Правила строительных торгов могут измениться
Актуальные проблемы госзакупок в сфере строительства и ЖКХ Ростовской области обсудили депутаты Законодательного Собрания и эксперты. Заместитель председателя ЗС Александр Скрябин (на фото) подчеркнул, что закон о госзакупках имеет ряд проблем, снижающих конкуренцию и доступ большого количества строительных компаний к этому механизму государственно-частного партнерства.
Одной из важнейших проблем в этой сфере вице-спикер ЗС видит в том, что результат торгов во многом зависит от цены, предлагаемой участниками торгов, а не от их профессионализма и опыта. По словам Александра Скрябина, сейчас в стране и в области применяется базисно-индексный метод сметного ценообразования, не отражающий современных условий ведения бизнеса и особенностей отрасли. Внедрение более прогрессивного, ресурсного метода, нормативная база которого на федеральном уровне уже создана, происходит крайне медленно.
Бывший главный архитектор Ростова, а сейчас архитектор «Ростовгражданпроекта» Владимир Гейер заявил о том, что участвовать в госзакупках становится не просто трудно, а бессмысленно. Он рассказал о пяти тендерах, в которых «Ростовгражданпроект» хотел участвовать. В одном из них при первоначальной стоимости в 5,5 млн рублей контракт был заключен за 124 тысячи рублей, в другом победитель сбил цену с 4,1 млн рублей до 134 тысяч рублей.
— Я даже представить себе не могу, что можно за такие деньги делать, теперь с нетерпением жду, что принесут победители аукционов по этим контрактам, — добавил Владимир Гейер.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Сергей Шнейдер рассказал об анализе закупок, который провела палата. По разделу «Проектирование строительства» ТПП проанализировала 64 закупки на сумму более 3 млрд рублей, проводившиеся с 13 июля по 26 августа в Ростовской области (максимальная стоимость одной закупки — 250 млн рублей).
— Почти все они проводились в форме электронного аукциона. Только 28% из них завершены, остальные были признаны недействительными. В 50% случаев контракт был заключен с единственным источником. 69% средств достались этим единственным участникам торгов, — рассказал Сергей Шнейдер.
По его словам, экономия бюджетных средств в том случае, если контракт заключается с единственным участником, составила лишь 0,3% от суммы контракта, в случае конкурентных торгов — 3%. Общая экономия по проанализированным контрактам мизерна — 0,6%.
— По данным Счетной палаты РФ, 70% всех нарушений связано с ценообразованием и это имеет отношение не только к коррупции. Речь идет об абсолютной неадекватности сметного метода определения цены строительства. Мы находимся в средневековье. Цены складываются из установленных еще в советский период нормативов, помноженных на множество разных коэффициентов, — заявил вице-президент ТПП, добавив, что «строительные работы должны закупаться на конкурсах, а не на аукционах, и главными критериями должны быть опыт и квалификация, а не цена. Аукционная форма торговли отталкивает малый бизнес от желания участвовать в таких торгах».
— Мы планируем обратиться в Министерство экономического развития Ростовской области с предложением создать типовые государственные контракты на выполнение проектных и строительных работ. Также планируем обратиться с инициативой в Минстрой РФ в части ускорения ухода от базисно-индексного, по сути советского, ценообразования к ресурсному, рыночному методу, — рассказал Александр Скрябин.