Застройщика районов притормозили из-за нехватки дорог
Глава администрации Ростова Алексей Логвиненко заявил, что город конфликтует с объединением застройщиков «ВКБ-Новостройки» и не дает новых разрешений на строительство, пока не будет построена альтернативная дорога в Суворовский микрорайон. В «ВКБ» отмечают, что компания не сможет строить новые социальные объекты и дороги, если разрешений на строительство жилья выдавать не будут. Эксперт отмечает, что подобные споры ведутся во многих регионах, сегодня определяются новые правила игры: так как муниципальные бюджеты не растут так быстро, как темпы строительства, застройщикам приходится брать «социалку» на себя и включать эти затраты в стоимость квартир.
По данным Единого реестра застройщиков (ЕРЗ), объемы текущего строительства объединения застройщиков «ВКБ-Новостройки» в Ростовской области на февраль 2021 года составили 108 тыс. кв. м. Это в 2,3 раза меньше, чем было год назад. За год компания вышла из тройки лидеров и переместилась на 8-ю строчку рейтинга. Сейчас у компании 6 строящихся домов (учитываются объекты с опубликованными проектными декларациями) в Суворовском и Платовском районах, а годом ранее было 16.
При этом компания в Ростовской области стала лидером рынка по объему введенного в 2020 году жилья. Она вышла на показатель 137 тыс. кв. метров, что на 25,6% больше, чем в 2019 году.
Разнонаправленное движение в рейтингах текущего строительства и объема ввода вызвано тем, что в 2020 году объединение не получило ни одного нового разрешения на строительство в донской столице. Это подтверждают поквартальные справки департамента архитектуры и градостроительства Ростова о выданных документах.
На минувшей неделе глава городской администрации Алексей Логвиненко на заседании Ростовской гордумы рассказал о причинах, по которым инвестору не выдаются новые разрешения на строительство:
— Микрорайон Суворовский номер один по приоритету, его нужно дорабатывать. Вы знаете, что сегодня у нас конфликт с инвестором, мы больше разрешений на строительство МКД не даем, — сообщил Алексей Логвиненко. — Инвестору это очень не нравится. Мы понимаем, что если будет продолжаться сегодняшняя ситуация, то даже улица Вавилова, которую мы реконструируем, через 3-4 года снова будет перегружена. До тех пор, пока у нас не будет альтернативных выезда и въезда в микрорайон, о новой застройке вопросов нет. Мы проектируем там два детских садика, школу, доделываем пешеходную зону. Мы понимаем, что там работа большая, запланировали построить подстанцию скорой медицинской помощи. Мы много встречались с жителями. Допущенные ранее ошибки будем исправлять.
— Конфликта между «ВКБ-Новостройки» и властями города быть не должно, так как у нас одинаковые задачи: выполнять национальные проекты «Жилье» и «Комфортная среда», — прокомментировал слова градоначальника руководитель ростовского направления объединения застройщиков «ВКБ-Новостройки» Николай Бритвин. — Но надо совместно разработать дорожные карты и синхронизировать работу по возведению жилья и созданию социальной инфраструктуры. Вот уже месяц мы совместно с минстроем Ростовской области и администрацией города разрабатываем такой документ. У власти нет к нам претензий, мы просто быстро строим. Мы осваиваем огромный участок, сами полностью создали инженерную инфраструктуру. Кроме того, за собственные деньги строили пожарное депо, поликлинику, детсады, межквартальную дорогу — вложили десятки миллионов рублей. Мы социально ответственная компания: социальные объекты город выкупает у нас по цене ниже себестоимости, тем не менее мы уже спроектировали за свой счет еще два детсада и готовы приступить к их строительству. Хотим за свой счет спроектировать дорогу «Орбитальная-2», которая соединит Суворовский район с Платовским. В Суворовском рано или поздно будут жить 150 тыс. человек. Надо заниматься развитием этого района, везти проекты в Москву, чтобы претендовать на федеральную поддержку. Мы построили много домов и готовы дальше строить, хотим, чтобы социальная и дорожная инфраструктура наших районов тоже была на высоте. У нас хороший количественный задел проектов на будущее, но если нам не будут выдавать разрешения на строительство, то на какие средства мы будем строить те же социальные объекты и дороги? Нельзя мешать строителям, которые создают жилье и дают работу смежным отраслям с 10-кратным мультипликатором.
Гендиректор компании «Лендлорд-Эксперт» Игорь Смолев отмечает, что у «ВКБ-Новостройки» есть много объектов в запасе: компания ранее получила большое количество разрешений на строительство и есть объекты, к строительству которых она еще не приступала. Объем не введенного в стройку жилья, по его данным, составляет 183,9 тыс. кв. м.
— Мы открыли офис продаж в Суворовском районе и видим, что там растут объемы продаж квартир как в строящихся домах, так и уже в сданных, — говорит гендиректор компании «Титул» Евгений Сосницкий. — Компания активно строит новые дома, параллельно занимается благоустройством, осваивает территории под объекты нежилой инфраструктуры, прокладывает дороги.
По мнению Сергея Иванова, собственника строительно-инвестиционной корпорации «Девелопмент-Юг», работающей в пяти регионах России, в том числе и в Ростовской области, претензии ростовских властей к застройщикам объясняются бюджетными сложностями, возникшими в год пандемии.
— Прошедший год был сложным, даже богатая Москва впервые столкнулась с дефицитом бюджета. Дискуссии о «социалке» возникли во всех регионах. Например, в Краснодаре уже восемь месяцев не выдают разрешения на строительство, поскольку определяются новые правила игры. Вместе с жильем надо строить и социальные объекты. Если бюджет не растет так быстро, как темпы строительства, надо включать затраты в стоимость квартир. При поквартальной застройке строительство детских садов и школ добавит около 6 тыс. рублей на кв. метр. К такому решению склоняются власти Краснодара, Санкт-Петербурга. Думаю, и Ростов пойдет по этому пути. На мой взгляд, хорошо, если, во-первых, эти требования будут предъявлены только при выдаче новых разрешений. Во-вторых, правила должны быть прозрачны и едины для всех, включая тех, кто строит точечно. Цена затрат на «социалку» может быть разной, но должна утверждаться на уровне городской Думы или Законодательного Собрания.