«Виноградарство и виноделие — особые отрасли в донской экономике»
По словам заместителя директора департамента потребительского рынка Ростовской области Натальи Багряновой, донское виноделие хранит древние традиции, а перспективы его развития кроются в интеграции с туристической отраслью.
Донские вина отличаются высоким качеством, что подтверждают многочисленные победы в российских и международных выставках-дегустациях. Их производят около 30 хозяйств и компаний, чья продукция представлена в шести торговых сетях. Популяризации донских вин способствуют закупочные сессии с сетями, выставки и ярмарки, организованные департаментом потребительского рынка Ростовской области. В планах — интеграция винного туризма в туристическую отрасль региона.
N: — Ростовская область — сегодня один из немногих регионов, имеющих собственную сырьевую базу для производства вина. При этом суровые климатические условия делают нашу область уникальной для развития сортового виноградарства. Что сегодня происходит в этой сфере?
Н.Б.: — Действительно, виноградарство и виноделие — особые отрасли в донской экономике, это часть традиционной донской земледельческой культуры, образа жизни нашего населения, сохраняющие, пожалуй, самые древние на территории России традиции.
Виноградарство и виноделие на Дону существуют и развиваются благодаря высокому качеству донских вин, обусловленному почвенно-климатическими условиями, сложившимся ассортиментом насаждений и технологией виноделия.
Наличие автохтонных сортов винограда является одним из тех важнейших факторов, которые определяют собственное лицо любого винодельческого региона. Это сорта, завезенные хазарами в античный период и казаками — во времена их походов в Европу. Нашей задачей является доведение доли вин, произведенных из автохтонных сортов, до возможного максимума.
На сегодняшний день на Дону осуществляют производственную деятельность 9 винодельческих предприятий и около 20 хозяйств, возрождающих традиции производства высококачественных вин как из традиционных европейских сортов, с которыми хорошо знаком потребитель: «рислинг», «шардоне», «мерло», «каберне-совиньон», так и из донских автохтонных (аборигенных) сортов винограда: «цимлянский черный», «красностоп золотовский», «плечистик», «сибирьковый», «кумшацкий белый», «мускат ладанный» и другие. Российские и международные эксперты считают, что будущее российского виноделия связано именно с автохтонными сортами винограда.
Основная масса виноградников, произрастающих в области, — укрывные. С одной стороны, это увеличивает трудоемкость процесса, с другой — позволяет получать уникальные вина, имеющие собственный неповторимый букет.
Действующие предприятия области постоянно развиваются, работают над расширением ассортимента и улучшением качества выпускаемого вина.
N: — В последние годы департамент потребительского рынка проводит много мероприятий для увеличения представленности продукции местных виноделов в продуктовой сети и сегменте HoReCa. Планируете ли вводить что-то новое?
Н.Б.: — Мы проводим закупочные сессии, обеспечивая прямой диалог производителей и поставщиков с крупноформатными торговыми сетями, представленными на территории области. В рамках закупочных сессий потенциальные поставщики могут познакомиться с руководителями компаний, обменяться контактными данными, узнать о требованиях, предъявляемых торговой сетью к поставляемой продукции, найти деловых партнеров, а также презентовать свои предприятие и продукцию. Это также позволяет расширить географию поставок донской продукции в близлежащие регионы. Как итог донские производители алкоголя заключили договоры на поставку своей продукции компаниям: ООО «Солнечный круг», ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», ООО «О’КЕЙ», ООО «Зельгрос», X5 Retail Grоup, ООО «Лента».
Донские виноделы активно принимают участие в закупочных сессиях, и качественная продукция находит свое место не только в региональных, но и в федеральных сетях. На сегодняшний день руководством предприятий-виноделов заключены договоры на прямые поставки своей продукции:
— с организациями общественного питания Ростовской области, в том числе расположенными на территории аэропорта Платов;
— в вагоны-рестораны СКЖД;
— с организациями оптовой торговли, а также крупноформатными торговыми сетями.
N: — В Ростовской области регулярно проводятся мероприятия с участием донских винодельческих предприятий. Кто допускается к участию в них?
Н.Б.: — В целях популяризации натуральной донской винодельческой продукции департаментом разработан Порядок участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях, имеющих эногастрономическую составляющую, проводимых при информационной и организационной поддержке департамента и специализированной организации территориального кластера «Долина Дона». В соответствии с ним к участию в этих мероприятиях допускаются предприятия — производители алкогольной продукции Ростовской области, имеющие лицензию на производство, хранение и поставки алкогольной продукции, а также члены саморегулируемой организации «Союз виноградарей и виноделов Дона и Волги» (СРО), планирующие получение лицензии в перспективе, по согласованию с председателем СРО.
Одним из пунктов заявки на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, подаваемой потенциальными участниками, является информация о результате протокола испытания вина каждого наименования, указанного в заявке.
N: — Сколько сегодня предприятий в кластере «Долина Дона»?
Н.Б.: — С целью создания благоприятных условий для развития винодельческой отрасли в Ростовской области в рамках концепции кластерного развития в сентябре 2015 года создан территориальный кластер «Долина Дона».
На сегодняшний день в состав кластера входят около 50 организаций — это не только предприятия виноградарско-винодельческого сектора, но и крупнейшие научные и туристические организации, производитель сельхозтехники, коммерческие организации индустрии HoReCa и ретейла.
Деятельность кластера направлена на организацию поддержки и продвижение донского виноделия, а также развитие смежных производств. Координатором территориального кластера «Долина Дона» является департамент потребительского рынка Ростовской области, специализированной организацией выступает Донской государственный технический университет.
В планах работы кластера на текущий год: расширение состава участников, расширение возможностей производственного обучения студентов-энологов, разработка дополнительного формата реализации проекта сети магазинов «Долина Дона», поиск инвестиционных проектов, направленных
на поддержку и развитие виноградарских и винодельческих предприятий участников кластера, проведение мероприятий, направленных на популяризацию донского виноделия (выставки-ярмарки, фестивали, мастер-классы).
N: — Насколько туристам интересно донское вино? Что нужно сделать, чтобы Ростовская область в сознании потребителя из другого региона представлялась как эногастрономический центр России, где есть свое качественное вино?
Н.Б.: — Виноделие является одним из важнейших факторов туристической привлекательности любой страны. Образ таких лидеров мировой туристической отрасли, как Франция, Италия, Испания, во многом определяется именно их винами. В данном случае между двумя отраслями существует взаимозависимость: с одной стороны, рост туристического потока обеспечивает рост потребления местных вин; с другой — вино становится «визитной карточкой» региона, выступая в качестве средства рекламы для привлечения новых туристов. Заметную роль в этом процессе играет и такой специфический вид туризма, как винно-гастрономический, или эногастрономический, число приверженцев которого постоянно увеличивается. Исходя из этих предпосылок можно утверждать, что развитие виноделия позволит существенно повысить конкурентоспособность Ростовской области на российском, а в перспективе и мировом рынке туристических услуг.
Прогнозируется, что одним из самых популярных видов туризма в 2020 году станет тематический. К нему можно отнести и туристские программы, связанные с посещением мест производства вина.
В рамках реализации проекта «Туризм» кластера мы работаем как раз над интеграцией винного туризма в туристическую отрасль региона. Это позволит прежде всего сформировать существенный дополнительный поток туристов, что принесет доход не только винодельческим хозяйствам, но и региону в целом.
Еще одним способом продвижения донской винодельческой продукции является популяризация местного виноделия. В этом ключе департаментом потребительского рынка Ростовской области ведется системная работа по организации и проведению выставочно-ярмарочных мероприятий, круглых столов, конференций, фестивалей.
В октябре прошлого года организован первый областной эногастрономический фестиваль на территории парка «Левобережный». В рамках фестиваля проведены эногастрономические мастер-классы, презентации уникальных донских вин, фермерских продуктов отечественного производства, а также презентация территориального кластера «Долина Дона».
Одна из приоритетных задач, которую мы ставили, — повышение культуры потребления винодельческой продукции среди жителей и гостей нашего региона, основной акцент при этом сделав именно на исторической составляющей.
N: — Чем еще могут выделиться виноделы в Ростовской области?
Н.Б.: — Качество донской винодельческой продукции не раз было отмечено на российских и международных отраслевых выставках. К примеру, в прошлом году в рамках выставки «Винорус-2019» состоялся дегустационный конкурс «Южная Россия — 2019», на котором донское предприятие (АО «Миллеровский винзавод») завоевало одну серебряную и четыре бронзовые медали.
На VI Черноморском форуме виноделия успешно представили свою продукцию донские винодельческие предприятия: ООО «Вилла Звезда» и ООО «Кантина», которые по результатам участия в дегустационном конкурсе «Вина Черного моря — 2019» завоевали награды.
На полях важнейшего отраслевого мероприятия — Всероссийского саммита виноделов — состоялся Международный дегустационный конкурса им. Льва Голицына, который проводился по правилам Международной организации винограда и вина OIV (International organisation of vine and wine). Среди жюри — известные международные эксперты, на суд которых было представлено около 400 образцов винодельческой продукции 70 производителей. Донское вино в «общекомандном зачете» завоевало 3 золотых, 14 серебряных и 5 бронзовых наград.
В конце 2019 года в Москве проходил гранд-салон «Открытие винной страны» — серия мероприятий, приуроченных к выходу винного гида России, проекта под эгидой Роскачества, проводимого совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России. Второе и третье места из почти 100 образцов со всей России — наши донские вина с наивысшими баллами (2-е место — «Мерло» ООО «ДВХ “Эльбузд”», 3-е место — «Каберне Совиньон» ООО «Вилла Звезда»).
Справка
Багрянова Наталья Васильевна родилась в декабре 1966 года в Ростове. В 1990 году окончила РИИЖТ по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование», квалификация — инженер-механик. В 2004 году — СКАГС по специальности «Мировая экономика», квалификация — экономист. В 1999 году поступила на государственную гражданскую службу Ростовской области. С 17 февраля 2011 года — заместитель директора департамента потребительского рынка Ростовской области.