г. Ростов-на-Дону
23 октября 2025 00:27:14
81.35
94.67

Промышленность растет хорошо, но не повсеместно

Губернские власти рапортуют о высоких достижениях донской промышленности, которая за 9 месяцев этого года выросла на 8,5%. Похожие показатели в последний раз были в 2011 году, когда экономика восстанавливалась после кризиса. Нынешний всплеск в основном обусловлен успехами нескольких крупных предприятий, повального оживления промышленности не наблюдается.

Донской промышленный рост вызван преимущественно государственными вливаниями в ВПК (например, ОАО «Роствертол» нарастило производство на 32%), энергетический комплекс (инвестиции в производство и распределение энергии составили больше половины от общей суммы донских инвестиций), увеличением госзаказа на электровозы (НЭВЗ) и комбайны для Крыма («Ростсельмаш»). Кроме того, развивается добывающая промышленность, поскольку увеличились поставки угля в Украину и Крым. К сожалению, эти денежные потоки не распределяются равномерно, не дают толчка для развития смежных производств. Донпром использует преимущественно импортные узлы и детали, даже подшипники и гайки уже везут из Китая, поэтому внушительные цифры роста на крупных машиностроительных предприятиях не вызывают развития малого и среднего бизнеса. Для примера можно взять Батайск — небольшой город, расположенный не в депрессивном районе, а наоборот, в максимальной близости к областному центру. За три квартала этого года индекс промышленного производства там снизился. Из 17 крупных и средних предприятий города 10 уменьшили производство продукции. Среди них и ранее успешные производители железобетонных изделий (МЖБК, «Стройдеталь»), производитель стеклопакетов для металлопластиковых конструкций (ООО «Гласс»), вагонное и эксплуатационное ремонтные депо.

В последние годы многим донским предприятиям перепадали заказы в связи с ведущейся по соседству крупной стройкой олимпийских объектов. Например, до января 2013 года производители железобетонных изделий поставляли продукцию в Сочи, потом продавали ЖБИ строителям железнодорожных путей, а также временных дорог. В этом году, несмотря на бум на строительном рынке, удвоение сданного в эксплуатацию жилья, донские предприятия стройиндустрии переживают кризис. Рельсы теперь прокладываются в основном на востоке страны (БАМ и Транссиб), поэтому пропали заказы от железнодорожников, развитие инженерной инфраструктуры в неосвоенных районах области, видимо, тоже не финансируется, поскольку нет заказов на ЖБИ для строительства временных дорог. А если сократит темпы и строительная отрасль? А если государство начнет сокращать свои расходы на ВПК? Что останется в запасе у Ростовской области для стимулирования промышленности?

Большие надежды возлагаются на приход иностранного инвестора на ТагАЗ. Но это опять сборочное производство из импортных комплектующих, причем авторынок сейчас не на подъеме. Еще одна точка роста на ближайшие годы — подготовка Ростова к ЧМ-2018 по футболу. Чтобы инвестированные туда деньги не осели только в карманах топ-менеджеров и неместных подрядчиков, донским властям надо проявить изобретательность. Кроме того, надо учитывать, что в годы кризисов государство первыми подводит своих подрядчиков, урезая бюджет. Неплохо было бы на этот случай дать бизнесу какие-то новые рычаги для спасения, с разработкой которых нужно поторопиться.

Просмотров: 12193

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Бизнес и власть
Промышленность растет хорошо, но не повсеместно
Сенаторы Совета Федерации РФ провели в Ростовской области расширенное заседание комиссии СФ по мониторингу законодательства в сфере государственного и муниципального контроля и надзора. 
Бизнес и власть
Промышленность растет хорошо, но не повсеместно
Правительство Ростовской области заключило с Роскачеством соглашение об информационном и организационном взаимодействии в рамках ежегодного исследования «Винный гид России». Роскачество проводит его ежегодно совместно с Минсельхозом и Минпромторгом России. На основе исследования составляется национальный каталог качественных отечественных вин.
Бизнес и власть
Промышленность растет хорошо, но не повсеместно
Власти Ростовской области рассматривают возможность строительства дорог для лучшей доступности особой экономической зоны (ОЭЗ) «Ростовская». Объект находится в Новочеркасске. Региональный минтранс представил три схемы. Затраты по каждой из них — около 10 млрд руб.
Бизнес и власть
Промышленность растет хорошо, но не повсеместно
Снижение порога налогообложения для УСН и ПСН на уровень 10 млн руб., при которых мы еще не платим НДС, но при превышении которого его придется платить, принесет огромный урон экономике страны в целом и всему малому и среднему бизнесу.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.