Владимир Правдивый: «Это экономический вандализм»
Российский рынок рекламы ждут значительные изменения в случае принятия поправок к закону «О рекламе», устанавливающих новые правила регулирования сферы, уверен генеральный директор «Авито» Владимир Правдивый. О главных трудностях и вызовах, которые встанут перед игроками рынка, он рассказал в интервью изданию «Лента.ру».
Новая версия закона, в числе прочих нововведений, предполагает создание единого оператора цифровых рекламных конструкций для наружной рекламы и классифайдов. По замыслу инициаторов изменений, новация должна способствовать укреплению информационной безопасности страны. Участники рынка классифайдов считают закон непродуманным, дублирующим существующее законодательство и разрушающим веру ИТ-компаний в поддержку отрасли. Они уверены, что такие инициативы откатят общество и технологии к началу века и приведут к оттоку ИТ-талантов. Несмотря на то, что поправки к закону были приняты в первом чтении, против него уже высказались: ФАС, Минпромторг, Минэк, «Опора России», АКИТ, РАЭК, Российская Гильдия риелторов, РСПП, правительство Москвы, к ним присоединились АНО «Цифровая экономика», «Сбер», «Яндекс» и почти все игроки рынка. Публикуем полный текст интервью генерального директора «Авито» Владимира Правдивого изданию «Лента.ру».
— Владимир, как вы можете в целом оценить поправки в закон «О рекламе»?
— Сам по себе закон, в случае его принятия в текущем виде, станет без преувеличения необоснованным наказанием для всех участников рынка: компаний, населения, ИТ-сообщества и в целом экономики.
Крупнейшие участники отрасли, бизнес и общественные организации уже отправили письма в правительство и Госдуму с просьбой пересмотреть законопроект и исключить из него доски объявлений. ФАС вынесла отрицательную рекомендацию, так как сам законопроект исключает любую конкуренцию и приведет к ухудшению бизнес-среды и качеству услуг и продуктов для пользователей.
— Почему так? Как он повлияет на сложившийся ландшафт рынка классифайдов?
— Из-за того, что в одном законопроекте смешали абсолютно разные по типу бизнеса модели — рынки цифровых продуктов, электронных объявлений и наружной рекламы, принятие этого закона приведет к закрытию таких сервисов, как «Авито». И на что бы он ни ориентировался изначально, это окажет критически негативное влияние не только на индустрию. «Авито» ежемесячно используют 56 миллионов россиян, а значит, последствия этого закона коснутся каждой российской семьи. Сложно встретить человека, у которого нет аккаунта на «Авито».
Что касается ландшафта — в России в результате конкуренции и предпринимательской инициативы сложилась одна из самых сильных в мире индустрий сервисов объявлений. Что она собой представляет? Это сверхтехнологичные онлайн-платформы, где россияне решают свои ежедневные вопросы: покупают и продают товары, автомобили, квартиры, ищут работу и находят разных специалистов, от строителей до репетиторов. Это индустрия разная, она решает широкий спектр проблем пользователей.
И говорить лишь об одном рынке невозможно. Например, заказ репетитора через «Профи.ру» — не то же самое, что покупка коляски через ««Авито» Доставку» или квартиры с ипотекой через «ДомКлик».
Наша отрасль нанимает десятки тысяч человек, платит десятки миллиардов рублей налогов. Она прошла путь от простых сайтов объявлений до полноценного маркетплейса. Современная индустрия объявлений — это де-факто витрина с полноценными карточками товаров. Если частное лицо во Владивостоке, например, выставляет детское кресло, то покупателю в Калининграде достаточно нажать кнопку — и с помощью интеграции сервиса с Тинькофф банк, Сбербанком или «Киви» и, например, «Почтой России» он получает комплектную посылку точно в срок. И только после этого его деньги переведут продавцу.
Это уже полностью транзакционная модель безопасной сделки, а не рекламная. Мы сотрудничаем с крупнейшими логистическими операторами в стране — «Сберлогистикой», DPD, PickPoint, строим собственные пункты выдачи товаров. Наши клиенты могут отправлять и забирать товары с помощью сделки на «Авито» через 38 тысяч пунктов «Почты России». «Авито» только за 2022 год планирует инвестировать порядка 3,5 миллиарда рублей в развитие доставки в России, большая часть этих денег пойдет на субсидирование ее для частных пользователей, чтобы им было выгоднее и безопаснее продавать или покупать нужные для семьи товары из любой точки России.
— Авторы закона говорят о создании единого оператора. Можно ли создать агрегатор или аналог «Авито»? И сколько это может стоить?
— 9 женщин за 1 месяц не смогут родить одного ребенка. «Авито» — классифайд номер один по посещаемости в мире. Такие компании создаются и рождаются раз в десятилетия. Это единороги, выпестованные десятилетиями конкуренции и развития. Успех «Авито» — это метод интеллектуальных проб и ошибок. Чтобы создать «Авито», потребовались инвестиции в сотни миллиардов рублей. Для примера — только в ИТ-команду мы ежегодно вкладываем больше 10 миллиардов рублей, в инструменты безопасности на платформе — 3–4 миллиарда рублей.
И дело не только и не столько в финансовых затратах. В эту индустрию вложены десятки тысяч человеко-лет интеллекта. Существующие успешные сервисы объявлений — это совокупность сложного продукта (программного кода, офлайн-интеграций, транзакций), аудитории и работы десятков тысяч опытных человек, которые в режиме 24/7 поддерживают работоспособность сервиса. Можно, конечно, попробовать воссоздать похожую модель с нуля, но это будет лишь реплика, и гарантий такого же успеха никто не даст. Потому что за любым успехом стоит своя команда и своя путеводная звезда.
— Единый оператор позиционируется как мера повышения безопасности. Насколько необходимы такие изменения?
— Сама инициатива дублирует уже действующее законодательство, так как наша индустрия и так очень сильно регулируется. К примеру, недавно был принят закон, который вносит поправки, ужесточающие требования к операторам персональных данных. Таким образом, этот пункт уже дублируется с обоснованиями авторов закона о рекламе и поэтому делает его избыточным.
Что касается контроля контента на легитимность — на классифайдах нельзя просто взять и опубликовать объявление: каждое из них будет проверяться модераторами на предмет его соответствия законодательству. Только в нашей компании 850 человек занимаются их проверкой. В их числе — 350 инженеров, построившие современный искусственный интеллект, который отрабатывает основной поток, и еще 500 человек, которые в ручном режиме разбирают отдельные случаи: например, после блокировки по жалобам пользователей или по подозрению в несоответствии законодательству.
Все компании индустрии, включая «Авито», сотрудничают с регуляторами по всем законодательным инициативам. Так, мы первыми на рынке совместно с Минцифрой интегрировали в платформу услугу по верификации пользователей через «Госуслуги» с помощью приложения «Госключ». Для этого мы прошли и регулярно проходим все необходимые проверки.
Принятие поправок в закон и запрет классифайдов будет означать, что, во-первых, будут наказаны добросовестные компании, которые всегда соблюдали законодательство. Де-факто это обесценивает усилия государства по росту законопослушности бизнес-среды.
Во-вторых, пользователей фактически вытолкнут в серую и опасную зону, которая никак не регулируется — в сторонние мессенджеры, в том числе «Телеграм», «Ватсап», иностранные соцсети и другие платформы. Это все дезориентирует потребителя, создает вокруг него хаос, обнуляет его опыт. «Авито» годами формировал в людях привычку пользоваться внутренними чатами платформы, чтобы уберечь их от действий мошенников, учил их действовать безопасно через собственные алгоритмы и инструменты, выстраивал связи между клиентами, прокачивая репутацию и доверие.
Наша платформа — это сложная система, в которой переплелись технологии, накопленный опыт, знания и история наших пользователей. Закрыть «Авито» — это вырвать каждого из 56 миллионов пользователей с корнями из выстроенной вокруг него экосистемы сервисов, выбить почву из-под ног человека, который создал вокруг себя зону экономического и социального комфорта и безопасную среду.
В-третьих, нельзя забывать, что создание единого оператора и сосредоточение всех процессов в одном узле — это не безопасность, это уязвимость. Помимо ущерба для здоровой конкуренции, это еще и риск складывания всех яиц в одну корзину. Это недальновидно и подвергает риску как безопасность, так и защищенность данных миллионов пользователей.
— Тем не менее сегодня в стране остро стоит проблема мошенничества, и цифровая среда привлекает массу злоумышленников.
— Мошенники — это следствие, а не причина — это болезнь общества. Одной аутентификацией эту проблему не решить. Любой банк идентифицирует своих клиентов по паспорту, но злоумышленники используют для своей деятельности не банки, а сторонние мессенджеры и звонки по телефону. И данный законопроект только подстегнет развитие подобных схем. Классифайды есть и всегда были мощным барьером на пути мошенников. Наши пользователи комплексно защищены внутри платформы, и пока они остаются внутри этого защитного круга — они в безопасности. Что будет, если убрать этот барьер? Криминализация онлайн-торговли. Сценарий потребления вернется к 90-м, когда перепродажа вещей осуществлялась через расклейку объявлений на заборах, авторынки и спонтанные барахолки, уличные развалы. Подвергать такой опасности и дискомфорту людей просто нельзя. Пользователю нужно помогать и сопровождать на всех этапах сделки, страховать от неверных решений, подсказывать правила поведения, препятствовать негодяям и выгонять их из экосистемы честного пользователя. Существующие классифайды за 25 лет научились делать это лучше других. Мы работаем в сегменте социальной коммерции и интегрировали в себя лучшие технологии защиты пользователей из разных форматов онлайн- и офлайн-торговли. Это наш собственный уникальный продукт.
— Ваши оппоненты заявляют о наличии недружественных акционеров, — чем может парировать «Авито»?
— Фактами. В обсуждении таких вопросов нужно видеть всю картину целиком, а не фрагментарно. Конечный бенефициар «Авито» на текущий момент — фонд-инвестор из Южной Африки, относящийся к странам БРИКС — дружественных нам государств. Но самое главное — он уже заявил о продаже компании. Напомню, что есть и второй законопроект — депутата Госдумы Антона Горелкина, который ограничивает долю иностранного владения в российских компаниях. Поэтому, даже если авторы поправок в законе о рекламе обвиняют компанию в иностранной структуре акционеров, то нужно помнить, что этот вопрос уже проактивно решается самими акционерами и будет регулироваться другим, принятым в первом чтении документом.
К «Авито» сейчас приковано пристальное внимание во всем мире. То, что сейчас происходит с компанией, — это момент истины и станет для всего российского бизнеса и ИТ-сообщества маркером того, как будет регулироваться индустрия и можно ли верить озвученным гарантиям безопасного развития в будущем.
— Если примут поправки, к каким, на ваш взгляд, эффектам это приведет?
— Это экономический вандализм. Эффект будет очень токсичным и непредсказуемым. Но точно можно сказать, что не останется тех, кого это решение не затронет. По нескольким причинам.
Во-первых, и самое главное: классифайды — это не социальная сеть, не онлайн-магазин, это пронизывающая общество инфраструктура с миллионом жителей, их нельзя взять и переселить на другую платформу. Это образ жизни и привычка практически каждого россиянина. Представьте, что вы приходите домой, где недавно сделали ремонт, устроили собственный быт, завели домашнего питомца, расставили домашние фотографии, тапочки, посадили растение, пригласили друзей на ужин — и видите, что вместо дома — пепелище, со всеми вашими вещами и документами, планами и надеждами.
Такие платформы, как «Авито», и есть виртуальная домашняя среда для людей. Закрыть «Авито» — это ухудшить жизнь людей и откатиться к тому, с чего они начинали десятки лет назад, фигурально заставить клеить объявления на подъездах и отдать их в руки мошенников.
Во-вторых, будет нанесен удар по малому и среднему бизнесу — ведь «Авито» и аналогичные сервисы («Авто.ру», «Юла») стали самыми эффективными и удобными площадками для продвижения предпринимательства в России. Принятие этого закона означает, что классифайды будут вынуждены прекратить деятельность. А если исключить из площадки частные объявления — она умрет с точки зрения трафика и не будет интересна бизнесу.
В-третьих, будет уничтожена индустрия с десятками тысяч рабочих мест, включая значительное количество уникальных специалистов, которые неизбежно начнут искать работу за рубежом. А ведь наше правительство в последнее время провело большую работу по удержанию интеллектуального таланта в стране.
Четвертым эффектом станет ущерб каждой российской семье, простым людям и значительной части бизнесов. Россияне уже привыкли к продвинутым и комфортным ИТ-сервисам, и Россия справедливо ими гордится. Если сейчас уничтожить такие платформы социальной коммерции, как «Авито», то ни одна компания — частный или государственный оператор — не сможет даже за три года создать аналогичный продукт.
Потребуются, как я говорил ранее, инвестиции в сотни миллиардов рублей и годы.
И здесь появляется пятый аргумент: за чей счет они будут осуществляться? Вместо пополнения бюджета десятками миллиардами рублей только в виде налогов государство должно будет тратить его на спонсирование частной компании для воссоздания успешных и привычных сервисов. Важно понимать, что пользователь «голосует рублем», и к голосу этому нужно прислушиваться. Можно ликвидировать индустрию, можно запретить заниматься этим бизнесом российским компаниям, но нельзя заставить человека пользоваться тем, что не удобно. Так их только вытолкнет в сферу, где не действуют никакие нормы и ограничения.
— Владимир, от депутатов звучала информация, что компании с иностранными инвесторами передают данные россиян за границу в «недружественные» страны. Это достоверная информация? Зачем кому-то знать, что я продаю велосипед?
— Мы, как любая российская компания, понимаем вопрос важности национальной безопасности. Нет ни одного установленного судом факта утечки данных со стороны классифайда. «Авито» не производит трансграничную передачу данных частных российских пользователей. И никто за рубежом не имеет к ним доступа, вопреки опасениям инициаторов проекта. С точки зрения хранения персональных данных компания «Авито» проходила проверки Роскомнадзора, и всем понятно, что никакие физические или иностранные лица не имеют доступа к данным, которые хранятся здесь, в Российской Федерации, с точным соблюдением закона. При обсуждении таких судьбоносных для российской экономики инициатив очень хочется надеяться, что сторонники этих законопроектов будут опираться на факты, а не на городские легенды или заведомо искаженную информацию.
— В рамках недавно прошедшего в Государственной Думе круглого стола, на котором нормы законопроекта обсуждались депутатами и представителями бизнеса, один из депутатов предложил участникам выступить с конкретными предложениями относительно этого законопроекта. В чем состоит ваше?
— Мы считаем, что необходимо исключить регулирование классифайдов из текста законопроекта, который сейчас готовится ко второму чтению. Здесь нет и не может быть промежуточного варианта. Создание одного монопольного оператора — это разрушение всей нашей индустрии. А кроме того — наказание практически всех россиян, российского малого и среднего бизнеса и удар по российскому бюджету. Стабильность любой экономики кроется в уверенности и стабильности общества.
Мы готовы обсуждать и внедрять инициативы, которые с помощью нашей платформы сделают нашу экономику и страну сильнее и благополучнее, а жизнь каждого россиянина и предпринимателя — стабильнее. Но это возможно только при аргументированном диалоге, обсуждении, в которое ни нас, ни кого-то из индустрии на стадии разработки никто не приглашал.
Напомню, что «Авито» — это 56 миллионов человек, сотни тысяч бизнесов, 5 тысяч сотрудников, огромная сеть бизнес-партнеров, которые тоже интегрированы в наш бизнес. Закрытие «Авито» не может пройти бесследно. Игнорировать интересы всех этих людей равносильно социальному потрясению и удару по экономике.