то арендовал жилье у дедушки, умершего лет пять назад. И теперь этот молодой человек уже четыре года сдает чужую собственность другой семье из Украины. И все они после пожара пришли за компенсацией.
Или другой случай. У 76-летней женщины умер сын, а она не вступила в наследство на его долю и теперь не может сделать этого, потому что дом сгорел и нельзя вступить в наследство на объект, который утрачен. Собственность на землю не оформлена. В доме 3 собственника. По закону она может получить сертификат на 11 кв. м — треть от причитающейся нормы в 33 кв. м. И подобных случаев очень много.
Представляете клубок проблем? Создан центр правовой поддержки, куда люди со всем этим приходят. В первые дни юристы сходили с ума. Но надо искать выход, потому что, если строго следовать федеральным правилам, по нашим подсчетам, только 15% пострадавших могут получить сертификаты и решить свои жилищные проблемы.
Например, в официальных списках 692 пострадавших. Но 188 из них не были официально зарегистрированы на сгоревшей территории, хотя фактически там проживали, а для 143 человек сгоревшее жилье не было единственным. С формально-правовых позиций жилищные компенсации предоставляются только за тот объем, который сгорел, если ты там жил и был зарегистрирован и если у тебя нет никакого другого жилья. Ничто другое в расчет не берется.
Губернатор встретился с президентом еще 28 августа и обратился к нему с просьбой о поддержке. С первого дня после пожара правительство области, Законодательное Собрание вместе с федеральным правительством отрабатывают дополнительные механизмы защиты жилищных прав, объемы федеральной помощи как собственникам, так и тем, кто проживал на каких-то других условиях.
Именно поэтому принципиальным было решение добиться установления дополнительных, более справедливых применительно к ситуации мер защиты жилищных прав пострадавших граждан. Сегодня процесс согласования находится в завершающей стадии. В ближайшее время мы будем иметь четкое понимание того, какой объем финансовой помощи будет получен из федерального бюджета и что регион сможет добавить из областного. По примерным оценкам, для решения этой проблемы необходимо 500–550 млн рублей.
N: — Появится ли специальный региональный закон по этому поводу?
А.И.: — Законопроект о помощи погорельцам готов, но его окончательный вариант появится после выхода соответствующего постановления правительства РФ. Наша цель — создать такой механизм, который максимально защитил бы жилищные права людей.
К тому же есть масса других нюансов: кто-то из пострадавших хочет строить новое жилье, а кто-то — нет. В этом же районе или в другом. Одни хотят квартиру только в центре. А другие, если она будет больше прежней, — хоть в Суворовском. Насколько я знаю, есть предварительная договоренность городских властей с застройщиками «Красного Аксая», это всего несколько остановок от места пожара, хороший жилой комплекс. Первая очередь уже готова. Не исключено, что погорельцам будут предлагать жилье там.
N: — 16 октября, возможно, будет принято решение о регистрации инициативной группы, которая в рамках гражданской инициативы готова собирать подписи и добиваться корректировки областного закона, чтобы вернуть всенародные выборы мэров городов. Как вы относитесь к этой идее?
А.И.: — За год работы председателем Законодательного Собрания я не встретил ни одного обращения от жителей области, которые ставили бы вопрос о том, что действующий закон о порядке избрания глав администраций их не устраивает.
Безусловно, для политических партий, которые претендуют на участие в предстоящих выборах, наличие этого закона — козырная карта. Я убежден, что данные инициативы — это начало избирательной кампании. Для кого-то — по выборам президента, для других — в Законодательное Собрание области. Тема для политиков благодарная. Власть всегда можно представить в роли политического жандарма, не вдаваясь при этом в детали, что, вообще-то, большая часть Европы живет по такой же процедуре формирования муниципальной власти. Что в этом антидемократичного, коллеги не уточняют.
Действующий порядок избрания глав администраций и глав муниципальных образований через представительный орган появился чуть больше двух лет назад. Сказать, что за это время система муниципального управления проявила себя исключительно с отрицательной стороны, не могу. Все помнят таганрогскую эпопею, ситуацию в Азове и других городах. Тогда возмущенные граждане обращались к Законодательному Собранию и губернатору: отстраните от должности избранного нами мэра. Города разваливались. Товарищей, которые сегодня поднимают тему выборов, не было слышно.
Ни одна модель управления никогда не будет иметь абсолютной поддержки. Я лично сторонник выборности и мэров, и губернаторов, и высших должностных лиц государства. Но любое общество имеет определенные этапы своего развития. Действующая сегодня модель избрания глав администраций вполне отвечает этапу развития политической системы, который проходит наша страна. У нас единицы регионов в стране, которые сохранили проведение выборов глав городов и районов.
Я думаю, должен закончиться полный избирательный цикл. Мы ввели эту модель с 2015 года. На мой взгляд, нужно проработать с ней 5 лет, проанализировать плюсы и минусы. У нас до сих пор работают избранные главы администраций — в Новочеркасске, Батайске, Новошахтинске. Абсолютно нелогично шарахаться от одной модели к другой спустя всего два года.
С точки зрения финансов областной референдум об изменении модели формирования муниципальной власти будет стоить не меньше 300 млн рублей, по оценке избирательной комиссии. Можно провести социологическое исследование и выяснить позицию людей. И стоить это будет в триста раз дешевле.
Когда мы переходили от выборов всеобщих к выборам через представительный орган, мы говорили о существенной экономии средств местных бюджетов: в среднем от 300 до 500 млн рублей на одну избирательную кампанию, а за весь выборный цикл это около 1,5 млрд рублей. Но жизнь дорожает, и стоимость выборов увеличивается. Прежде чем выходить с такой инициативой, политически ответственные силы, выдвигая какую-то идею, должны сказать: она будет стоить столько-то.
И главный вопрос: что изменится, если мы вернем институт прямых выборов? У человека появится дополнительная возможность раз в пять лет проголосовать за мэра. Сколько людей ходит на выборы муниципального уровня? Областной референдум состоится в том случае, если явка превысит 50%. На выборах губернатора она была 48%, на выборах в Законодательное Собрание — около 40%, на муниципальных выборах — 25% и меньше. Если инициаторы утаивают от людей эти цифры или им в голову не пришло подумать, сколько это стоит, можно ли им доверять? Кого они тогда представляют, кроме собственных политических интересов?
N: — Год назад, когда вы избирались в депутаты, заметным элементом кампании была инициатива о принятии закона о Ростове как административном центре региона. В какой стадии эта идея?
А.И.: — В тех регионах, где приняты законы о статусе административных столиц, их основной мотив — дополнительные финансовые ресурсы. Абсолютно везде административный центр — драйвер экономического роста. Города-миллионники — главный локомотив для страны в целом, они всегда имеют хорошие бюджетные ресурсы и являются донорами для остальных территорий. Идея закона о Ростове не новая, первый проект появился еще в 2001 году.
Сейчас основная идея — запретить изъятие у Ростова средств, которые получены сверх норматива. То, что город зарабатывает дополнительно, надо оставлять ему на развитие. Сегодня так и происходит, и это связано с подготовкой к чемпионату мира. Но ЧМ закончится, и городу нужны новые перспективы. Закон может стать серьезным подспорьем для городской власти. Мы с Виталием Васильевичем Кушнаревым обсуждали целесообразность его подготовки, составные части. Кроме дополнительных финансовых возможностей он, например, может дать городу больше административных полномочий применительно к наведению порядка, мерам воздействия на нарушителей административного законодательства, появится возможность прописать в законе перспективные направления развития городской агломерации. Мы наметили для себя принятие этого закона на 2018 год. Это мое предвыборное обещание, а я привык свои обещания выполнять.
N: — В сегодняшнем составе Законодательное Собрание работает последний год. Какие законы депутаты обязательно должны принять в этом созыве?
А.И.: — И в 2017-м, и в 2018-м продолжим тему дольщиков. До конца года, как говорил, примем областной закон о социальной поддержке граждан, пострадавших при пожаре 21 августа. Кроме того, мы продолжаем работу над законопроектом о туризме в Ростовской области. Удлиненный срок его подготовки связан с тем, что мною была поставлена задача сразу увязать его со всем пакетом подзаконных актов. В конце этого года — начале следующего будем обсуждать законопроект об опорном вузе Ростовской области. ДГТУ получил новый импульс развития, в него вошло несколько вузов. Есть интересный проект развития университета, он требует законодательного подкрепления. Над этим мы работаем и будем его обсуждать совместно с вузовской общественностью.
К этой теме примыкает тема закона о науке и научно-технической деятельности. Ростовская область имеет большой научно-технический потенциал, не используемый на 100%. Мы работаем с правительством и общественностью над выработкой механизмов поддержки этой деятельности на областном уровне. До конца года планируем внести его на рассмотрение.
Надеемся получить от Федерации право освобождать от налога на прибыль определенные инвестиционные проекты. И, вероятно, нам потребуется менять областное законодательство. Помимо этого вступил в силу новый федеральный закон о приграничном сотрудничестве. И нам нужно думать об областном законе на эту тему. Рано или поздно внутриукраинский конфликт закончится и нужно будет переходить к нормальному режиму взаимодействия.